Ритейл выиграл войну за коммисию, банки – проиграли. Как изменится обслуживание клиентов /Shutterstock
Категория
Новости
Дата

Ритейл выиграл войну за коммисию, банки – проиграли. Как изменится обслуживание клиентов

Shutterstock

Платежные системы Visa и Mastercard снизили комиссию за оплату картой. Это плохие новости для тех, кто привык к кэшбэку

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

В конце ноября Visa и Mastercard уменьшили ставки межбанковских комиссий interchange на 25% – до 1,2%. К июлю 2023-го максимальная ставка снизится до 0,9%. Для банков сокращение комиссий означает потерю части доходов. Monobank, например, с начала декабря на 25% снизил проценты по кешбэку для большинства категорий покупок. «Эту битву за клиентов мы проиграли, – говорит совладелец monobank Олег Гороховский, 47. – Надеюсь, хоть кто-то от этого выиграет, кроме крупных торговых сетей».

Другие банки не столь радикальны, но многие уже пересмотрели или готовятся изменить условия обслуживания карточных продуктов. Дальнейшее снижения interchange может привести к появлению комиссий просто за использование платежных карт, считает начальник управления карточного бизнеса и кросс-продаж ОТП Банка Евгений Грубый.

Реакция рынка

В первом полугодии 2021-го через POS-терминалы украинских банков прошло 1,642 млрд операций на сумму 378 млрд грн, свидетельствуют данные НБУ. Средний чек для безналичных платежей – 231 грн.

Interchange – основная комиссия при оплате картой. Будучи регулярным источником дохода, она позволила украинским банкам широко использовать кешбэк для привлечения и удержания клиентов. С его помощью банки мотивируют украинцев платить в магазинах или на заправках картой, а не наличными. Для примера, в 2020 году Альфа-Банк вернул клиентам более 200 млн грн. За три года существования программы кэшбэк получили 1,3 млн клиентов «Альфы». Половина суммы кэшбека в банковской системе финансируется именно за счет interchange, рассказывал в марте Гороховский из monobank.

«Альфа» пока не собирается снижать кэшбеки, поскольку, как отмечается в письменном комментарии пресс-службы, этот инструмент хорошо зарекомендовал себя для работы с клиентами. Бюджеты банков на программы лояльности – а это не только кешбэк – могут занимать существенную долю в их расходах. Например, банк «Пивденный» тратит на это порядка 10% дохода, говорит директор департамента розничного бизнеса банка Игорь Фомичев. Поэтому снижение interchange пропорционально влияет на финансирование бонусных программ, утверждает руководитель департамента транзакционных продуктов розничного бизнеса банка «Кредит Днепр» Игорь Банашко. «Размер бонусов и кэшбэков уменьшится на уровень снижения ставок interchange, ориентировочно на 0,2–0,3%», – говорит он.

У лидера платежного рынка ПриватБанка нет кешбека, но есть бонусная система. Она привязана к торговцам, с которыми сотрудничает банк. Несмотря на отсутствие прямых кэшбэков, «Приват» тоже готовится снижать финансирование программ стимулирования для клиентов, говорит руководитель дирекции розничного бизнеса ПриватБанка Дмитрий Мусиенко. 

Другие участники рынка реагируют на уменьшение ставок другим путем: например, пересматривают продуктовую линейку карточных продуктов, говорит Банашко из «Кредит Днепр».

Банки также могут повысить действующие комиссии и ввести новые. «Креди Агриколь», например, хоть и не стал вводить ежемесячную плату и повышать комиссии за операции по картам, но уже ввел комиссию за открытие пакета карточных услуг, говорит директор по маркетингу и продуктам банка Дмитрий Коваленко. Также «Креди Агриколь» увеличил ежемесячную минимальную сумму на проведение торговых операций без комиссии при пользовании картой.

В Универсал Банке, на базе которого работает monobank, говорят, что пока незначительно снизили кешбэки и ставку по остаткам на картах клиентов. Более радикальные изменения возможны в начале следующего года. «Мы анализируем влияние на нашу бизнес-модель и будем ее корректировать, когда получим результаты за зиму», – говорит пресс-служба банка.

Карты будут дороже

Снижение interchange – результат компромисса, на который согласились платежные системы под давлением другого важного участника платежного рынка – крупных ритейлеров. Весной 2021-го группа народных депутатов предложила законодательно ограничить interchange и merchant fees, как Евросоюз это сделал пять лет назад.

До реализации идеи так и не дошло, однако платежные системы все же решили снизить комиссии. Банкиры опасаются, что в долгосрочной перспективе это приведет к сокращению инвестиций в сеть POS-терминалов или повышению стоимости их обслуживания, говорит Грубый из ОТП Банка. Второе глобальное последствие – Украина перестанет быть рынком с бесплатными или очень дешевыми платежными картами, добавляет Коваленко из «Креди Агриколь».

Чтобы не вводить дополнительные платы или комиссии, банки сперва будут компенсировать свои потери, уменьшая вознаграждения вроде кэшбэка, говорит Грубый. «Но, как показывает опыт европейских стран, со следующими понижениями ставок interchange тарифы на обслуживание поменяются».

С сокращением бюджетов банкам придется конкурировать нематериальными стимулами – качеством, скоростью, технологичностью, широким и доступным перечнем услуг, говорит Мусиенко. Дополнительный сценарий, по словам Коваленко из «Креди Агриколь», – более тесная коллаборация банков и торговых сетей. «Ритейлеры будут охотнее участвовать в компенсации ставок для покупки в кредит», – говорит он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине