В Украине за прошлый год государственный долг увеличился с 72% ВВП до 80%. Стоит ли нам всем заниматься этой статистикой? Исходя из сегодняшних реалий, это отличный результат, рассказывает руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. Но объясняет, чем мы этому обязаны.
Во-первых, вспомним, что, по начальной версии государственного бюджета, прямой долг правительства на конец 2023-го должен составить примерно 86% от ВВП. Это при запланированных тогда расходах на оборону и безопасность на нереально «оптимистическом» уровне, ведь по факту они оказались в полтора раза выше. И это при запланированных тогда объемах международной финансовой помощи на уровне $38 млрд, которая по факту достигла $42,5 млрд.
Государственный долг* на конец года как % от ВВП соответствующего года
* Здесь и везде по тексту – прямой государственный долг (без гарантированного)
Такому положительному результату мы обязаны:
- Украинцам, которые быстро смогли адаптироваться к новым реалиям и превзойти ожидания правительства по экономическому росту. Если бы украинская экономика вышла на тот уровень, который ожидало правительство, у нас был бы больший долг на 3% от ВВП.
- Нацбанку за то, что не слушал чиновников и не довел курс доллара до ожидаемых Минфином 42,2 грн. Иначе имели бы больший долг на 5% от ВВП, при прочих равных условиях.
- Соединенным Штатам, которые предоставили финансовую помощь Украине в виде грантов на $11 млрд. Если бы вместо грантов мы должны были финансировать дефицит бюджета ссудами, имели бы больший долг на 7% от ВВП.
Во-вторых, не беспокоимся о том, что государственный долг Украины достиг заоблачных значений. Что касается нашей ситуации, он совсем не заоблачный. Более того, во многих западных странах соотношение государственного долга к ВВП значительно выше, чем в Украине. И они об этим не беспокоятся. Все потому, что ни одна страна не ставит своей целью за один день погасить госдолг. Как правило, погашение долга растягивается на десятилетия.
Что немаловажно, у нас тоже график выплаты государственного долга растягивается на десятилетия. Да, несмотря на то что у нас соотношение госдолга к ВВП за последние два года почти удвоилось, запланированные выплаты на погашение этого долга на ближайшие годы (по отношению к ВВП) остались практически на уровне довоенного 2021 года. А рост долга в основном увеличивал плановые выплаты на далекие годы.
Распределение государственного долга по ВВП по периодам погашения
Более-менее правдоподобный график погашения всех государственных долгов, накопленных Украиной на конец 2023 года, на ближайшее будущее мало чем отличается от того, какой мы имели на конец 2021-го. Если не беспокоились по поводу «значительных» выплат по госдолгу до полномасштабной войны, то и сегодня нет причин беспокоиться. Хотя этот долг и удвоился, но только из-за очень дальних выплат.
Это все благодаря тому, что:
- За два года большой войны западные партнеры Украины дают нам максимально комфортные долги – с погашением с 2025-го по 2035 год. Таких долгих займов мы раньше никогда не привлекали – и именно это рекорд, а не последняя цифра соотношения нашего долга к ВВП.
- Нацбанк, хоть и неохотно, но ссудил правительству в позапрошлом году кругленькую сумму на 11–30 лет.
- МВФ разрешил Украине еще раз перенести выплаты по еврооблигациям – осталось только об этом договориться с их держателями. А как договоримся (в чем сомнений нет), по этим облигациям в следующие три-четыре года (а лучше больше) никаких выплат не будет.
В далеком будущем Украина будет возвращать больше долгов, но ни о каких непомерных платежах по погашению долга речь не идет. И до этого будущего нам еще далеко, и еще очень многое нужно сделать. В том будущем нам нужно будет говорить о том, что это агрессор (а не мы) должен возвращать эти новые накопленные долги.
Пока Украине снова придется привлекать новые долги – желательно очень много, очень длинных и очень дешевых. Не стоит беспокоиться ни о каком «страшном» соотношении государственного долга к ВВП. Ибо мы все знаем, о чем сегодня нам лучше беспокоиться.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.