Автогаз российского происхождения смешивают с европейским, прежде чем импортировать в Украину /Shutterstock
Категория
Деньги
Дата

«Российский автогаз повсюду». Украина закупает сжиженный газ, произведенный в России, на миллионы долларов

3 хв читання

Автогаз российского происхождения смешивают с европейским, прежде чем импортировать в Украину Фото Shutterstock

Украина требует ужесточения санкций против России и запрета импорта российских товаров. Но от 20% до 30% автогаза в Украине имеет российское происхождение, что приносит стране-агрессору ежемесячно от $8 млн до $12 млн. Власти признают проблему и пытаются найти решение, однако пока безуспешно. Что заставляет украинских импортеров покупать российское горючее и как это работает

«Российский автогаз повсюду. Смешивают все страны-поставщики: Румыния, Польша, Болгария, Литва», – говорит основательница компании-импортера сжиженного газа «Омния трейд» Юлия Андреева.

По оценкам «Консалтинговой группы А-95», последние месяцы около 30% всего импортируемого Украиной автогаза имело российское происхождение. Коллеги из компании «НефтеРынок» оценивают долю скромнее – в 20%. Но даже 20% – это около $8 млн.

Как это возможно при запрете на импорт товаров из России?

До вторжения Россия была самым крупным поставщиком сжиженного газа в Украину. В 2021-м общий импорт автогаза составил 1,5 млн т, треть шла напрямую из России. В белорусских и казахстанских поставках тоже была немалая доля российского топлива (обе страны занимали по 15%). В Украине производилось только 21% автогаза, по данным «Консалтинговой группы А-95».

После вторжения эти три самых больших канала недоступны, импортерам пришлось быстро перестроить логистические цепи. Они справились – в прошлом году украинцы потребили 1,1 млн т автогаза, из которых завезли 837 900 т. Около 64% импортировали из Польши, еще по 10% – из Литвы и Румынии, говорит директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан.

Крупнейшие импортеры, по данным соучредителя «Консалтинговой группы А-95» Артема Куюна – БРСМ, ОККО, «Авантаж», «Захидэкотоп», «Надежда».

Инфографика: Александра Железнова

В ноябре Украина импортировала из Литвы 8100 т автогаза, по данным «НефтеРынка» Фото Инфографика: Александра Железнова

Большинство стран поставляет в Украину гораздо больше газа, чем ее производственные возможности. Последние месяцы Литва и Латвия экспортируют в Украину около 8000 т. Единственный производитель сжиженного газа в странах Балтии – литовский Мажейкяйский НПЗ польской группы Orlen, который может экспортировать до 3000 т, говорит аналитик консалтинговой компании «НефтеРынок» Александр Сиренко.

Откуда дополнительные объемы?

Российско-европейский микс автогаза

В 2021-м крупнейшим источником сжиженного газа для Литвы была Латвия – 77,6%, а в Латвию газ попадал преимущественно из России – 88%, по данным Евростата. За девять месяцев 2022 года Латвия также закупила у России почти 90% автогаза.

В Литве, Польше, Румынии российский автогаз на газонакопительных станциях смешивается с американским или норвежским, объясняет Андреева из «Омния трейд». Если газ по крайней мере на 51% состоит из производимого в ЕС, он получает европейский сертификат происхождения. «Смесь газа из России и скандинавских стран вполне легально получает сертификат происхождения ЕС и идет на экспорт, в том числе и в Украину», – признает Сиренко.

При этом украинское законодательство не запрещает завозить автогаз без сертификата происхождения, то есть горючее, которое на 100% может быть российским, добавляет Куюн. По данным его компании, 56% ресурса из Литвы и Латвии уходит в Украину без сертификата происхождения, из других стран – 27%.

«Стараемся покупать газ с сертификатом Orlen, однако мы никогда не знаем, нет ли там российского газа, – признает Андреева из «Омния трейд». – Точно так же с российскими бензином и дизелем».

А что с российским бензином и дизелем? /Shutterstock

А что с российским бензином и дизелем?

Нефть российского происхождения начали смешивать с ресурсом других источников еще в апреле, писало издание The Wall Street Journal. В июне–июле в британские порты прибыло нефти из РФ на £80 млн, писало The Times.

Проблема сокрытия российского дизеля и бензина впереди, ведь эмбарго на импорт российских нефтепродуктов вступит в силу с 5 февраля, пишет Reuters. Предполагают, что для изменения источника происхождения ресурс будут сначала везти в другие страны, в частности Индию.

Что заставляет трейдеров во время войны везти сжиженный российский газ из стран Балтии?

Ответ на поверхности – меньшая цена.

Котировки российского сжиженного газа на границе Беларуси и Польши 18 января – $380, говорит Сиренко. Это на $200 дешевле, чем норвежский или американский газ.

Разница в $200 – это 4 грн/л в конечной цене, говорит Андрей Корольчук, руководитель компании «Люкс трейд ресурс».

Европейский выбор

В Министерстве энергетики Украины признают, что в Украину может ввозиться сжиженный газ российского происхождения, однако в меньших объемах, чем говорят эксперты. «30% – это преувеличение, – говорит Forbes заместитель министра энергетики Украины Николай Колиснык. – ЕС минимизирует поставки из России».

20 января Минэнерго провело заседание по поводу импорта сжиженного газа российского происхождения. Обменялись мнениями, быстрого и простого решения здесь нет, говорит Куюн.

«Борьбу с ресурсом российского происхождения нужно проводить не в Украине, а в ЕС. А процедуру проверки сертификатов происхождения нужно реформировать», – добавляет он. Пока импорт сжиженного газа из России в ЕС не запрещен, а подлинность сертификата трудно проверить, открытого реестра этих документов нет.

5 февраля в ЕС начнет действовать эмбарго на российские нефтепродукты. Колиснык из Минэнерго надеется, что это эмбарго остановит поставки сжиженного газа в ЕС из России. Сиренко не разделяет оптимизма чиновников: формулировка в восьмом пакете санкций размыта, сжиженный газ может избежать запрета.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд