Сошла с рельс. «Укрзализныця» осталась без рабочего набсовета. Что будет с госкомпанией /Shutterstock
Категория
Новости
Дата

Сошла с рельс. «Укрзализныця» осталась без рабочего набсовета. Что будет с госкомпанией

Shutterstock

Кабинет Министров не продлил контракт с четырьмя членами наблюдательного совета «Укрзализныци» – главой набсовета Шевки Аджунером и тремя членами – Сергеем Лещенко, Андреасом Матье и Олегом Журавлевым. Как это повлияет на госкомпанию и что будет дальше

29 лютого буває раз на 4 роки.💸 Тому ми даруємо 40% знижки на річну диджитал-підписку на сайт Forbes. Вартість зі знижкою — 1079 грн/рік. Діє з промокодом F29 тільки 28-29 лютого. Оформлюйте зараз за цим посиланням

Наблюдательный совет «Укрзализныци» состоит из семи членов: трех представителей от государства, которые назначаются правительством, и еще четверых независимых членов, которых Кабмин отбирает в ходе открытого конкурса. 19 сентября завершились трехлетние контракты двух независимых членов набсовета – Шевки Аджунера и Андреаса Матье, а также двух представителей от государства – Сергея Лещенко и Олега Журавлева.

Без четверых членов набсовет потерял кворум и не может принимать решения: назначать и увольнять менеджмент госкомпании, принимать стратегические решения, касающиеся развития компании, финансового плана.

Полноценный состав наблюдательного совета в «Укрзализныце» появится не раньше декабря. До этого времени компания не может согласовывать сделки на сумму более 1 млрд грн и осуществлять внешние заимствования; не ясно также, как компания сможет продлить контракт со временным главой «Укрзализныци» Александром Камышиным, его контракт истекает в 31 декабря. Госкомпания не успела к дедлайну ответить на запрос Forbes.

В середине сентября «Укрзализныця» также объявила о планах выпуска еврооблигаций на $200 млн для финансирование капитальных затрат – без решения набсовета выпуск придется отложить.

Почему Кабмин не продлил контракты

Процедура прошла по правилам – с наблюдательными советами контракты и не продлевают, говорит Евгений Кравцов, экс-глава «Укрзализныци». Набсовет избирается на определенный срок и, когда он истекает, Министерство инфраструктуры выбирает его новый состав. «Ничего сверхъестественного не случилось», – говорит Кравцов. Однако из-за того, что правительство не провело конкурс вовремя, госкомпания осталась без полноценного набсовета на неопределенный срок, говорит Андрей Бойцун, глава направления корпоративного управления Киевской школы экономики. «Важно было вовремя провести конкурс и избежать разрыва в работе этого органа», – говорит он.

Чтобы избежать пробуксовок в принятии решений на железной дороге, правительство может взять на себя полномочия наблюдательного совета, как было с «Нафтогазом», говорит источник в набсовете «Укрзализныци». Он не захотел, чтобы его имя упоминалось в этой статье. «В Кабмине есть разные точки зрения на этот счет – не все считают, что можно передать компетенции набсовета правительству», – говорит он.

Кабмин 28 апреля распустил набсовет «Нафтогаза», чтобы в обход этого органа уволить главу правления Андрея Коболева и назначить на его место Юрия Витренко. Члены набсовета раскритиковали действия правительства за нарушение принципов корпоративной реформы и уволились. С 27 сентября функции набсовета временно выполняет Кабинет Министров.

За что критикуют набсовет УЗ

С января 2020 года, когда компанию покинул Кравцов – последний глава госкомпании без приставки «и.о.», – набсовет сменил пять руководителей. «Это говорит о крайней неэффективности одной из ключевых его функций, – говорит Кравцов. – Они должны избирать качественный менеджмент и точно с этим не справились». Это ненормальная ситуация, говорит Андрей Рязанцев, экс-директор по экономике и финансам в «Укрзализныце». «Не может набсовет постоянно предлагать нового человека и через короткое время менять его на другого», – говорит он.

Оценку работы текущего состава набсовета может сделать каждый пользователь железной дороги, говорит Александр Кава, экс-заместитель министра инфраструктуры. «За период работы набсовета под руководством Шевки Аджунера показатели работы «Укрзализныци» сильно ухудшились», – говорит Кава. В 2020 году чистый убыток «Укрзализныци» – 11,9 млрд грн против почти 3 млрд грн чистой прибыли годом ранее, выручка снизилась на 15,6%, до 75,29 млрд грн. «У них не то что не хватает денег, чтобы восстанавливать основные средства, у них не хватает денег на операционные задачи», – говорит Рязанцев.

30 июля секретарь Совета нацбезопасности Алексей Данилов назвал ситуацию на госпредприятии «угрозой государственной безопасности» и потребовал сменить его руководство. Среди основных его претензий медленное обновление подвижного состава, критический уровень износа инфраструктуры, а также заниженные тарифы на грузоперевозки. По оценке экспертов, эти тарифы в два раза ниже, чем в России, и в 5–6 раз ниже, чем в Польше. За последние четыре года из-за неправильной тарифной политики госкомпания потеряла 100 млрд грн, по словам Данилова.

В ответ Кабмин 11 августа до конца года назначил Александра Камышина. Через шесть дней Камышин повысил тарифы на грузоперевозки на 8%. Они повысятся еще на 6–20% в зависимости от категории грузов с января 2022 года. С помощью этого «Укрзализныця» рассчитывает получить дополнительные 2 млрд грн в этом году и 10 млрд грн в следующем, писал в августе министр инфраструктуры Александр Кубраков.

Правда, по словам Рязанцева, этих средств недостаточно, чтобы «Укрзализныця» поддерживала подвижной состав в исправном состоянии. «В железную дорогу нужно вкладывать дополнительно 20 млрд грн ежегодно», – говорит он.

Что дальше

Министерство инфраструктуры уже подало на согласование правительству кандидатуры на позицию представителей государства в наблюдательном совете «Укрзализныци» – Давида Ламджарию и снова Сергея Лещенко, говорит пресс-служба Мининфраструктуры. 

Министерство 29 сентября объявил конкурс по отбору на должности четырех независимых членов наблюдательного совета госкомпании. На должность, по словам Бойцуна, подходят менеджеры с успешным опытом реформированная компаний, похожих на «Укрзализныцю», и опытом в финансах и корпоративном управлении. Это могут быть как украинцы, так и иностранцы. Конечный срок подачи документов на участие в конкурсе – 29 октября.

После этого в течение 21 дня рекрутинговая компания «Экзекьютив Серч Юкрейн», которой «Укрзализныця» заплатит за работу 1,9 млн грн, проведет собеседования с кандидатами и подаст короткий список. У Мининфраструктуры будет до 120 дней, чтобы принять решение. «Наблюдательный совет нужно перезапускать. Скорее всего, мы будем подаваться на этот конкурс», – говорит один из бывших членов набсовета госкомпании.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине