В первые месяцы 2025 года инфляция продолжит расти, прогнозирует Национальный банк Украины 13 января. Это будет происходить из-за дальнейшего влияния как временных факторов, в частности эффектов более низких урожаев, так и фундаментальных, в частности давления со стороны расходов бизнеса на энергообеспечение и оплату труда, а также эффектов от ослабления обменного курса гривни.
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Ключевые факты
- В то же время регулятор ожидает, что инфляция вернется на траекторию устойчивого снижения во второй половине 2025 года и будет направляться к цели НБУ – 5% на горизонте политики.
- Снижению инфляции будут способствовать, в частности, меры процентной и валютно-курсовой политики Национального банка, а также более высокие урожаи, улучшение ситуации в энергетике, уменьшение фискального дефицита и умеренное внешнее ценовое давление.
- В декабре 2024 года инфляция ускорилась до 12% в годовом исчислении, в месячном измерении цены выросли на 1,4%.
- НБУ признал, что фактическая потребительская инфляция в декабре была выше прогноза Нацбанка, опубликованного в Инфляционном отчете за октябрь 2024 года.
- Согласно комментарию НБУ, весомым двигателем роста цен и основной причиной отклонения ценовой динамики от прогноза оставались временные факторы, прежде всего стремительное подорожание продуктов питания из-за более низких урожаев. В то же время ощутимо усилилось и фундаментальное ценовое давление на фоне дальнейшего увеличения расходов бизнеса на энергообеспечение и оплату труда. Определенное влияние оказали и эффекты от ослабления обменного курса гривни.
- Обновленный макропрогноз, в частности прогноз инфляции на 2025–2027 годы, будет обнародован 23 января.
Контекст
В течение 2024 года Национальный банк Украины систематически недооценивал инфляционную динамику. Так, в январском Инфляционном отчете прогноз НБУ на конец года составил 8,6%, в апреле он был даже улучшен до 8,2%. В июле при уже существующем ускорении текущей динамики цен прогноз на конец года был пересмотрен лишь до 8,5%, а фактическое ускорение потребительской инфляции до 8,3% уже в октябре побудило НБУ в тот месяц обновить прогноз инфляции на декабрь лишь до 9,7%, хотя фактическим результатом стало12%.
Такое отклонение фактической инфляции от прогнозов НБУ повлекло за собой разворот направления его монетарной политики на 180 градусов. Если в начале 2024 года НБУ коммуникировал на рынке дальнейшее уменьшение учетной ставки, то летом риторика превратилась в «возможность возврата к снижению ставки в 2025 году», а в декабре НБУ перешел к повышению учетной ставки.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.