Владислав Чечеткин. /Александр Чекменев
Категория
Новости
Дата

Rozetka рассматривает покупку банка в Украине. Зачем это им

Владислав Чечеткин. Фото Александр Чекменев

Rozetka может расшириться за счет банка. По информации двух независимых собеседников Forbes на финансовом рынке, крупнейший украинский маркетплейс вел переговоры о покупке Идея Банка у польского Getin Holding. Зачем крупнейшему маркетплейсу страны мог понадобиться банк

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Конкуренцию за Идея Банк выиграл ПУМБ Рината Ахметова, заплатив польским владельцам около $50 млн. Rozetka была в «шорт-листе» из трех потенциальных покупателей, рассказал собеседник Forbes, знакомый с процессом продажи банка. Переговоры не дошли до стадии обсуждения суммы потенциального соглашения, отмечает другой собеседник. Кроме ПУМБ и Rozetka «Идеей» предметно интересовался также грузинский TBC Bank, который в последние месяцы ищет варианты выхода на украинский рынок.

Соучредитель Rozetka Владислав Чечеткин отказался отвечать на вопросы Forbes о покупке банка. В пресс-службе компании на момент публикации также воздержались от комментариев. Будут ли владельцы Rozetka искать другие варианты среди украинских банков? «Пока у них нет окончательного решения по банковскому бизнесу», – говорит один из собеседников.

Зачем Rozetka банк

Forbes оценивает Rozetka в $466 млн. По данным аналитической системы YouControl, выручка компании в 2020 году – 18 млрд грн. Результат за три квартала 2021-го – 14,1 млрд грн, 16% роста к аналогичному периоду 2020-го. Речь идет об основном юрлице. С учетом мажоритарной доли компании в EVO, IT-компании, создающей маркетплейсы, годовой оборот Rozetka – более $2 млрд, рассказывал Vector Чечеткин в феврале 2021 года.

Покупка банка для маркетплейса типа Rozetka – это шаг к созданию собственной экосистемы, говорит CEO маркетплейса «Эпицентр» Артем Шевченко. «Благодаря банку можно кредитовать покупателей, когда они на маркетплейсе оплачивают товары по частям, – говорит он. – Еще одна возможность – кредитование мерчантов, ведь обычно это малый бизнес, у которого есть кассовые разрывы».

Благодаря такому «суперприменению» Rozetka сможет собирать и анализировать данные пользователей, чтобы усовершенствовать свой основной продукт – маркетплейс, говорит один из основателей e-commerce-платформы Hubber Алексей Лужковой. «Эти данные помогут компании прогнозировать, что клиент захочет купить завтра», – считает Лужковой.

Дополнительное преимущество – экономия на комиссии за эквайринг, говорит Шевченко. В марте 2021 года Чечеткин писал в Facebook, что интернет-магазин Rozetka тратит меньше денег на аренду и обслуживание всех своих офисов, магазинов и складских помещений, чем отдает банкам за карточные расчеты.

Стоит ли это усилий

Инвестиция в банк услуг не окупится быстрее, чем через несколько лет, считает Лужковой. По его словам, Rozetka может себе позволить подобные долгосрочные проекты, в том числе благодаря поддержке инвестфонда Horizon Capital, ставшего совладельцем компании в 2015 году. Согласно кипрскому госреестру, Horizon принадлежит 18,9% компании.

Увеличить оценку Rozetka – одна из задач Horizon Capital, объясняет Лужковой. «Мы рассматриваем IPO как возможный вариант, но не единственный», – сказал Чечеткин, выступая на конференции НВ «Украина и Мир 2022» 20 декабря.

Запуск финансовых услуг – один из способов капитализации компании. «Такую компанию сочтут инновационным бизнесом, который закрывает многие потребности потребителей», – говорит Лужковой.

Основа маркетплейсов – ІТ, поэтому от банков будут требовать быть технологичными, считает Лужковой. Также для электронной коммерции интересны финучреждения, понимающие, как работать с розничным банковским продуктом, добавляет он.

У кого учится Rozetka

Запуск финансовых услуг супермаркетами и маркетплейсами – мировой тренд. К выходу на украинский рынок готовится казахстанский единорог Kaspi.kz. Его главный актив на внутреннем рынке – Super App Kaspi, приложение, объединяющее онлайн-торговлю, финтех- и платежные сервисы. У него 10,8 млн пользователей. За девять месяцев 2021 года компания получила $1,52 млрд дохода. Половину генерирует финтех, 29% – платежи, 21% – маркетплейс.

У китайской компании Ant Financial, принадлежащей Alibaba, есть виртуальный банк Mybank. Он открывает депозиты, выдает кредиты на сумму до $805 000 для малого бизнеса и клиентов. Японский гигант электронной коммерции Rakuten управляет Rakuten Bank. Среди его сервисов – депозиты, ссуды и страхование. Rakuten Bank также имеет свою виртуальную валютную карту Edy, которую принимают физические ритейлеры.

В США банковские услуги на маркетплейсах развиваются медленнее, ведь правительство ограничивает влияние коммерческих компаний на банковский сектор. В августе 2020-го США, например, отказались выдать банковскую лицензию для Rakuten.

Чтобы избежать бюрократии традиционных банков, ритейлеры сотрудничают с финтех-сервисами и инвестфондами. В январе американский Walmart анонсировал запуск финтех-стартапа вместе с инвестфондом Ribbit Capital. Главная цель Walmart – создать собственное «суперприложение» для покупателей с низким и средним доходом – большой аудитории с ограниченным доступом к банковским услугам.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине