Как в Штатах воспринимают план победы Зеленского? Следует ли рассчитывать на деньги от российских активов уже в этом году? Какой США видят дальнейшую поддержку Украины? Forbes Ukraine пообщался с посольством США в Украине Бриджит Бринк сразу после ее возвращения из Вашингтона. Блиц-интервью
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Утром 28 сентября глава Посольства США в Украине Бриджит Бринк вернулась в Киев после длительного визита в США, куда на прошлой неделе приезжал и президент Украины Владимир Зеленский.
Практически сразу с поезда Бринк уехала выступить на конференции Ukraine Economic Recovery Framework, организованной украинским представительством Всемирного банка. На событии присутствовали бывшие и действующие чиновники, нардепы, представители think thanks и бизнес-ассоциаций. Ключевая тема мероприятия – реформы в Украине. «Ваше руководство, правительство, парламент и народ смогли добиться значительных результатов», – говорит Бринк в разговоре с редактором Forbes Ukraine, отвечая на вопрос, какую условную оценку можно поставить за реформаторские усилия украинской власти.
Почему это важно? Третий год полномасштабной войны с Россией не будет прост с точки зрения международной поддержки. Неопределенность начинается с самих США из-за президентских выборов в ноябре. Напряженность в гонке затрагивает и Украину. Впрочем, Бринк не стала комментировать скандал с визитом Зеленского на оборонный завод в штате Пенсильвания, из-за чего спикер Палаты представителей США Майк Джонсон призвал уволить посла Украины в США Оксану Маркарову.
Что украинская делегация во главе с Зеленским привезла из США? На какую поддержку реалистично рассчитывать в будущем году? И что дала работа спецпредставителя Байдена по восстановлению Украины Пенни Прицкер?
Блиц-интервью Бриджит Бринк сокращено и отредактировано для ясности.
Как прошел визит в США
Вы только что вернулись из Соединенных Штатов. Ваши впечатления преимущественно положительные или есть негативные моменты?
Сильный акцент на Украине был и во время мероприятий в ООН, и во время двусторонних встреч в Белом доме. Это была хорошая серия встреч с президентами Байденом и Зеленским, а также с вице-президентом Харрис. Президент Украины представил свой план победы моему президенту. Они обсудили его и президент Байден дал задание своей команде работать с украинской стороной, чтобы поддержать этот план.
Также обсуждались все основные вопросы, важные для Украины: ситуация на поле боя, экономика, энергетика.
Какие конкретно результаты визита украинской делегации в США вы бы выделили?
Результаты на самом деле были объявлены заранее. Самое главное – увеличение помощи в сфере безопасности. Президент Байден объявил о предоставлении помощи на $7,9 млрд. Из них $5,5 млрд – presidential drawdown authority, что позволяет немедленно отправить из наших запасов оборудование на передовую. Это будет сделано в течение следующих недель и месяцев.
Президент Байден заявил, что каждый цент этой суммы будет израсходован во время работы его администрации. Это самый большой пакет поддержки с начала полномасштабного вторжения России. Еще почти $2,5 млрд предоставлено через USAI. Эти средства предназначены также для покрытия долгосрочных нужд. Они будут использованы для заключения договоров с бизнесом.
Важный результат – мы также обязались увеличить количество украинских пилотов F-16, которых будут тренировать Соединенные Штаты. Также есть договоренность о дальнобойных боеприпасах, что также важно для вас на поле боя (речь идет о крылатых бомбах JSOW для F-16, – Forbes).
Есть договоренность о том, что президент Байден проведет встречу на уровне лидеров в Рамштайне в рамках UDCG (Ukraine Defense Contact Group). Это заявление направлено на то, чтобы показать, насколько важно поддержать вас сейчас. Наши усилия не будут изолированы, мы также объединим других партнеров для того, чтобы поставить вашу страну в наиболее сильную возможную позицию в осенний период.
Американские медиа писали, что Белый дом не был впечатлен предложениями мирного плана Зеленского. Корректна ли такая оценка?
Я думаю, стоит оставить все вопросы, касающиеся плана президента Зеленскому. Он представил его нам в конфиденциальном порядке как стратегию для совместной работы, чтобы помочь ему одержать победу в войне.
Наша задача сейчас состоит в том, чтобы сделать все возможное для поддержки этих усилий и сотрудничать с украинским правительством. Речь идет о том, чтобы помочь Украине защищаться сейчас и сдерживать предстоящую агрессию. И я считаю, что этот план включает способы достижения обеих целей. Нашим командам теперь необходимо работать вместе, чтобы определить, как лучше достичь этой цели.
Forbes Ukraine писал, что одним из ключевых пунктов плана Зеленского есть давно обсуждаемые удары по территории России с использованием западного оружия. Но Украина до сих пор не получила разрешения на это. Есть ли дискуссия по поводу других решений или действий, которые могли бы оказывать давление на РФ для достижения справедливого мира?
Как отметил секретарь Энтони Блинкен во время своего визита в Киев, наши усилия направлены на то, чтобы бойцы на фронте получали то, что им нужно, и когда это нужно. Мы адаптируемся к ситуации по мере ее развития. Так что лучше оставить эти операционные детали на усмотрение военных.
Повышение налогов: необходимо принимать трудные решения
Украинское правительство ожидает получить $38 млрд международной бюджетной поддержки в следующем году. Реалистично ли дальше рассчитывать на такие же объемы финансовой помощи, как было в этом и в прошлом году?
Прежде всего, я рада, что нам удалось выполнить просьбы президента, и Конгресс утвердил $61 млрд весной для поддержки украинских усилий в войне. Мы до сих пор используем эти средства. Что касается будущего, я не могу точно предсказать это в своей текущей должности.
Могу сказать, что Украина продолжает пользоваться сильной двухпартийной поддержкой в Америке, что касается обеих палат Конгресса, а также широкой поддержки среди общественности.
Другое дело – мы работаем над разблокировкой $50 млрд ссуды для Украины, базирующейся на российских суверенных активах. Мы верим, что это можно сделать в сотрудничестве с европейцами и другими партнерами до конца года. Если мы добьемся успеха, а у меня есть все основания полагать, что мы это сделаем, это откроет значительную сумму средств.
Будущее финансирование, конечно, потребует определенных шагов, особенно учитывая предстоящие выборы в Америке, и к этому решению еще предстоит прийти. Но могу сказать, что я не вижу уменьшения сильной двухпартийной поддержки Украины.
Участвует ли посольство США, как крупнейшей страны-донора Украины, в обсуждении вопроса повышения налогов? Большой пакет, подготовленный Минфинансов, был значительно сокращен. Удовлетворены ли вы усилиями украинского правительства и парламента по аккумулированию внутренних ресурсов?
Нет, как иностранное правительство мы не участвуем во внутренних обсуждениях вашего правительства и парламента. Вопрос повышения налогов важен для Украины для обеспечения сбалансированного бюджета. В частности, на этом основана программа МВФ, которая тоже приносит миллиарды долларов вашей экономике.
Это критический элемент, обеспечивающий сбалансированность бюджета, поэтому необходимо принимать трудные решения. Мы тесно сотрудничаем с Американской торговой палатой, и, насколько я понимаю, у них было много разговоров с министром финансов и членами парламента. Это украинские бизнесы, но у них есть определенная связь с Америкой. Мы поддерживаем эти сложные меры для обеспечения сбалансированности бюджета, продолжения программы МВФ и сохранения доверия доноров.
Результаты Пенни Прицкер
Недавно Пенни Прицкер завершила свою деятельность в должности спецпредставительницы США по восстановлению Украины. Какие вы выделили бы главные результаты ее работы?
Ее опыт и роль делали ее идеальной кандидаткой для этой работы. Также ее личная история, связанная с Украиной.
