Категория
Деньги
Дата

Что больше угрожает Украине – дефолт или паника? Как Украина будет разбираться с кредиторами по выплате $13,4 млрд долга. Рассказывает экономист Максим Самойлюк

3 хв читання

Максим Самойлюк дефолт борг /из личного архива

Экономист Центра экономической стратегии Максим Самойлюк Фото из личного архива

Недавно украинцев напугала статья The Economist о том, что у Украины остался месяц, чтобы избежать дефолта. Правительству действительно нужно завершить переговоры о реструктуризации части долга к августу, и есть вероятность, что вовремя это сделать не получится. Действительно ли последствия могут быть катастрофическими? Даже при худшем сценарии эффекты будут незаметны для украинцев, объясняет экономист Центра экономической стратегии Максим Самойлюк.

Весь государственный и гарантированный государством долг (и внешний, и внутренний) на конец мая 2024 года составил около $150 млрд. $40 млрд от этой суммы – внутренние долги, выплаты по которым украинское правительство не прекращало даже в самые тяжелые недели войны.

Большая часть внешнего долга – льготные кредиты от официальных кредиторов, которые мы получали во время войны, и $4 млрд старых кредитов, по которым страны G7 согласились отсрочить выплаты до 2027 года. Переговоры же идут о реструктуризации частного внешнего долга и касаются всего около $20 млрд еврооблигаций, выпущенных до начала полномасштабной войны.

Летом 2022 года, когда полномасштабное вторжение продолжалось всего несколько месяцев, Украина договорилась с частными кредиторами о приостановлении долговых выплат (так называемый standstill) по еврооблигациям на два года. Предполагалось, что за это время ситуация безопасности улучшится и выплаты можно будет возобновить.

К сожалению, в 2024 году российское вторжение все еще продолжается, а срок действия договоренности о приостановке выплат по частному внешнему долгу Украины истекает уже в августе. Если с кредиторами не договориться, Украина будет юридически обязана возобновить выплаты по этим долгам.

Без реструктуризации Украина должна будет выплатить $13,4 млрд за следующие четыре года.

Это сравнимо с суммой, которой не хватает украинскому бюджету для финансирования обороны уже в 2024 году (приблизительно $10–12,5 млрд). Учитывая, что в настоящее время Украина финансирует все гражданские расходы государственного бюджета на средства иностранной помощи, можно ожидать, что Украина в любом случае не будет тратить крайне ограниченные ресурсы на погашение этих долгов.

Именно об этом идет речь, когда сейчас говорят о потенциальном дефолте – если Украина не будет возобновлять выплаты по этим долгам в ближайшие годы, но не получит согласия кредиторов на это.

Возможные сценарии

Первый, наиболее вероятный и оптимальный, – это если правительство сможет договориться о реструктуризации.

Украина спишет часть долга (размер списания зависит от договоренностей) и отсрочит платежи на ближайшие (и самые тяжелые для бюджета) годы, а кредиторы будут четко понимать сроки, когда они начнут получать свои средства обратно.

Есть вероятность, что юридически оформить договоренности вовремя не получится, и Украине придется объявлять чисто технический мораторий на первые платежи, которые должны быть возобновлены в августе – но это будет согласовано с кредиторами.

Если договориться о реструктуризации не получится даже с опозданием, существует вариант продления моратория на платежи, например еще на год. Но договоренность об очередном standstill просто отложит проблему на будущее.

Реструктуризация сейчас позволит обеим сторонам зафиксировать условия будущего сотрудничества. Но если договориться о реструктуризации в ближайшие недели все же не удастся, согласованный мораторий, безусловно, будет лучше, чем односторонний дефолт Украины.

Третий сценарий – дефолт, если ни о реструктуризации, ни о продлении моратория на платежи договориться не получится.

К каким последствиям приведет потенциальный дефолт

В ближайшей перспективе – ни к каким. Украина не будет платить кредиторам, продолжая финансировать оборону, но рано или поздно вернется к переговорам, чтобы в будущем восстановить доступ к внешним частным рынкам капитала.

А учитывая то, что сейчас мы и так ничего не занимаем у частных кредиторов (потому что из-за войны и рисков ставки слишком высоки), то дефолт на практике не изменит ничего и не будет иметь объективного влияния на, например, курс доллара.

Если этот дефолт не страшен, почему лучше было бы его избежать

Несмотря на отсутствие практических краткосрочных последствий украинского дефолта, его все же следует избегать, чтобы улучшить условия для возвращения Украины к внешнему кредитованию, когда ситуация с безопасностью позволит это.

Достичь сделки выгодно для обеих сторон. Украина сможет подтвердить свою приверженность договоренностям, а фактические выплаты учитывают удар агрессии России по украинской экономике.

В свою очередь, частные кредиторы смогут зафиксировать график погашения долга в будущем. Вопрос лишь в том, где будет та середина, приемлемая и для нас, и для кредиторов, и смогут ли ее найти вовремя.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд