В течение месяца Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) должно получить нового руководителя. Сейчас есть 22 кандидата. Как проходит конкурс и какие шансы, что бюро будет независимым
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
«Через неделю у нас уже будет руководитель НАБУ», – сказал президент Владимир Зеленский в пятницу, 27 января, на онлайн-встрече со студентами. За три дня до этого премьер-министр Денис Шмыгаль выразил надежду, что три финалиста конкурса на должность директора главного антикоррупционного ведомства будут избраны до 31 января. Несмотря на эти заявления, долгожданное назначение руководителя НАБУ состоится не раньше, чем через несколько недель, а наиболее реалистичный срок – конец февраля, говорят три собеседника Forbes в антикоррупционных органах и Верховной Раде (ВР).
28 января участники прошли не последний этап конкурса – практическое задание, впереди – индивидуальное интервью с психологом. Финальные испытания отбора – собеседование и проверку на добродетель – будут проходить 22 из 49 конкурсантов.
Есть ли у НАБУ после его завершения шанс быть независимым органом?
Конкурс в НАБУ приобрел значение после того, как после фактически двухлетнего «простоя» полноценного руководителя получила Специальная антикоррупционная прокуратура (САП) – ключевой партнер бюро по расследованиям коррупционных дел.
Последние три месяца НАБУ и САП ежедневно вручают подозрения разным топ-чиновникам, нардепам и руководителям государственных компаний. Назначение директором бюро лояльного к власти человека может разрушить налаженное взаимодействие между органами, опасается руководитель юридического отдела ОО «Центр противодействия коррупции» Елена Щербан.
Пока антикоррупционным активистам и оппозиционным народным депутатам не нравятся три кандидата из 22, вышедших в «полуфинал» отбора.
«От качества выбора [директора НАБУ] будет зависеть эффективность дальнейшей работы всей антикоррупционной системы», – говорит Щербан.
НАБУ и САП во времена Зеленского
Первый и в настоящее время единственный полноценный директор НАБУ Артем Сытник ушел с должности 12 апреля 2022 года после семи лет во главе бюро. Исполняющим обязанности директора сейчас является бывший первый заместитель Сытника Гизо Углава.
Незадолго до начала российского вторжения, 15 февраля 2022 года, Кабинет Министров принял распоряжение, согласно которому Драго Кос, являющийся членом комиссии по избранию руководителя САП, не может одновременно входить и в комиссию по конкурсу в НАБУ.
«Это решение имело целью устранить независимого члена из комиссии и таким образом фактически сорвать конкурс», – считает Щербан из ЦПК.
Только в августе 2022-го правительство (не без давления со стороны международных партнеров) отменило это решение, позволившее конкурсной комиссии все же начать работу. Незадолго до этого, в июле 2022 года, конкурсная комиссия утвердила победителем отбора руководителя САП Александра Клименко.
Следовательно, фактически с середины 2020-го антикоррупционная инфраструктура в Украине работала неполноценно. «Большое количество дел повисло в воздухе, потому что рядовые прокуроры не хотели брать на себя ответственность и подписывать подозрение по резонансным делам», – говорит на правах анонимности собеседник в антикоррупционных органах.
Война отложила вопрос антикоррупции на второй план, говорит глава департамента в одном из правоохранительных органов, попросивший не упоминать его имя в этой статье. «Кто-то из сотрудников НАБУ вступил в ряды ВСУ, аналитики были вовлечены в поиск российских активов», – объясняет чиновник.
Ситуация изменилась после назначения Клименко. В первую очередь, он провел аудит старых дел. «Именно поэтому мы видим подозрения по начавшимся несколько лет назад расследованиям, – говорит Щербан из ЦПК. – Аудит уже почти завершился. САП и НАБУ взяли быстрый темп, чтобы завершить открытые дела и в конце концов перейти к новым расследованиям».
Ярким примером реинкарнации антикоррупционной системы можно считать дело «Роттердам+», говорит глава антикоррупционного комитета ВР Анастасия Радина. 26 октября 2022 года НАБУ и САП объявили о подозрении 15 лицам. «То, что Клименко возобновил дело и довел его до конца, свидетельствует о возможности органа эффективно работать», – говорит Радина.
В последние полгода НАБУ и САП объявили подозрения десяткам топ-чиновников, руководителей госкомпаний и нардепов. «Детективы, прокуроры и судьи уже в шутку говорят: «Остановите этого чувака!» – передает собеседник в антикоррупционных органах. – Сейчас все работают буквально до ночи, такого давно не было».
Большинство дел, которые в последнее время расследовали НАБУ и САП, не вызывали особых вопросов. Одна из немногих неоднозначных историй – дело экс-главы «Нафтогаза» Андрея Коболева. Его подозревают в хищении 229 млн грн – части премии за победу над «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже.
Значит ли это, что НАБУ и САП не полностью независимы в своих действиях? Собеседники в антикоррупционных органах и ВР, опрошенные Forbes, пока не видят в деле против Коболева признаков предвзятости. «В деле Коболева антикоррупционные органы лишь указывают на наличие нарушения, в то время как финальное решение будет принимать суд», – говорит собеседник в антикоррупционных органах на правах анонимности.
