В настоящее время в Украине нет действенного механизма возмещения убытков, нанесенных бизнесу страной-агрессором, – он находится в разработке. Три законопроекта, внесенных в Раду, предлагают разные варианты компенсации, только один из них – в частности, за счет арестованных российских денег.
Вооруженная агрессия РФ против Украины наносит ущерб украинским гражданам, украинскому бизнесу. И сейчас остро стоит вопрос, как его возместить. Восемь лет войны не заставили Украину создать комплексный и всеобъемлющий механизм возмещения убытков, нанесенных физическим и юридическим лицам в результате агрессии со стороны Российской Федерации.
В правовом вакууме некоторые, не дожидаясь окончания боевых действий, пытаются использовать имеющиеся инструменты, обращаясь в Европейский суд по правам человека. Такой путь избрала, к примеру, группа компаний СКМ, потерявшая металлургические активы «Азовсталь» и Завод им. Ильича в Мариуполе.
Впрочем, даже если подобные иски будут удовлетворены, механизма принудительного исполнения решения ЕСПЧ все равно нет – ожидать, что Россия будет выполнять такие решения добровольно, не приходится. Кроме того, ЕСПЧ уже сформировал практику, согласно которой ответственность за организацию процесса возмещения возлагается на государство, граждане которого понесли убытки.
В СМИ появляются сообщения, что активы РФ и резидентов РФ арестовывают и изымают в Украине, но непосредственно у пострадавшего в результате боевых действий бизнеса принудительно взыскать их в свою пользу возможности нет. Даже несмотря на то, что есть постановление КЦС ВС от 14 апреля 2022 года по делу №308/9708/19, в котором говорится о возможности возложения имущественной ответственности на государство РФ, действиями агентов которого лицам нанесен ущерб.
Что делать бизнесу для возмещения убытков
Немедленно фиксировать собственные убытки, собирать максимальное количество доказательств. Все это понадобится, когда появятся механизмы возмещения ущерба, причиненного имуществу граждан и бизнесу.
В Верховной Раде зарегистрированы три законопроекта, имеющих отношение к урегулированию процедуры возмещения.
Первый, №5177 от 01.03.2021, был включен в повестку дня очередной сессии Верховной Рады в начале февраля 2022-го.
Законопроект распространял свою защиту на лиц, чье имущество получило повреждения/разрушения в результате военной агрессии и находится/находилось на территории, контролируемой Украиной. Он устанавливал приоритет принципа реституции – восстановление до существовавших до нарушения объемов, определял источники финансирования расходов на компенсацию (государственный бюджет в пределах ассигнований, средства местных бюджетов, инвестиции, гранты, пожертвования, коммунальное имущество) и предоставлял Кабинету Министров Украины полномочия утвердить процедуру и механизм предоставления компенсации.
Второй законопроект, родившийся уже после начала полномасштабного вторжения, №7198 от 24.03.2022, вводит право на компенсацию исключительно владельцам жилья. Законопроектом предусмотрено, что решение о возмещении будет принимать Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления компенсации – временный орган, порядок создания которого установить по содержанию законопроекта невозможно.
Источник для финансирования расходов – средства донорской и возвратной международной помощи и средства Фонда восстановления имущества и разрушенной инфраструктуры Украины. Авторы законопроекта оставили без внимания порядок создания и источники финансирования самого фонда. К тому же законопроект составлен таким образом, что делает невозможным получение компенсации за утраченное имущество в случае, если оно находится на временно оккупированной территории.
К законопроекту №7385 от 17.05.2022 авторы подошли более комплементарно. Во-первых, проект закона предусматривает право физического лица на возмещение материального и морального ущерба. Материального – вследствие утраты имущества и повреждения здоровья, морального – вследствие военной агрессии.
Во-вторых, внутренне перемещенные лица, в соответствии с законом, имеют право на возмещение расходов на проезд до места временного пребывания, расходов на оплату временного жилья и коммунальных платежей.
В-третьих, юридические лица получили право на возмещение:
- стоимости утраченного, уничтоженного или поврежденного имущества;
- упущенной выгоды;
- потерь от неоплаченных товаров, работ и услуг, предоставленных и потребленных на временно оккупированных территориях.
Методики расчета и определения размера возмещения будут дополнительно разработаны Кабинетом Министров Украины, а рассматривать заявления пострадавших будет специальный орган – Фонд возмещения убытков, нанесенных потерпевшему в результате вооруженной агрессии.
Порядок создания этого органа и его место в системе органов государственного управления, подчинение и отчетность, к сожалению, в законопроекте выписаны весьма неудачно. В частности, предусмотрено участие в правлении фонда – фактически руководящем его деятельностью коллегиальном органе – представителей всеукраинских бизнес-объединений. Порядок избрания (делегирования) таких представителей, по плану авторов, определяется сторонами общественного диалога самостоятельно. При разнообразии всеукраинских бизнес-объединений трудно представить, каким будет результат такого общественного диалога по выдвижению своих представителей в руководящий орган фонда.
В отличие от предыдущих законопроектов, №7385 артикулирует, что возмещение будет осуществляться за счет государства-агрессора путем приложения Украиной усилий в национальных, международных судах и дипломатических мер.
Основными источниками обеспечения возмещения ущерба являются:
- средства и другое имущество государства-агрессора и его резидентов, других лиц, противоправные действия которых привели к вооруженной агрессии против Украины;
- взносы юридических и физических лиц;
- целевые гранты, предоставленные другими государствами, международными организациями, фондами, осуществляющими распределение и предоставление таких грантов;
- денежные средства и имущество в форме благотворительной, гуманитарной и технической помощи, в том числе переданные от иностранных государств, межгосударственных, межправительственных и международных организаций.
Системный анализ законопроекта свидетельствует, что как таковой механизм возмещения государством не разработан. В лучшем случае речь идет о создании соответствующей инфраструктуры. А вот что, когда и в какой последовательности получат люди – к сожалению, осталось без внимания.
Как оценивать убытки
Министерство экономики совместно с Фондом госимущества предложили вынести на общественное обсуждение методику оценки ущерба. Данный документ будет касаться юридических лиц и регулировать определение размера реального ущерба, упущенной выгоды, расходов, необходимых для восстановления имущества и имущественных прав, подвергшихся разрушительному воздействию вследствие вооруженной агрессии.
Оценка будет осуществляться субъектами оценочной деятельности на основании договора по заказу заинтересованного лица. По результатам оценки будет составлен отчет, который окончательно и определит размер убытков. Отчет будет действителен до момента возмещения убытков.
Есть разные способы оценки: рыночная стоимость, стоимость замещения, стоимость воспроизведения, валовая стоимость девелопмента. Методикой определены критерии применения соответствующего способа оценки или их совокупности.
Проект документа содержит подробные инструкции по определению степени повреждения имущества, возможности его восстановления и использования оставшейся невредимой части имущества. Основным преимуществом данной методики является то, что она охватывает своим вниманием все виды имущества: недвижимое, движимое, производственные запасы и т.п.
Что касается упущенной выгоды, ее будут вычислять только в связи с повреждением или уничтожением имущества, она не будет начисляться, если в 2020 и 2021 годах компания демонстрировала отрицательный финансовый результат.
Оценка – результат деятельности человека, поэтому не лишена субъективности. На финальные цифры отчета будут влиять, в частности, такие факторы: насколько консервативными будут подходы к применению коэффициентов корректировки, насколько придирчивыми будут эксперты к документам и их полноте, какие источники будут использоваться и т.д.
Международный опыт репараций
Украина ведет переговоры по наработке механизмов репараций: кто будет принимать решение, за какие средства эти решения будут выполняться, учитывая, что от РФ согласия на выплату компенсаций ожидать не стоит.
В международном праве наработаны подходы работы с претензиями по возмещению ущерба, нанесенного частным лицам. Однако эти механизмы применялись в прошлом к военным конфликтам с меньшей интенсивностью и меньшим масштабом разрушений.
В качестве примера можно рассмотреть работу претензионной комиссии, которая рассматривала претензии Кувейта в связи с агрессией Ирака. Индивидуальные жалобы собирались правительством Кувейта, для этого была предложена специальная форма. Доказательства размера убытков и связи убытков с военной агрессией прилагались заявителем к претензии.
В дальнейшем комиссия структурировала и сгруппировала жалобы по видам ущерба: ущерб здоровью, ущерб в результате смерти члена семьи, ущерб вследствие потери жилья, ущерб из-за потери другого имущества, ущерб бизнесу и т.д. После оценки претензий и доказательств комиссия нарабатывала критерии, по которым группа жалоб подлежала удовлетворению (к примеру, в такой-то местности велись интенсивные боевые действия в такой-то период, то есть, если есть доказательства разрушения имущества именно в этот период, претензия подлежит удовлетворению).
После установления критериев допускаемости жалоб переходили к оценке размера возмещения. Претензионная комиссия заблаговременно решила вопрос о методике оценки убытков, а также о порядке начисления компенсаций (фиксированная единоразовая сумма, периодические выплаты). Каждой группе заявителей был установлен предел возмещения.
Источником наполнения фонда для выплат были не только выплаты из бюджета Ирака, но и определенная сумма отчислений от реализации иракской нефти на международных рынках.
Адаптированные аналогичные механизмы были применены и в случае начисления компенсаций в пользу Демократической Республики Конго после военной агрессии со стороны Уганды, а также по делам Эритреи из-за войны с Эфиопией.
Общие недостатки работы специальных механизмов компенсации – длительный процесс, консервативный подход к определению связи между ущербом и войной, ограничение размера возмещения (неполнота компенсации).
После наработки механизма для Украины и его закрепления в международных документах схема, сроки и суммы компенсаций станут более ясными. А пока стоит обратить внимание на методику и зафиксировать убытки, подкрепив это максимальным количеством доказательств.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.