Юрій Васьков /forbes.ua
Категория
Деньги
Дата

«Украинские портыэто снова 90% внешней торговли». Заместитель министра инфраструктуры Васьков – о работе морского коридора и расширении торговых путей

2 хв читання

Какие новые пути появятся у украинских экспортеров уже в этом году и когда в украинские порты вернется продукция с высокой добавленной стоимостью? Фото forbes.ua

В условиях блокады морских портов и западных границ Украина вынуждена изменить свою логистическую стратегию, говорит Юрий Васьков, заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры. О возобновлении контейнерных перевозок, паромной переправе в Грузию, Болгарию, Турцию и достигнутый потолок морской торговли Васков рассказал на Саммите экспортеров Forbes «Made in Ukraine». Публикуем главное из выступления.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

О работе морского коридора

Украина увеличила товарооборот через морские порты до 75% довоенного уровня. Дальнейший рост ограничен уровнем производства. Он меньше, чем до войны, часть ключевых украинских предприятий разрушена или оккупирована.

За полгода работы морского коридора Украина вывезла около 33 млн т товаров – это не только аграрка, но и руда, металлургия. Мы уже превзошли годовые результаты зернового соглашения, работавшего под эгидой ООН и Турции.

Через порты Дуная и морские порты Одессы идет 90% внешней торговли. Февраль стал рекордным для украинского экспорта – 8 млн т. В марте ожидаем такую же динамику. Дунайские порты сегодня экспортируют 1,8–1,9 млн т. Это 50% их максимума во время войны – 4 млн т. Причина – деблокада портов Одессы.

«Украинские порты – это снова 90% внешней торговли». Заместитель министра инфраструктуры Васьков – о работе морского коридора и расширении торговых путей /Фото 1

Дунайские порты спасли украинскую экономику в условиях морской блокады, но с запуском морского коридора перевалка из-за них сократилась на 50%

О морском импорте и контейнерных перевозках

Куда мы еще можем развиваться? Сейчас на морские пути приходится небольшая часть украинского импорта. Из-за портов Большой Одессы импорт почти не работает – пока импортировали только соль и удобрения.

С начала блокады западных границ большинство украинских импортеров и экспортеров поштучной продукции с большой добавленной стоимостью столкнулись с проблемами ее транспортировки, поэтому они очень ждут восстановления морских контейнерных перевозок. Правительство совместно с рынком работает над этим решением – Украина как государство уже готова на уровне инфраструктурной и организационной подготовки. В течение следующих нескольких недель мы увидим определенный результат.

инфографика Анастасия Решетник

За полгода работы украинский морской коридор превзошел результаты «зернового» соглашения. Треть экспорта – металлургия Фото инфографика Анастасия Решетник

Несколько недель назад во время встречи с пулом английских страховщиков в Лондоне правительство Украины получило от них согласие предоставить привлекательные условия для страхования таких перевозок. Сейчас ставки за страхование судов, следующих в украинские морские порты, достигают 1% или даже меньше застрахованной стоимости судов. В первые недели работы альтернативного коридора ставки за страхование судов достигали 3–4%.

О запуске паромной переправы и новых пунктов пропуска

Весной может заработать еще один логистический путь – паромная переправа из Черноморска в Грузию, Болгарию, Турцию. Уже есть несколько потенциальных судовладельцев для железнодорожного и автомобильных сообщений.

Среди новых проектов – также начинаем строительство пункта пропуска со Словакией: сначала для пешеходов, за шесть-восемь месяцев – для легкового транспорта. Такие же проекты запланированы с Румынией и Венгрией.

Мы видим, что сложности могут возникать там, где мы их не ожидаем. Ситуация с блокадой границ, как сейчас в случае с Польшей и рядом европейских стран, заставляет нас выстраивать долгосрочную стратегию по-другому, а именно – одинаково развивать абсолютно все потенциальные экспортно-импортные маршруты.

Окрема подяка партнерам, які допомогли в організації події:

  • Генеральні партнери: Інтерпайп, Метінвест.
  • Офіційні партнери: Nemiroff, Банк Південний, Ferrexpo, Kernel, Meest, PRM Group, Biopharma, Нова Пошта, Google, Укрексімбанк.
Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд