В среду, 15 декабря, разработчик игры S.T.A.L.K.E.R. 2, украинская студия GSC Game World, сообщила о поддержке технологии NFT в проекте. Так фанаты могли бы стать «частью игры», купив себе персонажа или надпись. Уже 16 декабря GSC Game World отказалась от планов на фоне масштабной критике и удалила все связанные с NFT анонсы. Почему геймеры пошли войной против самой горячей технологии 2021 года?
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
Что было в планах GSC Game World
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl – продолжение пост-апокалиптического RPG от украинской студии GSC Game World. Оригинальная игра вышла в 2007 году и продалась тиражом более 15 млн экземпляров. Предзаказы на сиквел стартовали в апреле 2021 года, релизная версия должна появиться в 2022-м.
С помощью NFT разработчики планировали сделать новый STALKER более интересным и заработать дополнительные деньги на разработку. Партнером проекта выступила платформа для продажи скинов DMarket, основанная Владом Панченко. Что именно хотели продавать?
- Оригинальная задумка, опубликованная в ныне удаленном заявлении, заключалась в создании первого «метачеловека». С помощью NFT-аукциона компания продала бы возможность стать одним из второстепенных NPC в игре. Победитель должен был прийти в офис GSC Game World для сканов лица – его образ стал частью будущего STALKER
- Также планировались другие продажи NFT-контента, который «не повлиял бы на геймплей и не давал преимуществ игрокам»: надписи на стенах, татуировки, перчатки и эмблемы для сетевой игры.
За что раскритиковали студию
Сразу после публикации планов по использованию NFT в игре студия столкнулась с угрозами отмены предзаказы. Почему технология вызывает такую реакцию? Критика фанатов опирается на концетуальные вопросы к невзаимозаменяемым токенам.
- NFT – это только право владения активом, своего рода виртуальный чек. Сам виртуальный предмет – изображение, аудио- или видеофайл должны храниться на каком-либо хостинге. Если удалить файл или изменить путь к нему, NFT будет фактически непригодным.
- NFT связывают с воровством интеллектуальной собственности. Продавцы регулярно выкладывают на популярных маркетплейсах цифровые предметы, сделанные другими создателями. Издание WIRED в июне 2021 года описало случай, когда цифровые воры начали продавать творения умершей художницы.
- Учитывая анонимную природу блокчейн-транзакций, теоретически можно продать NFT самому себе, а затем пепродать другому пользователю по «низшей» цене. Это дает пространство для мошенничества.
- Самый популярный блокчейн для размещения NFT – Ethereum, вторая по популярности криптовалюта. Транзакции в нем нуждаются в вычислениях, а следовательно оказывают негативное влияние на окружающую среду.
«Никто из нас не ожидал такого кибербуллинга и хейт-спича», – рассказал Forbes основатель DMarket Влад Панченко, занимавшийся запуском NFT в S.T.A.L.K.E.R. «Они геймеры, мы геймеры, поэтому хотели сделать так, чтобы все были счастливы», – говорит он. Почему идея не зашла? По мнению Панченко, игроки не понимают, как работает технология. «В гейминге есть много примеров того, как NFT использовали неправильно. Мы ведь хотели сделать это правильно», – уверяет Панченко.
Из «правильных» способов запустить NFT разработчики STALKER назвали:
- создание отдельной платформы для торговли (на базе DMarket), а не интеграция в игре;
- использование блокчейнов Solana и Polygon, которые потребляют меньше энергии;
- запуск NFT перед релизом игры, чтобы не влиять на сюжет других игроков.
Почему это не убедило игроков? По мнению основателя First NFT Agency Алексея Чусова, запуск NFT негативно восприняли, прежде всего, давние фанаты S.T.A.L.K.E.R. «Им показалось, что вся ценность игры теперь будет перетекать в виртуальные предметы и NFT, – говорит Чусов. – Поэтому на рынке могут появиться хайп и спекулянты».
Для самого же S.T.A.L.K.E.R. запуск маркетплейса мог бы дать «второе дыхание», говорит Чусов, ведь на NFT можно заработать. Виртуальные предметы для шутера Counter-Strike, например, стоят на DMarket от $500 до $1000. Игроки могут позже перепродавать эти предметы на виртуальном рынке.
Что кейс STALKER говорит о NFT рынке
По мнению Панченко, NFT скоро будет в каждой игре, а игроки просто замедляют развитие тренда.
S.T.A.L.K.E.R. не единственная игра, прошедшая через это. В октябре фанаты раскритиковали игру Dead by Daylight, когда она объявила о запуске NFT. Такая же реакция была на новость от разработчика игр о еже Сонике, Sega, которая поддержала NFT. Французский разработчик игр Ubisoft объявил о запуске отдельной платформы для торговли NFT – Ubisoft Quartz и получил свою порцию критики от фанатов.
«Виртуальные активы уже огромная часть экономики игровой индустрии. Ведущие разработчики игр видят там деньги», – говорит профессор Университета Пенсильвании Кевин Вербах, специализирующийся на блокчейне и цифровых активах. Общий размер рынка NFT в 2021 году достиг $22 млрд по сравнению со $100 млн в прошлом году.
Cреди трендов, за которыми нужно следить, по мнению Чусова, это блокчейн-игры, которые позволяют владеть виртуальными предметами, а не просто играть для удовольствия, а также игры, работающие по системе DAO, когда сообщество игроков само управляет игрой, без вмешательства менеджмента .
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.