В условиях блокады морских портов и западных границ Украина вынуждена изменить свою логистическую стратегию, говорит Юрий Васьков, заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры. О возобновлении контейнерных перевозок, паромной переправе в Грузию, Болгарию, Турцию и достигнутый потолок морской торговли Васков рассказал на Саммите экспортеров Forbes «Made in Ukraine». Публикуем главное из выступления.
О работе морского коридора
Украина увеличила товарооборот через морские порты до 75% довоенного уровня. Дальнейший рост ограничен уровнем производства. Он меньше, чем до войны, часть ключевых украинских предприятий разрушена или оккупирована.
За полгода работы морского коридора Украина вывезла около 33 млн т товаров – это не только аграрка, но и руда, металлургия. Мы уже превзошли годовые результаты зернового соглашения, работавшего под эгидой ООН и Турции.
Через порты Дуная и морские порты Одессы идет 90% внешней торговли. Февраль стал рекордным для украинского экспорта – 8 млн т. В марте ожидаем такую же динамику. Дунайские порты сегодня экспортируют 1,8–1,9 млн т. Это 50% их максимума во время войны – 4 млн т. Причина – деблокада портов Одессы.
О морском импорте и контейнерных перевозках
Куда мы еще можем развиваться? Сейчас на морские пути приходится небольшая часть украинского импорта. Из-за портов Большой Одессы импорт почти не работает – пока импортировали только соль и удобрения.
С начала блокады западных границ большинство украинских импортеров и экспортеров поштучной продукции с большой добавленной стоимостью столкнулись с проблемами ее транспортировки, поэтому они очень ждут восстановления морских контейнерных перевозок. Правительство совместно с рынком работает над этим решением – Украина как государство уже готова на уровне инфраструктурной и организационной подготовки. В течение следующих нескольких недель мы увидим определенный результат.
Несколько недель назад во время встречи с пулом английских страховщиков в Лондоне правительство Украины получило от них согласие предоставить привлекательные условия для страхования таких перевозок. Сейчас ставки за страхование судов, следующих в украинские морские порты, достигают 1% или даже меньше застрахованной стоимости судов. В первые недели работы альтернативного коридора ставки за страхование судов достигали 3–4%.
О запуске паромной переправы и новых пунктов пропуска
Весной может заработать еще один логистический путь – паромная переправа из Черноморска в Грузию, Болгарию, Турцию. Уже есть несколько потенциальных судовладельцев для железнодорожного и автомобильных сообщений.
Среди новых проектов – также начинаем строительство пункта пропуска со Словакией: сначала для пешеходов, за шесть-восемь месяцев – для легкового транспорта. Такие же проекты запланированы с Румынией и Венгрией.
Мы видим, что сложности могут возникать там, где мы их не ожидаем. Ситуация с блокадой границ, как сейчас в случае с Польшей и рядом европейских стран, заставляет нас выстраивать долгосрочную стратегию по-другому, а именно – одинаково развивать абсолютно все потенциальные экспортно-импортные маршруты.
Окрема подяка партнерам, які допомогли в організації події:
- Генеральні партнери: Інтерпайп, Метінвест.
- Офіційні партнери: Nemiroff, Банк Південний, Ferrexpo, Kernel, Meest, PRM Group, Biopharma, Нова Пошта, Google, Укрексімбанк.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.