Она активизировала частные и государственные инвестиции в Украину даже во время войны. Помогла создать первую в своем роде военную страховую систему, которая способствовала и поощряла инвестиции.
Прицкер работала на многих направлениях, чтобы повысить экспортный потенциал, что крайне важно для возврата денег в госбюджет и экономику, а также для поддержки фермеров и бизнеса. Она также помогла заключить соглашения о совместном производстве в оборонной промышленности, что будет очень важно для вашего будущего. И, в дополнение к этому, она была активной сторонницей реформ, проводимых вашим правительством и парламентом, для того чтобы сделать страну максимально привлекательной для бизнеса, даже в нынешних условиях.
Сейчас эту роль принял наш заместитель госсекретаря Ричард Верма. Он уже посетил Украину в сентябре и привез представителей американского бизнеса.
Я ожидаю, что он вернется осенью. Я общалась с ним два дня назад, и он был очень активен и заинтересован в этой работе. Верма также бывший бизнесмен и имеет уникальный опыт и знания, чтобы продолжить то, что сделала секретарь Прицкер, без замедления или остановки.
Вы упомянули соглашения о совместном производстве в оборонном секторе. О чем именно идет речь?
Недавно, кажется в августе, было заключено одно такое соглашение. По-моему, это произошло в августе, если я правильно помню. И есть другие соглашения, которые находятся в разработке со стороны Госдепартамента. Мы имеем значительную сумму около $2 млрд, которую государственный секретарь Блинкен объявил в мае для оборонной промышленности и поддержки соглашений по совместному производству. Но есть и другие фонды, направленные на это.
Вместе с заместителем госсекретаря Вермой в его роли спецпредставителя по экономическому восстановлению Украины мы будем продолжать эти усилия.
Какое будущее этой должности? У США есть отдельный представитель в мультидонорской платформе поддержки Украины. Не пересекаются ли эти функции?
Я думаю, что мультидонорская платформа играет свою роль, и мы будем продолжать поддерживать ее. Это направление возглавляет ваш премьер-министр, чтобы способствовать инвестициям и обеспечить приоритетность потребностей.
Оценка реформ в Украине
Какую оценку за проделанные реформы можно поставить украинскому правительству за последние два года? Скажем, по десятибалльной шкале?
Я бы сказала, что, вероятно, ни одна другая страна не вынуждена была делать то, что пришлось делать Украине – одновременно вести полномасштабную войну с гораздо большим агрессором и параллельно осуществлять огромную внутреннюю трансформацию для достижения поставленных целей: сохранить страну и народ, а также двигаться к членству в ЕС и НАТО. Я не недооцениваю вызовы, которые перед вами стоят. И я бы сказала, что есть отличный прогресс.
Я здесь почти два с половиной года, и за это время наблюдается значительное движение на пути реформ. Я могу назвать много разных достижений. Например, назначение руководителей антикоррупционных институтов. Когда я прибыла сюда, ни в одном из этих учреждений не было руководства.
Прогресс в принятии закона о корпоративном управлении – этого не было раньше. Значительный прогресс в реформе судебной системы является достаточно сложным преобразованием, но чрезвычайно важен как для бизнеса, так и для экономики.
Это лишь три большие сферы, но еще многие другие реформы были проведены. Могу также отметить недавнее принятие закона о Бюро экономической безопасности, реформу таможни. Все эти вещи очень сложны, и они выполняются даже в условиях войны.
Конечно, можно сказать, что предстоит еще много работы. Но на самом деле многое уже сделано. Факт в том, что ваше руководство, правительство, парламент и народ смогли добиться значительных результатов на данный момент. И Соединенные Штаты, и я лично, привержены поддержке в достижении этих более широких целей, таких как быстрое вступление в ЕС. Равно как и вступление в НАТО. И самое главное – помочь вам выиграть эту войну. У вас много поклонников, включая прежде всего Соединенные Штаты.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.