Чтобы последняя активность антикоррупционных структур не угрожала нынешнему руководителю САП (риск его увольнения не исключают два собеседника в антикоррупционных органах), нардепы из антикоррупционного комитета готовят закон, который изменит процедуру отставки главы САП.
«Необходимо, чтобы этим вопросом занималась отдельная комиссия во главе с международниками. Это устранит вопрос политического влияния», – говорит нардеп Радина. По ее словам, соответствующий закон в ближайшее время будет подан в ВР.
Как проходит конкурс на должность директора НАБУ и кто претенденты
Дедлайны о завершении конкурса НАБУ в конце января – начале февраля нереалистичны, говорят два собеседника Forbes в антикоррупционных органах и ВР. Чтобы провести качественную оценку добродетели, нужно около полутора месяцев, говорит Щербан из ЦПК.
«Комиссия должна проанализировать информацию во всех реестрах, карьерные достижения, дела, над которыми работал кандидат, определить, является ли он политически нейтральным и тому подобное, – объясняет Щербан. – Попытки властей форсировать процесс угрожают качеству конкурса, ведь проверка на добродетель является ключевым критерием», – говорит Щербан.
Впрочем, до сих пор со стороны Офиса президента или Кабмина не было по крайней мере явных попыток повлиять на ход конкурса, говорят четыре собеседника в правоохранительных, антикоррупционных органах и в Верховной Раде. «Я не вижу таких признаков ни со стороны ОП, ни со стороны правительства или парламента», – говорит заместитель председателя антикоррупционного комитета Ярослав Юрчишин.
Главная причина – пристальное внимание международных партнеров, говорит собеседник в правоохранительных органах на правах анонимности. «Это ключевая реформа, поэтому активное вмешательство власти сразу было бы замечено», – отмечает он.
22 кандидата, прошедших до финального этапа конкурса НАБУ, можно условно разделить на три группы: представители Государственного бюро расследований (ГБР) и Генеральной прокуратуры, сотрудники НАБУ и люди, не имеющие прямого отношения к системе.
Половину списка составляют сотрудники НАБУ, говорит Щербан из ЦПК. «Думаю, большинство из них имеют благие намерения и желание совершенствовать систему, – отмечает она. – Однако одного желания мало, нужны реальные навыки и успешные расследования».
Некоторые сомнения у представителей антикоррупционных органов и нардепов антикоррупционного комитета вызывают представители ГБР и Генеральной прокуратуры. «Власти будет с ними легче договориться, чем с сотрудниками НАБУ», – говорит нардеп из антикоррупционного комитета на правах анонимности.
Кто из кандидатов не нравится антикоррупционным активистам
Щербан из ЦПК отмечает руководителя прокуратуры Бучи Руслана Кравченко, который пока имеет максимальное количество баллов. Кравченко был прокурором по делу Януковича. Но активистам не нравится его бэкграунд в военной прокуратуре. «Он дружит с бывшим военным прокурором Анатолием Матиосом и работал под его руководством, поэтому есть вопросы к его беспристрастности», — говорит Щербан.
Вопрос в ЦПК и заместитель председателя Киевской областной военной администрации Виталий Власюк. Его брат, Владислав Власюк, советник главы ОП Андрея Ермака и работает в санкционной группе Ермака-Макфола. Власюк в комментарии «Суспільне» отвергает конфликт интересов: «У руководителя НАБУ нет никаких процессуальных полномочий остановить производство, а представляет бюро в отношениях с Кабмином, Верховной Радой, другими государственными органами. Этим я и буду заниматься, а не попытками влиять на детективов или давать указания что-либо не расследовать. Я сразу вылечу с должности, если меня на этом поймают», – говорит Власюк.
Действующего руководителя Государственной инспекции по архитектуре и градостроительству Семена Кривоноса ЦПК упрекает, что в 2016-м он победил в конкурсе на руководителя одесского филиала НАБУ, но отказался от должности после скандала с незадекларированной квартирой. «Он не задекларировал квартиру в Киеве стоимостью 3 млн грн, а впоследствии вообще переписал ее на мать», — вспоминает Щербан.
В комментарии Forbes Кривонос отрицает эту информацию, говорит, что приобрел квартиру еще до работы на государственной службе в 2011 году, а в 2014 году она была отчуждена в пользу матери. Документы, подтверждающие это Кривонос предоставил Forbes. «Не было никакой логики скрывать это имущество. Оно было передано задолго до начала конкурса», – говорит Кривонос. Кроме того, электронное декларирование появилось только в 2016 году, я не мог задекларировать квартиру задним числом, добавляет Кривонос.
Как продвигается конкурс дальше? Квалификационная комиссия уже начала проверять кандидатов на добродетель. Кандидаты, не прошедшие эту проверку, автоматически выбывают из конкурса.
Финальный этап – собеседование. Кандидаты должны продемонстрировать реальные навыки, рассказать о результатах своих расследований.
Согласно закону, квалификационная комиссия должна выбрать трех кандидатов. Финальное решение будет принимать Кабмин. «Это самый спорный момент, – говорит Щербан. – Ведь есть риск, что власть в конце концов выберет не самого лучшего, а того, с кем легче договориться».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.