Верховная Рада 1 июля приняла в первом чтении законопроект Владимира Зеленского 5599 об ограничении влияния олигархов. Авторы законопроекта говорят, что закон примут в целом в течение следующих двух недель
Согласно проекту президента, олигарх – лицо, которое принимает участие в политической жизни, владеет СМИ, занимает монопольное положение в любой индустрии и распоряжается активами в 2,2 млрд грн ($84 млн). Если бизнесмен отвечает трем из четырех критериев, то СНБО может наделить его статусом «олигарх».
Низкий порог в $84 млн – умышленное решение, так легче доказать наличие активов, говорит Малюська. «Конечно, можно было бы ориентироваться на рейтинг журнала Forbes, но это не является юридически надлежащим доказательством. Если сразу поставить сумму в миллиард долларов, то доказать наличие активов будет сложно».
Цель закона, по словам Малюськи, ограничить влияние тех, кто оперирует активами более чем на миллиард долларов: Ринат Ахметов, Константин Жеваго, Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, Петр Порошенко, Дмитрий Фирташ. Если парламент проголосует за президентскую версию – им дадут полгода, чтобы продать, закрыть или передать медиа-активы; в противном случае они рискуют попасть в реестр олигархов по другим критериям. Ахметов, Коломойский, Пинчук и Фирташ владеют 27 из 44 общенациональных телеканалов Украины.
Бизнесменам со статусом «олигарх» запретят финансировать политические партии, участвовать в приватизации крупных госпредприятий; чиновники должны будут подавать декларации о контактах с такими лицами и их представителями. Закон не объясняет, как быть с депутатами. Порошенко, Вадим Новинский и Юрий Бойко могут попасть в реестр; они ежедневно контактируют с нардепами.
«Олигархов» также обяжут подавать декларацию об имущественном состоянии. В законопроекте не прописана ответственность за нарушение этой нормы. Но, по словам Малюськи, ответственность за недостоверное декларирование для олигархов предусмотрена будет: лишение свободы до трех лет. «У олигархов есть стимул раскрываться по-максимуму», – говорит Малюська.
В реестре будет храниться информация об олигархах: их декларации и декларации чиновников, которые с ними контактировали. Этой информацией смогут пользоваться иностранные компании, проводя compliance украинским компаниям перед подписанием контрактов.
Реестр также позволит правоохранителям и органам центральной власти отслеживать незаконное движение средств и имущественных прав. «Такое ружье на стене будет удерживать олигархов от схем и попыток обойти требования, установленные законом», – говорит Малюська.
Вся власть в руках СНБО
Законопроект не регулирует процедуру принятия решения о включении лица в реестр «олигархов», поэтому вносить лицо в реестр или нет, решать будет только СНБО. Такие решения могут быть обжалованы в Конституционном суде.
«СНБО – координационный орган «при Президенте», а его решения вводятся в действие соответствующими указами, из чего следует, что орган не может наделяться полномочиями, которыми сам Президент не наделен», – говорится в заключении Главного научно-экспертного управления при Верховной Раде. Иными словами, закон наделяет президента и СНБО полномочиями, не предусмотренными в Конституции.
Проект закона не дает бизнесменам возможности обжаловать решение о статусе «олигарха» до начала действия ограничений. Это нарушает принцип верховенства права и приведет к искам в Европейский суд по правам человека, говорят юристы Главного научно-экспертного управления.
Альтернативные законопроекты
Депутаты «Европейской солидарности», «Голоса», «За будущее» и «Батькивщины» зарегистрировали три альтернативных проекта закона, предлагая повысить порог стоимости активов до €100 млн, или $120 млн; передать роль СНБО Нацагентству по предупреждению коррупции или дать судам возможность отменить решение СНБО по поводу включения того или иного лица в реестр «олигархов». Парламентский Комитет по нацбезопасности поддержал президентский и альтернатвные законопроекты. Юристы Главного научно-экспертного управления при Верховной Раде не поддержали ни один из проектов из-за несоответствия украинским законам и Конституции.
Если после первого чтения будет много правок, парламент перенесет голосование на осень, говорит председатель партии «Слуга народа» Александр Корниенко. По его словам, собрать депутатов во время парламентских каникул не удастся.
Закон о деолигархизации – первый шаг
Корниенко называет законопроект «рамочным». Полная картина того, как именно будут бороться с влиянием крупного бизнеса на экономику и политику, по его словам, появится с будущими законопроектами, которые закроют пробелы закона о деолигархизации: урегулируют вопрос лоббизма, внесут изменения в законы о СМИ, рекламе, в избирательный кодекс, в антимонопольное законодательство и даже создадут отдельный суд, где будут рассматриваться иски против олигархов.
«Борьба с олигархами будет учитывать опыт США, которым преодолеть эти проблемы помогло так называемое «антитрестовское законодавство», – говорит член СНБО, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. – То, что сейчас инициирует президент, будет подобной инициативой по своей сути, историческому масштабу и сложности».
Однако чтобы уменьшить экономическое влияние крупных бизнесменов, не нужно было принимать закон о деолигархизации, говорит директор аналитического центра «Политика» Николай Давидюк. Антимонопольный комитет может и сегодня определять концерны и синдикаты, доказывать связи между компаниями и связывать их с одним бенефициаром, считать стоимость структур и измельчить монополии.
Разорвать цепь «олигархическая экономика – монополия – коррупция» возможно силами АМКУ, соглашается один из руководителей партии «Слуга народа» на правах анонимности, но тогда политические дивиденды достались бы главе АМКУ. «Мы же понимаем, насколько хорошо звучит «закон против олигархов» и насколько – даже при негарантированном эффекте – это хороший политический инструмент для набирания политических баллов», – говорит депутат президентской партии.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.