Владислав Чечеткин. /Александр Чекменев
Категория
Новости
Дата

Rozetka рассматривает покупку банка в Украине. Зачем это им

3 хв читання

Владислав Чечеткин. Фото Александр Чекменев

Rozetka может расшириться за счет банка. По информации двух независимых собеседников Forbes на финансовом рынке, крупнейший украинский маркетплейс вел переговоры о покупке Идея Банка у польского Getin Holding. Зачем крупнейшему маркетплейсу страны мог понадобиться банк

Конкуренцию за Идея Банк выиграл ПУМБ Рината Ахметова, заплатив польским владельцам около $50 млн. Rozetka была в «шорт-листе» из трех потенциальных покупателей, рассказал собеседник Forbes, знакомый с процессом продажи банка. Переговоры не дошли до стадии обсуждения суммы потенциального соглашения, отмечает другой собеседник. Кроме ПУМБ и Rozetka «Идеей» предметно интересовался также грузинский TBC Bank, который в последние месяцы ищет варианты выхода на украинский рынок.

Соучредитель Rozetka Владислав Чечеткин отказался отвечать на вопросы Forbes о покупке банка. В пресс-службе компании на момент публикации также воздержались от комментариев. Будут ли владельцы Rozetka искать другие варианты среди украинских банков? «Пока у них нет окончательного решения по банковскому бизнесу», – говорит один из собеседников.

Зачем Rozetka банк

Forbes оценивает Rozetka в $466 млн. По данным аналитической системы YouControl, выручка компании в 2020 году – 18 млрд грн. Результат за три квартала 2021-го – 14,1 млрд грн, 16% роста к аналогичному периоду 2020-го. Речь идет об основном юрлице. С учетом мажоритарной доли компании в EVO, IT-компании, создающей маркетплейсы, годовой оборот Rozetka – более $2 млрд, рассказывал Vector Чечеткин в феврале 2021 года.

Покупка банка для маркетплейса типа Rozetka – это шаг к созданию собственной экосистемы, говорит CEO маркетплейса «Эпицентр» Артем Шевченко. «Благодаря банку можно кредитовать покупателей, когда они на маркетплейсе оплачивают товары по частям, – говорит он. – Еще одна возможность – кредитование мерчантов, ведь обычно это малый бизнес, у которого есть кассовые разрывы».

Благодаря такому «суперприменению» Rozetka сможет собирать и анализировать данные пользователей, чтобы усовершенствовать свой основной продукт – маркетплейс, говорит один из основателей e-commerce-платформы Hubber Алексей Лужковой. «Эти данные помогут компании прогнозировать, что клиент захочет купить завтра», – считает Лужковой.

Дополнительное преимущество – экономия на комиссии за эквайринг, говорит Шевченко. В марте 2021 года Чечеткин писал в Facebook, что интернет-магазин Rozetka тратит меньше денег на аренду и обслуживание всех своих офисов, магазинов и складских помещений, чем отдает банкам за карточные расчеты.

Стоит ли это усилий

Инвестиция в банк услуг не окупится быстрее, чем через несколько лет, считает Лужковой. По его словам, Rozetka может себе позволить подобные долгосрочные проекты, в том числе благодаря поддержке инвестфонда Horizon Capital, ставшего совладельцем компании в 2015 году. Согласно кипрскому госреестру, Horizon принадлежит 18,9% компании.

Увеличить оценку Rozetka – одна из задач Horizon Capital, объясняет Лужковой. «Мы рассматриваем IPO как возможный вариант, но не единственный», – сказал Чечеткин, выступая на конференции НВ «Украина и Мир 2022» 20 декабря.

Запуск финансовых услуг – один из способов капитализации компании. «Такую компанию сочтут инновационным бизнесом, который закрывает многие потребности потребителей», – говорит Лужковой.

Основа маркетплейсов – ІТ, поэтому от банков будут требовать быть технологичными, считает Лужковой. Также для электронной коммерции интересны финучреждения, понимающие, как работать с розничным банковским продуктом, добавляет он.

У кого учится Rozetka

Запуск финансовых услуг супермаркетами и маркетплейсами – мировой тренд. К выходу на украинский рынок готовится казахстанский единорог Kaspi.kz. Его главный актив на внутреннем рынке – Super App Kaspi, приложение, объединяющее онлайн-торговлю, финтех- и платежные сервисы. У него 10,8 млн пользователей. За девять месяцев 2021 года компания получила $1,52 млрд дохода. Половину генерирует финтех, 29% – платежи, 21% – маркетплейс.

У китайской компании Ant Financial, принадлежащей Alibaba, есть виртуальный банк Mybank. Он открывает депозиты, выдает кредиты на сумму до $805 000 для малого бизнеса и клиентов. Японский гигант электронной коммерции Rakuten управляет Rakuten Bank. Среди его сервисов – депозиты, ссуды и страхование. Rakuten Bank также имеет свою виртуальную валютную карту Edy, которую принимают физические ритейлеры.

В США банковские услуги на маркетплейсах развиваются медленнее, ведь правительство ограничивает влияние коммерческих компаний на банковский сектор. В августе 2020-го США, например, отказались выдать банковскую лицензию для Rakuten.

Чтобы избежать бюрократии традиционных банков, ритейлеры сотрудничают с финтех-сервисами и инвестфондами. В январе американский Walmart анонсировал запуск финтех-стартапа вместе с инвестфондом Ribbit Capital. Главная цель Walmart – создать собственное «суперприложение» для покупателей с низким и средним доходом – большой аудитории с ограниченным доступом к банковским услугам.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине