Черное море всегда было одним из главных торговых путей Украины. Поэтому, когда Россия начала против нее полномасштабную войну, Москва сразу же перекрыла Киеву доступ к морскому пути. Некоторое время под патронатом ООН действовал «зерновой коридор», но в 2023 году РФ в одностороннем порядке решила из него выйти. The Economist узнавал, как украинские силы самостоятельно обеспечили проход по Черному морю для торговых судов, заставив Черноморский флот бояться за собственные корабли. Forbes пересказывает главное из материала.
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
The Economist поговорил с военными и гражданскими чиновниками, взявшимися за амбициозное дело – отвоевать у России право на торговое судоходство по Черному морю. Страна-агрессор не только начала полномасштабное вторжение в Украину, но и активизировала экономическую войну против Киева в надежде ослабить сопротивление украинцев.
Создание Украиной своего временного коридора в Черном море вопреки российским бомбардировкам всегда было рискованным. Но для Украины это была стратегическая необходимость. До войны 60% торговли в стране осуществлялось через ее глубоководные порты. Оттуда грузовые суда следовали на рынки Африки и Ближнего Востока. Решение России возобновить блокаду Черного моря было актом экономической войны. Поэтому втайне Украина начала разрабатывать собственный альтернативный маршрут.
- Категория
- Мир
- Дата
Издание расспросило участников первого прохода гражданского торгового судна по временному коридору в Черном море без каких-либо гарантий безопасности со стороны России или третьих сторон. Речь идет о Resilient Africa с 3000 т пшеницы, которое вышло из порта Черноморск 19 сентября 2023-го. Свидетель этой операции рассказал, что напряжение было огромным, поскольку Россия предупредила, что откроет огонь по кораблям, следующим по Черному морю. В порту дежурили неотложные службы.
В тот день все, к счастью, прошло хорошо и Resilient Africa прибыл в Хайфу, свой пункт назначения, невредимым. Это путешествие оказалось убыточным из-за очень высокой стоимости страховки корабля, но с тех пор цены на страхование судов, идущих по украинскому коридору, упали на три четверти и прибыли вернулись. «Мы верили, что это сработает, но надо было убедить других», – говорит Юрий Васьков, заместитель министра инфраструктуры Украины. После Resilient Africa еще почти 500 кораблей прошли по тому же пути.
Стратегия украинцев заключалась в том, чтобы проложить путь по мелким водам, куда не смогут зайти российские субмарины, и как можно ближе к берегу, чтобы корабли были под защитой наземной артиллерии. План оказался успешным: за декабрь из трех одесских портов удалось отправить 6,3 млн т товаров, а это почти довоенный уровень.
Активные боевые действия в Украине наложили отпечаток на работу портов. Погрузка судов прекращается, когда объявляется воздушная тревога, поэтому в среднем продолжительность погрузки выросла на 30%, говорит Денис Павильианити-Карпов, руководитель администрации Одесского морского порта.
Пограничная служба проверяет не только грузы, но и возможное наличие российских диверсионных групп, которые до сих пор остаются угрозой. Вся логистика в регионе подчиняется единому морскому командованию, это еще одно изменение военного времени. «Мы связываем трейдеров с экстренными и экологическими службами, метеорологами, сообщаем о возможных ракетных обстрелах. Это уникальная головоломка, сумасшедшая работа», – рассказывает Юрий Литвин, начальник Администрации морских портов Украины.
С момента своего выхода из «зернового соглашения» в июле 2023-го Россия обстреляла 200 портовых объектов Украины, убив пятерых портовиков и ранив 23.
Битва за Черное море
Украине пришлось тяжело поработать над тем, чтобы пробить собственный «зерновой коридор», учитывая, что у нее нет ни одного боевого корабля, рассказал британскому изданию спикер Военно-морского флота Украины Дмитрий Плетенчук. Весь процесс прошел в три этапа:
- В первые недели полномасштабного вторжения Украине удалось отразить высадку российских сил с моря и предотвратить окружение Одессы со стороны Вознесенска в марте 2022-го.
- Уничтожение крейсера «Москва», обеспечившее 100 морских миль буферной зоны в северо-западной части Черного моря, и возвращение контроля над островом Змеиный.
- В 2023-м Украине удалось полностью отбросить российские военные корабли из северо-западной, центральной и юго-западной частей Черного моря.
Третий этап стал возможным благодаря совместной работе Военно-морских сил, СБУ, ГУР, Береговой службы и ВСУ, в результате которой у Украины появился новый арсенал крылатых ракет и морских дронов для поиска и уничтожения российских военных кораблей.
В целом Украине удалось отправить на дно по крайней мере 22 из 80 боевых судов Черноморского флота РФ и повредить еще 13. Теперь даже восточный берег Крыма опасен, поэтому Россия и отвела свои мощные корабли на военно-морскую базу Новороссийска.
Среди наибольших достижений всей этой операции один важный вывод: Россия не будет намеренно нападать на иностранные торговые суда. Дело не только в международном осуждении, но и в повышении стоимости страхования кораблей, которые будут ходить по Черному морю, российских тоже. Сейчас украинские чиновники считают, что наибольшей опасности подвергаются только те корабли, которые находятся в доках.
Благодаря возобновлению работы одесских портов экспорт Украины в 2024-м может вырасти по крайней мере на $3,3 млрд, прогнозирует заместитель министра экономики Украины Алексей Соболев. Это придаст стабильности обменному курсу и 1,23 процентного пункта к росту ВВП страны, отмечает он. Правда, министр экономики Сергей Марченко отмечает, что «фискальный эффект морского коридора станет очевидным только в 2025 году».
Торговые суда не полностью защищены, отмечает Васьков из Мининфраструктуры, поскольку Украине не хватает средств противовоздушной обороны, международного мониторинга и (в идеале) иностранного военного сопровождения. Но вполне реально найти корабли, команды и опытных капитанов, готовых идти в украинские порты. Васков вспомнил сообщение капитана судна Resilient Africa. Он написал его после того, как причалил к берегам Израиля, где уже шли бои с ХАМАСом. «В Черноморске чувствовал себя в большей безопасности», – отметил капитан.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.