Канадский Институт Фрейзера обновил свой рейтинг «Экономическая свобода в мире», согласно которому Украина впервые вышла из группы аутсайдеров, экономически несвободных стран. Отчет основывается на данных за 2021 год, так что война, очевидно, снова ухудшит наши показатели. В каких областях продемонстрировала прогресс Украина и что нужно делать для большей экономической свободы?
Украина по результатам 2021 года впервые в своей истории вышла из группы наиболее экономически несвободных стран мира за Рейтингом экономической свободы, который составляет канадский аналитический центр Институт Фрейзера (Fraser Institute).
Исследование, опубликованное 19 сентября, показывает «скачок Украины в экономической свободе», начиная с 2019 года, говорит директор Центра Бендукидзе (является национальным партнером Института Фрейзера и помогает готовить рейтинг) Наталья Мельник. Кроме объективных улучшений показателей этому способствовали изменения методологии Института Фрейзера.
Так или иначе называть Украину экономически свободной страной преждевременно, добавляет Мельник. Одна из причин – война, которая обычно усиливает влияние государства и отрицательно сказывается на экономической свободе.
Как Украине удалось улучшить позиции в рейтинге Института Фрейзера до полномасштабного вторжения и как ситуация складывается сейчас?
Какого прогресса Украина достигла в Рейтинге экономической свободы
По итогам 2021 года Украина заняла в Рейтинге экономической свободы 112-е место из 165 юрисдикций, участвующих в нем. Результат – 6,17 балла из 10 возможных. У лидера, Сингапура – 8,56.
Оценивая экономическую свободу стран мира, Институт Фрейзера распределяет их по четырем группам: от наименее экономически свободных (большинство стран Африки, Аргентина, Ирак, Сирия, Иран и др.) до «в основном свободных» (страны Западной Европы, кроме Франции и Италии, США, Австралия и др.). Третья и четвертая группы, или квартили по терминологии Института Фрейзера, – страны со средними показателями. В третью, куда по результатам 2021-го вошла также Украина, в частности, находятся Китай, Индия, Бразилия и Турция. Подавляющее большинство европейских стран находятся во второй или первой группе.
От Польши, которая во втором квартиле, Украина отстает на 0,95 балла. «Кажется, что не так много, если не знать, что за 21 год нам удалось улучшить наш показатель всего на 1,5 балла», – отмечает Мельник из Центра Бендукидзе.
По сравнению с данными 2020 года мы продемонстрировали прогресс по показателям «Размер госсектора» и «Правовая система и право собственности». Ухудшились позиции в разделах «Надежность денег» и «Свобода международной торговли».
Нынешние показатели Украины не являются рекордными. В 2002-м было 107-е место, а наибольшее количество баллов (6,24) у нас было в 2019-м. Но несмотря на это Украина только сейчас впервые покинула последнюю, четвертую группу экономически несвободных стран и перешла в третий квартиль.
Как это объяснить? «Выход Украины из четвертого квартиля – это сочетание медленного движения в правильном направлении с введением в исследование новых переменных и использование новых источников данных», – объясняет Мельник из Центра Бендукидзе.
Например, вместо Doing Business и Global Competitiveness Report, которые последние несколько лет не обновляются, авторы использовали Business Environment Rankings от Economist Intelligence Unit.
Действительно ли в Украине улучшился уровень экономической свободы
Несмотря на медленный прогресс, Украина заслужила выйти из группы экономически несвободных стран, считают старший экономист Центра экономической стратегии (ЦЭС) Юрий Гайдай и ведущий научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ) Александра Бетлий.
Как повлияет на экономическую свободу война? По итогам военного 2022-го, очевидно, следует ожидать ухудшения позиций Украины, потому что война в целом всегда плохо влияет на уровень экономической свободы, говорят Мельник из Центра Бендукидзе, Гайдай из ЦЭС и Бетлий из ИЭИ.
«Прежде всего, будет влияние на показатели надежности денег из-за инфляции, свободы международной торговли из-за торговых барьеров и контроля за движением капитала и людей, а также способность защищать частную собственность», – отмечает Мельник.
Как Институт Фрейзера составляет Рейтинг экономической свободы
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
Институт Фрейзера измеряет степень поддержки экономической свободы политикой и институтами стран. Аналитики используют 45 различных наборов данных в пяти широких областях:
Размер государственного сектора. С ростом уровня государственных расходов, налогообложения и доли госпредприятий принятие решений на правительственном уровне замещает личный выбор людей, уменьшая уровень экономической свободы.
Правовая система и право собственности. Защита людей и законно приобретенного имущества.
Надежность денег. Инфляция подрывает ценность зарплаты и сбережений.
Свобода интернациональной торговли. Свобода товарооборота – в самом широком понимании, купле, продаже, заключении контрактов и т.д. Уменьшается, когда государственные препятствия делают дорогостоящим или даже невозможным товарооборот с предприятиями и лицами из других стран.
Регулирование. Использование правительством инструментов для ограничения международной торговли, возможности нанимать или работать, свободно вести свой бизнес.
Основной риск – более широкое вмешательство государства в экономику и ограничение свобод, начиная от огромных расходов на оборону, закрытия данных и заканчивая комендантским часом, добавляет Гайдай из ЦЭС. Бетлий из ИЭИ напоминает о валютных ограничениях и запрете госслужащим и мужчинам выезжать за границу, что также негативно влияет на уровень экономической свободы.
В то же время война не мешает украинским властям ускорить судебную реформу или заняться решением проблем регулирования бизнес-деятельности, считает Мельник. Неочевидный положительный эффект – утрата влияния «старых олигархов», говорит Гайдай. «Власть выглядит все менее зависимой от них», – отмечает он.
В случае продолжения войны власти должны проводить «обратную либерализацию» и убирать ограничения в тех сферах, которые не угрожают национальной безопасности, добавляет Гайдай.
«По завершении войны нужно установить новые правила игры (включая налоговую реформу) так, чтобы потребность их менять возникала как можно реже, в частности на пути к ЕС», – советует он.
Что нужно было улучшать даже по меркам наиболее успешного для экономической свободы в Украине 2021-го?
Самый низкий балл из пяти секторов Украины в сфере «Правовая система и право собственности» – 4,58 из 10 возможных. Другие самые слабые показатели:
- независимость судов – 3,47 против 3,26 в 2020 году. В 2014 году было 3,24;
- защита прав собственности – уже четыре года неизменный показатель 3,18, в 2014-м – 2,87;
- юридическое исполнение договора – в первой половине 2000-х было 4,26, а дальше становилось только хуже. Последние пять лет до 2021 года (включительно) у Украины было 2,85. В 2014-м было 3,10;
- надежность полиции – уже четыре года (включая 2021-й) держится на уровне 3,56. В 2014-м было 2,62;
- защита иностранных активов – 3,88 по сравнению с 4,39 в 2020 году. В 2014-м было 4,80.
Полноценная независимость судов – это и о защите имущественных прав, и о надежности договоров, отмечает Гайдай из ЦЭС. О ключевой роли судебной реформы и правоохранительных органов говорит и Бетлий из ИЭИ.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.