Владимир Зеленский поручил правительству ввести с 1 декабря программу «тысяча гривен на человека». Каждый украинец, включая детей, должен получить по 1000 грн. Их можно будет потратить на оплату украинских товаров и услуг. «1 декабря деньги должны быть у людей», – подчеркнул Зеленский. У Forbes есть вопросы о целесообразности этой идеи
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Идея выплат по 1000 грн не является новаторской. Пионером такой поддержки населения была Юлия Тимошенко. В 2008 году тогда премьер-министр Украины направила по 1000 грн лицам, потерявшим средства в советском Сбербанке. Тогда на выплаты было израсходовано 5 млрд грн. В 2012-м это решение «собезьянничал» Виктор Янукович, и реинкарнацию «Юлиной тысячи» в народе сразу прозвали «Витиной тысячей».
В 2021 году президент Владимир Зеленский ввел программу еПоддержка под предлогом того, что экономика существенно пострадала от карантина, обусловленного пандемией (1000 грн выплачивали тем, кто вакцинировался). Сейчас президент Зеленский настроен повторить опыт 2021-го, но похоже без всяких условий приобщения к выплатам вообще.
Идеи очень похожи, однако суммы разные, несмотря на одинаковый номинал. Тысяча гривен образца 2008 года в действующих ценах – около 6000 грн, которые в 2012-м «усохли» уже до 4400 грн. А в конце 2021 года, в момент внедрения еПоддержки, составляли лишь 1150 грн в эквиваленте настоящего.
Однако проблема не в том, что идеи политических лидеров о выплатах тысячи гривен избирателям постоянно теряют денежный вес, а в том, что к самой концепции таких выплат существует много вопросов.
Ниже – список из 10 таких вопросов, который не представляется исчерпывающим.
1. Лучшая из альтернатив?
Экономика – это наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов для достижения максимальных результатов. Государственные финансы не исключение, хотя опыт Украины и многих других стран свидетельствует о частых отклонениях от этого принципа.
У каждого решения есть многоликий спутник, так называемый opportunity cost (сравнительная стоимость других возможностей). Тщательно ли изучали все альтернативы решению о 1000 грн – похоже, что нет. Так было и в прошлый раз, когда руководство того же Национального банка Украины, имеющего значительную экспертизу в оценке «за» и «против» различных экономических решений, узнало о президентском решении уже после его публичного объявления.
2. Универсализм
Если воспринимать выплаты о 1000 грн как части социальной политики государства, то самой их нелепой частью является заявленная универсальность, когда каждый без разбора получит эти деньги. И многодетная мать, которая эвакуировалась из зоны боевых действий, и совладелец одной из 202 крупнейших компаний Украины согласно рейтингу Forbes, который вскоре выйдет в свет.
3. Патернализм
Одной из традиционных проблем Украины как постсоветского общества всегда был институт патернализма, когда политики обещали избирателям (многие из которых выросли на советских лозунгах государственного патернализма) не «удочку», а «рыбу».
Именно социальные выплаты и государственная поддержка являлись лейтмотивом политической риторики, а создание возможностей для заработка отходило на второй план.
К сожалению, политическая инициатива «раздать всем деньги» продолжает этот откровенный политический курс ориентации на избирателя, благодарного (или действительно не очень) властям за подарки на средства налогоплательщиков.
4. Примитивизация экономической политики
Если раздача всем по 1000 грн – это одна из лучших идей экономической политики, которую генерирует государство, возникает вопрос целесообразности содержания большого государственного аппарата, исследующего различные отрасли и межотраслевые связи и призванного генерировать оптимальные решения с максимальным эффектом на затраченную гривню.
Простые решения сокращают запрос на решения проинформированные.
5. Разбалансирование бюджетной политики
Украина едва приняла обновленный закон о государственном бюджете на 2024 год. В нем нет источников финансирования дополнительных крупных сумм на массовые выплаты по 1000 грн.
На самом деле, есть вопрос о реалистичности возможностей финансирования уже имеющихся расходов. Следовательно, это требует дополнительного пересмотра государственных финансов с целью поиска дополнительных ресурсов. Или увеличения бюджетного дефицита – которое еще кто-то должен профинансировать.
6. Стимул к дальнейшему увеличению налогов и/или долгов
Расход дополнительных 30 млрд грн происходит на фоне только что принятых трудных решений о повышении налогов и заимствований. С большим усилием был принят закон, который должен дополнительно забрать у налогоплательщиков в этом году те же 30 млрд грн в виде налогов (хотя из-за промедления может собрать на треть меньше).
Новые расходы – это либо новые налоги, либо новые долги.
Министр финансов сообщает, что возможности рынка ОВГЗ в 2025 году будут практически исчерпаны. Даже если они найдутся, то следует ожидать, что кредиторы профинансируют эти облигации под ставку 16-18% годовых на два-три года. То есть от раздачи 30 млрд грн кредиторы получат «кэшбек» дохода в размере 5-15 млрд грн.
Если это новые налоги – то остается неиспользованной идея повышения ставки налога на добавленную стоимость (НДС). Именно та идея о тотальном негативном влиянии на всех потребителей, от введения которой предостерегало Министерство финансов.
Итак, налогоплательщики все равно оплатят эту инициативу – через долги или налоги.
7. Обман налогоплательщиков
В ходе дискуссий о новом налоговом законе представители власти постоянно апеллировали к необходимости финансирования обороны как к ключевому мотиву. Теперь, когда возникает совершенно другое дополнительное направление расходования бюджетных средств, это выглядит обманом, который вряд ли укрепит сплоченность украинского общества.
Причем речь идет о широких слоях населения, ведь повышенную ставку военного сбора будут платить все работники – теперь и частные предприниматели.
8. Риски для финансирования международных партнеров
Поддержка финансирования Украины в западных обществах уже не так мощна, какой была в начале полномасштабного вторжения. Западным политикам будет сложно развернуть эту тенденцию на фоне новостей о том, что украинское правительство просто раздает деньги без разбора.
И это уже актуальная проблема: из $16,5 млрд, которые Украина запланировала получить от международных партнеров в IV квартале, по состоянию на 26 октября получено всего $1,1 млрд. То есть, не имея финансирования на новую инициативу, мы рискуем финансированием под уже запланированные расходы военного времени.
9. Поможет ли это решение пройти зиму?
В условиях мало предполагаемых рисков для электрической, газовой, теплоснабжающей и прочей инфраструктуры из-за российских обстрелов следует сохранить на эту зиму определенные резервные финансовые возможности для оперативного реагирования на потенциальные проблемы. А уж потом радоваться, что эта «подушка» не понадобилась и можно теоретически потратить «лишние» деньги.
10. Поможет ли это победить в войне?
Этот вопрос относительно абсолютного приоритета государственной политики Украины в упомянутом контексте риторический.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.