Бюро экономической безопасности заявило о подозрении экс-владельцу Sense Bank Михаилу Фридману по делу о возможном отмывании средств и выводе активов из Украины. Речь идет об уплате роялти украинским банком в пользу материнской структуры. Почему правоохранители считают это подозрительным
Подозрение Михаилу Фридману по делу об отмывании средств, о котором Бюро экономической безопасности (БЭБ) заявило днем 18 августа, касается роялти, которое бывший Альфа-Банк Украина платил сначала российскому «сестринскому» банку, а затем – кипрской ABH Ukraine за использование этой торговой марки. Об этом свидетельствуют материалы, изложенные в Едином реестре судебных решений, и релиз Офиса генпрокурора.
Дело тянется с прошлого года. Осенью 2022-го подозрения в ней получили бывшие топ-менеджеры банка. Это уже второй эпизод активизации украинских следственных органов вокруг Фридмана, его бизнес-партнеров и должностных лиц бывшей «Альфы» (с декабря 2022 года – Sense Bank) за последние несколько недель. В первый день после национализации учреждения, 21 июля, сотрудники СБУ и Офиса генпрокурора провели обыски в банке и жилье нескольких его бывших топ-менеджеров.
В чем подозревают Фридмана и есть ли у правоохранителей доказательства?
Что за дело против Фридмана и при чем здесь роялти
Краткое изложение дела о роялти «Альфы» сводится к тому, что в июле 2021-го украинский банк заключил лицензионное соглашение с материнской структурой ABH Ukraine (Кипр), по которому должен платить ей ежегодные роялти за пользование торговой маркой в сумме 448 млн грн в год, или $16,4 млн. До этого платежи получал российский Альфа-Банк, однако сумма была на три порядка меньше – почти 355 000 грн в год, говорится в материалах следствия, обнародованных в Реестре судебных решений.
На полученные средства ABH Ukraine приобрела государственные облигации Украины, утверждается в материалах дела. Правоохранители трактуют это как легализацию средств, полученных преступным путем в интересах Фридмана. В обнародованной аргументации следователей не раскрывается, почему эти средства имеют преступное происхождение.
«Характер указанных хозяйственных операций свидетельствует об умышленных действиях должностных лиц и бенефициаров Альфа-Банка Украины, направленных на присвоение средств, умышленное доведение до банкротства и уклонение от уплаты налогов», – говорится в материалах из реестра.
Именно по части дела об уклонении от налогообложения совокупно на 18 млн грн в сентябре 2022-го подозрения получили двое бывших топ-чиновников банка. Следствие считает, что история с роялти была заранее разработанным планом вывода активов «Альфы» на Кипр, где действует льготное налогообложение.
Собственно Фридмана подозревают в эпизодах отмывания имущества на $1,2 млн и €1,93 млн, отмечается в релизе БЭБ. Бюро не уточняет, как именно эти суммы были выведены из Украины. Также в рамках этого дела в начале июня БЭБ арестовало 738 объектов недвижимости, говорится в сообщении бюро.
Почему стоимость бренда «Альфы» выросла в 1200 раз
В пресс-релизе, опубликованном 18 августа, компания ABH Holdings SA (Люксембург, холдинг, аккумулирующий банковские активы «Альфа-Групп») резко отрицает возможность вывода средств из Sense Bank Фридманом. «Он никогда не участвовал в управлении банком или структурировании каких-либо его транзакций», – говорится в сообщении компании.
ABH Holdings считает, что очередное дело, инициированное украинскими правоохранительными структурами, является попыткой сыграть на опережение до того, как Фридман, Авен и партнеры начнут защищать свои права в международных судах после того, как правительство национализировало их банк.
Как объяснить действительно аномальное увеличение суммы роялти? При заключении нового лицензионного соглашения стороны провели оценку бренда с учетом доходности бизнеса, уточняет собеседник среди бывших топ-менеджеров «Альфы», который попросил не указывать его имя в этой статье из-за сенситивного характера информации. В 2021 году чистая прибыль банка составила 3,35 млрд грн. В 2020-м было 1,2 млрд грн, в 2019-м – 1,9 млрд грн. Переоценка контракта, по данным следствия, производилась на основе отчета консалтинговой компании BFC. Ее директор Андрей Андреев отказался комментировать этот проект.
«Торговые марки с названием банка стоили дорого, их использование обеспечивало прибыль, – говорит в комментарии переданом Forbes после публикации этой статьи Лилией Мельник, PR-менеджеркой юрфирмы VB Partners, которая представляет интересы одного из бывших топ-менеджеров Sense Bank в этом деле. – В ходе уголовного производства проведено несколько независимых экспертиз, установлено соответствие ставки роялти рыночным условиям, экономическую обоснованность лицензионного договора, выполнение принципа «вытянутой руки». Но следствие не обращает на это внимания».
Если бренд действительно вырос, стоимость роялти может быть увеличена, говорит руководитель практики сопровождения бизнеса Juscutum Дмитрий Палющенко. Впрочем, основания для подозрений в определенной нерыночности и возможном выводе средств в другие юрисдикции в кейсе «Альфы» все же есть, поскольку речь идет о соглашении между родственными структурами, добавляет он.
Сторона защиты считает абсурдной аргументацию следствие о попытке менедмента банка создать схему по уклонению от налогообложения на 18 млн грн. «Банк ежегодно платит свыше 1 млрд грн налогов», – отмечается в комментарии адвокатов экс-менеджера Альфа-Банка.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.