От 5,6 млн до 6,7 млн украинцев остаются за границей, свидетельствует исследование Центра экономической стратегии (ЦЭС). Это люди с разным образованием, профессиональными навыками и благополучием, но две трети из них хотели бы вернуться в Украину. В каких странах нашли убежище украинские беженцы и как их (не) возвращение может повлиять на Украину? Forbes выбрал ключевые выводы отчета ЦЭС.
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Около 6 млн украинцев до сих пор находятся за границей из-за российского вторжения. Остаться там могут от 1,3 млн до 3,3 млн в зависимости от оптимистического или пессимистического сценария. Об этом говорится в исследовании Центра экономической стратегии (ЦЭС), которое основывается на данных двух волн социологических опросов, проведенных исследовательским агентством Info Sapiens в ноябре–декабре 2022-го и апреле–мае 2023 года.
Невозвращение украинцев будет существенно влиять на украинскую экономику, которая может терять от 2,7% до 6,9% ВВП ежегодно, отмечают авторы отчета. Большинство вынужденных переселенцев нашли место в Польше и Германии. Уехали из Украины в основном женщины в возрасте 35–49 лет и дети.
Кто эти люди и планируют ли они возвращаться? Главные тезисы по исследованию ЦЭС.
Сколько украинцев уехало и куда
По состоянию на конец июня 2023 года за границей вследствие войны войны находятся 5,6–6,7 млн украинцев, из них около 1,3 млн – на территории России. Значительное количество людей россияне вывозили насильственно.
С мая 2022 года в Украину начали возвращаться больше людей, чем уезжают, но эта тенденция продолжалась до августа включительно. Осенью 2022-го, когда Россия начала обстрел энергетической инфраструктуры Украины, количество выехавших за границу увеличилось. Но это сравнительно небольшие цифры, отмечают в ЦЭС.
«В октябре уехали и не вернулись 76 000 украинцев, в ноябре – 84 000, а в декабре – 55 000», – говорится в исследовании. В новом году зимой эта тенденция усилилась: в январе разница в пользу выездов выросла до 140 000, а в феврале их было 120 000.
По сравнению с концом 2022-го в конце июня за границей вследствие войны было на 0,3–0,5 млн украинцев больше.
Со временем на первое место по количеству украинских переселенцев вышла Германия, обогнав Польшу. Так, на май 2023 года в этой стране находились около 1,1 млн украинцев, в Польше – 990 000. Далее следуют Чехия (340 000), Испания (178 000), Италия (158 000) и Болгария (157 000).
За пределами Европы больше всего украинцев приняли США и Канада: в США около 280 000, в Канаде – около 234 500.
Кто именно покинул Украину
В ноябре 2022 года более половины украинских беженцев составляли дети (52%). Около 14% всех беженцев – дети до пяти лет, примерно столько же детей 6–9 лет и 10–13 лет. Далее следуют женщины в возрасте 35-49 лет (18%), в целом среди взрослых беженцев женщины составляют долю в 83,4%.
С супругом или супругой за границу выехали только 17,3% опрошенных. Сами уехали 13,3%, с несовершеннолетними детьми – 59,3%.
Значительная часть украинских беженцев потеряла большую часть своих доходов после начала вторжения, говорится в исследовании. Так, если до войны на базовые и дорогостоящие вещи хватало 27,8% респондентов, то после вторжения показатель уменьшился до 6%. Зато доля тех, кому хватало только на еду, возросла до 24,6%, что на 16,3% больше, чем до войны.
Во время опроса в мае 2023 около 63% украинских беженцев заявили, что имеют высшее или незаконченное высшее образование. «Это высокий показатель, учитывая, что в Украине базовое высшее образование имеют 29,1% людей в возрасте 25 лет и старше», – отмечают авторы исследования.
24% имели среднее специальное образование (больше всего среди людей старше 50 лет), общее среднее образование имели 11% опрошенных, незаконченное среднее – 2%.
Кроме того, ЦЭС провел кластерный анализ украинских беженцев и распределил их по четырем категориям.
Классические беженцы (25% из общего количества) – в основном женщины среднего возраста, большинство детей. Наиболее склонны находиться в Польше и Чехии, крупных городах. Люди из этой группы чаще других выбирали страну пребывания из-за ее географической близости к Украине. Эти люди не очень адаптированы к жизни за границей, хуже знают язык страны пребывания и реже имеют друзей среди местного населения.
Квазитрудовые мигранты (29%) – наиболее адаптированы к жизни за рубежом, ранее большинство из них бывало за пределами Украины. По сравнению с другими группами люди в этой группе чаще знают язык страны пребывания на высоком уровне. Также они больше всего склонны работать за границей, наиболее удовлетворены пребыванием за границей и государственными услугами, имеют там меньше проблем, наиболее положительно оценивают отношение местных к украинцам.
Профессионалы (29%) – более склонны работать по своей или смежной специальности. Люди этой группы имеют относительно комфортные условия жизни в стране пребывания: они получали больше помощи, чем другие группы. Страну пребывания выбрали из-за наличия там друзей, знания языка или хорошего отношения к украинцам.
Люди из зоны боевых действий (16%) – эти беженцы не адаптированы к жизни за рубежом, но больше готовы делать шаги для адаптации за границей, потому что менее всех определены по поводу возвращения в Украину. Эти люди понесли больше потерь из-за войны. Более других склонны к проживанию в маленьких городах. До войны большинство из них работало, более других готовы делать шаги для поиска работы за границей.
Готовы ли украинцы возвращаться из-за границы
Вернуться в Украину, когда «ситуация позволит это сделать», готовы 62% украинских беженцев, свидетельствует опрос апреля–мая 2023 года. «Это преимущественно люди почтенного возраста; проживают в странах, граничащих с Украиной; есть близкие члены семьи, которые находятся в Украине», – говорится в исследовании.
14% беженцев планировали вернуться в течение трех месяцев, 6% – не планируют возвращаться. Среди последних, в основном, жители Востока, наиболее пострадавшие от войны.
По сравнению с ноябрем 2022-го в мае 2023 года настроения некоторых украинских беженцев изменились: 8% больше склоняются к мнению не возвращаться, 24% склоняются к мнению вернуться, но позже, чем планировали раньше, 5% планируют возвращаться раньше, чем планировали, а 3% планируют вернуться, хотя раньше отвечали обратное. Не поменяли планы 59% украинских респондентов.
У ЦЭС есть три сценария по поводу возвращения украинцев: оптимистический, средний и пессимистический. При первом сценарии в Украину вернутся 3 млн беженцев, а за границей останутся 1,3 млн, при втором – 2,5 млн и 2,3 млн соответственно, при третьем – 2,1 млн и 3,3 млн.
Невозвращение мигрантов может оказать большое влияние на демографическую ситуацию Украины на долгие годы, даже после окончания войны. В случае если государство не будет способно внедрить эффективную политику по возвращению мигрантов, Украину ожидает дефицит рабочей силы в 3,1-4,5 млн человек к 2032 году, свидетельствуют предварительные оценки ЦЭС, Центра экономического восстановления и Института демографии.
«Кумулятивные экономические потери за следующие 10 лет, согласно этим расчетам, могут составлять до $113 млрд. Из-за низкого уровня рождаемости эти потери будут невозможно компенсировать в связи с естественным ростом населения», – говорится в отчете.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.