Прошел месяц, как НАПК работает под новым руководством Виктора Павлущика. Какие шаги уже сделаны и какие вызовы остаются? Екатерина Рыженко, заместитель исполнительного директора Transparency International Ukraine по юридическим вопросам, рассмотрела всю имеющуюся информацию и сделали свои прогнозы
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Главой Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК) Кабмин 27 февраля назначил Виктора Павлущика. Он заменил на этом посту Александра Новикова, руководившего агентством с 2020 года – после его перезагрузки.
Несмотря на определенные успехи в работе Новикова, некоторые проблемы до сих пор не решены. Ему так и не удалось наладить качественное взаимодействие с общественностью и учесть все рекомендации экспертов, что могло бы существенно улучшить работу агентства. А это в конечном счете отразилось и в выводах независимой внешней оценки деятельности НАПК.
Во время конкурса на руководителя НАПК Павлущик поделился своим видением развития Нацагентства. А через месяц работы в должности очертил будущий курс органа. Куда же будет двигаться НАПК под новым руководством?
Главные вызовы
Последние четыре года стали настоящим периодом турбулентности для НАПК.
Декларации за 2021–2023 годы
Наибольший вызов агентству после перезапуска – конституционный кризис 2020 года, возникший после решения Конституционного Суда о разрушении системы электронного декларирования и лишении агентства части его полномочий. Тогда казалось, что под угрозой оказалось само существование института. Реагируя на кризис, власти довольно быстро включились в решение этой проблемы – полномочия НАПК восстановили, хотя ожидать возобновления заключения за недостоверное декларирование пришлось почти год.
После полномасштабного вторжения России депутаты отменили обязательное э-декларирование чиновников во время действия военного положения. Агентство потеряло функцию проверки деклараций.
В октябре 2023 года эту возможность, как и обязательное э-декларирование, возобновили нардепы. Это создало новый вызов – НАПК должно проверить декларации за 2021–2023 годы, а это примерно 2,5 млн документов.
Отчеты политических партий
Не меньшие проблемы создала и пандемия – почти на четыре года приостановили представление отчетов политических партий. Этот недостаток парламент исправил в декабре 2023 года, возобновив обязательную отчетность. Теперь отчеты политических партий нужно собрать и также проверить. Это тоже требует больших ресурсов.
То есть некоторые внешние проблемы удалось решить, однако они породили новые.
При этом есть внутренние задачи, которые предыдущий глава НАПК не смог или не хотел решить. Так что эту работу придется выполнять Павлущику.
Четыре задания для НАПК
Главным фокусом НАПК должна быть превенция коррупции. По закону, кроме проверки деклараций чиновников и отчетов политических партий, агентство должно защищать обличителей, мониторить конфликты интересов и подарки и т.д. Как и формировать антикоррупционную политику государства. С выполнением каждой из этих функций в последние годы возникали затруднения.
Новому главе НАПК необходимо внести изменения в структуру работы самого органа. Например, у некоторых его подразделений есть несвойственные функции. Внутренний контроль НАПК проверяет декларации разведчиков, контрразведчиков, что не предусмотрено законодательством и не коррелируется с тем, что это подразделение должно делать.
В НАПК много закрытых документов от общественности – мы не можем оценить, насколько эффективно агентство делает то, что должно. Например, закрыты правила логического и арифметического контроля декларации, по которым она автоматически анализируется и сравнивается с данными из реестров и прошлых деклараций.
Есть и другие закрытые документы, например, порядки проверок разведчиков и контрразведчиков.
До сих пор неправильно урегулирован механизм мониторинга образа жизни субъектов декларирования, который сейчас не ограничен какими-либо временными сроками его проведения. При этом работники НАПК имеют больше полномочий, чем фактически нужны агентству для этой процедуры. А порядка для мониторинга конфликта интересов в НАПК пока вообще нет.
Остается большой потенциал и для развития института обличителей. Есть проблемы в функционировании Единого портала сообщений обличителей, в частности, в обеспечении конфиденциальности как их самих, так и предоставленной ими информации.
Как Павлущик планирует обновлять работу НАПК
Павлущик пришел в НАПК из правоохранительной сферы – до этого работал в НАБУ с момента его основания. Ближайшие шесть месяцев продемонстрируют, насколько ему удалось перестроиться из правоохранительной сферы на сферу предотвращения коррупции.
Во время своего первого выступления перед командой НАПК Павлущик отметил важность преодоления коррупции как обязательного условия для интеграции с европейским сообществом и победы над страной-агрессором. Также подчеркнул, что агентство должно эффективно выполнять свой мандат. Он отметил, что ожидает от каждого руководителя подразделения и сотрудника целенаправленности в реализации тех задач, ради которых и было создано НАПК.
Для повышения возможностей НАПК основным ориентиром для Павлущика являются результаты независимого внешнего аудита. Международные эксперты предоставили более 100 рекомендаций, касающихся всех сфер деятельности агентства. Положительный момент состоит в том, что конкурсная комиссия уже поддержала необходимость презентовать результаты внешней оценки победителю конкурса. А новый глава засвидетельствовал готовность их учитывать, как и рекомендации Еврокомиссии.
При этом Павлущик уже ранее показал, что умеет работать со сложными задачами. Именно он в НАБУ занимался делом пленок ОАСК и главы и судей Верховного Суда. Поэтому имплементация советов по улучшению работы агентства может стать для него еще одним непростым, но реализованным кейсом.
Подтверждением этого служит недавнее решение о прекращении санкционного направления работы НАПК. Кабмин закроет администрируемый агентством портал «Международные спонсоры войны». Хотя этот список и важен для государства, это правильный шаг, учитывая нехватку законодательных оснований для ведения органом этого реестра, его ограниченные ресурсы и международные конфликты, вызванные внесением в этот список отдельных компаний. Информационную базу реестра могут передать другому компетентному органу для сохранения массива информации, но внесение и исключение оттуда должно быть урегулировано.
Павлущик упоминал о необходимости НАПК двигаться в направлении, очерченном законодателем, еще на этапе собеседования. Соответствующее решение вселяет надежду на то, что он выполнит обещанное во время конкурсных собеседований.
Многое из того, что Павлущик говорил на финальном собеседовании, коррелируется с имеющимися проблемами агентства. Он отмечал, что конкурсам в НАПК не хватает прозрачности, в отличие от опыта НАБУ. TI Ukraine неоднократно указывала на это в исследованиях.
Итак, первый месяц руководства Павлущика в НАПК пока ознаменовался положительными изменениями, отвечающими стратегическому видению развития агентства. Надеюсь, он продолжит решать уже давно известные проблемы деятельности НАПК и развивать положительные практики. Тем более, что и у власти, и у общественности достаточно механизмов контроля за работой главы НАПК.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.