Электросамокаты, моноколеса и другие виды легкого электротранспорта в Украине законодательно признали транспортными средствами. Какие будут последствия для их владельцев и улучшит ли это решение ситуацию на дорогах, объясняет Максим Боярчуков, управляющий партнер юридической компании «Максим Боярчуков и Партнеры»
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Электротранспорт как удобный и быстрый способ передвижения по городу приобрел большую популярность в Украине. Долгое время оставался нерешенным вопрос нарушения Правил дорожного движения пользователями такого транспорта, можно ли приравнивать электросамокаты к транспортным средствам и нужны ли на них права.
Теперь владельцев электротранспорта будут трактовать как водителей – президент подписал закон №8172. Кроме того, в документе вводится определение для разных видов автотранспорта, работающего на альтернативном топливе.
Авторы закона указывают, что его цель – определить термины, которые уже применяются в нормативно-правовых актах, но хаотично. Поэтому не было четкого понимания значения таких понятий и дальнейшего их применения на практике.
Главная цель инициативы – популяризировать среди населения использование электротранспорта. Как результат – будет развиваться инфраструктура зарядных станций, уменьшится зависимость Украины от импорта энергетических ресурсов, это будет способствовать экономической выгоде, поскольку электроэнергия стоит дешевле других видов топлива.
Электротранспорт разделили на две категории:
- Легкий персональный – колесное транспортное средство, оснащенное и приводимое в движение исключительно электрическими тяговыми двигателями мощностью в диапазоне до 1000 Вт, с одним, двумя, тремя или четырьмя колесами, имеющее максимальную конструктивную скорость в диапазоне до 25 км в час.
- Низкоскоростной – оснащен и приводится в движение исключительно электрическими тяговыми двигателями, с двумя, тремя или четырьмя колесами, максимальная конструктивная скорость в диапазоне не менее или равна 50 км в час и более 10 км в час. Снаряженная масса – не более 600 кг.
Что ждать владельцам легкого электротранспорта
Новый закон не обязывает владельцев электросамокатов и моноколес их регистрировать или получать регистрационный номерной знак. Также не требует от владельцев получать водительское удостоверение для управления таким транспортом. Возможно, в будущем будут приняты соответствующие нормативно-правовые акты и такие обязанности у владельцев-водителей появятся. Скорее всего, самокаты и моноколеса будут приравниваться к велосипедам, и какие-то особые требования вряд ли появятся.
В Правилах дорожного движения (ПДД) нет определения, что такое электросамокат или моноколесо. Так что законодателю придется внести изменения и в ПДД.
Теперь электросамокаты и моноколеса подпадают под определение «транспортное средство», поэтому их водителям нельзя ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам.
Пока ждем внесения изменений в ПДД, пользователям такого транспорта нужно соблюдать основные правила дорожного движения (например, как для велосипедистов).
А именно: двигаться как можно правее проезжей части, ближе к тротуару, управлять электротранспортом не будучи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, пользоваться светоотражающими элементами, заметными на одежде, и пассивными средствами безопасности – шлемами.
Украинские суды уже длительное время признают пользователей электросамокатов полноценными участниками дорожного движения – водителями транспортных средств, которым запрещено двигаться по тротуарам и которые обязаны соблюдать установленные для проездных частей правила. За нарушение ПДД уже неоднократно привлекали как к административной, так и уголовной ответственности, а также суды взыскивали моральный и материальный ущерб в пользу пострадавших от ДТП с участием пользователей легкого электротранспорта.
Несколько примеров. В постановлении от 17 мая 2021 года по делу №761/31629/20 Киевский апелляционный суд, несмотря на отсутствие в ПДД определения электросамоката, заключил, что это устройство соответствует понятию «транспортное средство», поскольку предназначено для перевозки людей.
В 2021 году Шевченковский районный суд г. Запорожья удовлетворил иск пенсионерки, пострадавшей от наезда электросамоката. Суд взыскал с виновной 102 000 грн материального ущерба и 23 000 грн морального ущерба.
Водителя самоката признали виновным в нарушении правил на транспорте (статья 291 УК Украины), однако освободили от наказания в виде года лишения свободы, установив испытательный срок (дело №336/7734/20). В этом деле суд признал электросамокат транспортным средством, предназначенным для перевозки людей и (или) груза.
Согласно реестру судебных решений, есть случай, когда страховой компании даже удалось взыскать средства с родителей малолетнего водителя электросамоката за повреждение застрахованного автомобиля. Днепропетровский районный суд 23 января 2023 года принял решение по делу №204/1674/22 и взыскал в пользу истца 41 000 грн.
Суд отметил, что ввиду того, что малолетний водитель использовал электросамокат как транспортное средство и не имел права двигаться по тротуару, а ответчик не предоставил доказательств того, что ущерб не является следствием недобросовестного осуществления или уклонения от осуществления воспитания и надзора за малолетним лицом, поэтому иск страховой компании подлежит удовлетворению.
Изменится ли что-нибудь для владельцев парка самокатов
С принятием закона для компаний, владеющих парками самокатов, ничего не изменилось. К примеру, приложение компании Bolt достаточно подробно информирует пользователей о правилах использования электросамокатов и парковки.
Кроме того, каждая поездка на электросамокатах компании застрахована. Страховка действует с момента разблокировки и до момента блокировки самоката. Она распространяется и на третьих лиц, пострадавших в результате непредсказуемых действий пользователей.
Возможно, уже после внесения изменений в ПДД что-то изменится для компаний, владеющих парками самокатов, но пока об этом говорить рано.
Принятый закон станет началом создания надлежащих условий для развития и стимулирования использования в Украине транспортных средств с электрическими двигателями. Надеемся, что законодатель не будет затягивать с внесением изменений в Правила дорожного движения, ведь самое главное – это безопасность, которой не всегда придерживаются пользователи электротранспорта.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.