Кабинет Министров не продлил контракт с четырьмя членами наблюдательного совета «Укрзализныци» – главой набсовета Шевки Аджунером и тремя членами – Сергеем Лещенко, Андреасом Матье и Олегом Журавлевым. Как это повлияет на госкомпанию и что будет дальше
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Наблюдательный совет «Укрзализныци» состоит из семи членов: трех представителей от государства, которые назначаются правительством, и еще четверых независимых членов, которых Кабмин отбирает в ходе открытого конкурса. 19 сентября завершились трехлетние контракты двух независимых членов набсовета – Шевки Аджунера и Андреаса Матье, а также двух представителей от государства – Сергея Лещенко и Олега Журавлева.
Без четверых членов набсовет потерял кворум и не может принимать решения: назначать и увольнять менеджмент госкомпании, принимать стратегические решения, касающиеся развития компании, финансового плана.
Полноценный состав наблюдательного совета в «Укрзализныце» появится не раньше декабря. До этого времени компания не может согласовывать сделки на сумму более 1 млрд грн и осуществлять внешние заимствования; не ясно также, как компания сможет продлить контракт со временным главой «Укрзализныци» Александром Камышиным, его контракт истекает в 31 декабря. Госкомпания не успела к дедлайну ответить на запрос Forbes.
В середине сентября «Укрзализныця» также объявила о планах выпуска еврооблигаций на $200 млн для финансирование капитальных затрат – без решения набсовета выпуск придется отложить.
Почему Кабмин не продлил контракты
Процедура прошла по правилам – с наблюдательными советами контракты и не продлевают, говорит Евгений Кравцов, экс-глава «Укрзализныци». Набсовет избирается на определенный срок и, когда он истекает, Министерство инфраструктуры выбирает его новый состав. «Ничего сверхъестественного не случилось», – говорит Кравцов. Однако из-за того, что правительство не провело конкурс вовремя, госкомпания осталась без полноценного набсовета на неопределенный срок, говорит Андрей Бойцун, глава направления корпоративного управления Киевской школы экономики. «Важно было вовремя провести конкурс и избежать разрыва в работе этого органа», – говорит он.
Чтобы избежать пробуксовок в принятии решений на железной дороге, правительство может взять на себя полномочия наблюдательного совета, как было с «Нафтогазом», говорит источник в набсовете «Укрзализныци». Он не захотел, чтобы его имя упоминалось в этой статье. «В Кабмине есть разные точки зрения на этот счет – не все считают, что можно передать компетенции набсовета правительству», – говорит он.
Кабмин 28 апреля распустил набсовет «Нафтогаза», чтобы в обход этого органа уволить главу правления Андрея Коболева и назначить на его место Юрия Витренко. Члены набсовета раскритиковали действия правительства за нарушение принципов корпоративной реформы и уволились. С 27 сентября функции набсовета временно выполняет Кабинет Министров.
За что критикуют набсовет УЗ
С января 2020 года, когда компанию покинул Кравцов – последний глава госкомпании без приставки «и.о.», – набсовет сменил пять руководителей. «Это говорит о крайней неэффективности одной из ключевых его функций, – говорит Кравцов. – Они должны избирать качественный менеджмент и точно с этим не справились». Это ненормальная ситуация, говорит Андрей Рязанцев, экс-директор по экономике и финансам в «Укрзализныце». «Не может набсовет постоянно предлагать нового человека и через короткое время менять его на другого», – говорит он.
Оценку работы текущего состава набсовета может сделать каждый пользователь железной дороги, говорит Александр Кава, экс-заместитель министра инфраструктуры. «За период работы набсовета под руководством Шевки Аджунера показатели работы «Укрзализныци» сильно ухудшились», – говорит Кава. В 2020 году чистый убыток «Укрзализныци» – 11,9 млрд грн против почти 3 млрд грн чистой прибыли годом ранее, выручка снизилась на 15,6%, до 75,29 млрд грн. «У них не то что не хватает денег, чтобы восстанавливать основные средства, у них не хватает денег на операционные задачи», – говорит Рязанцев.
30 июля секретарь Совета нацбезопасности Алексей Данилов назвал ситуацию на госпредприятии «угрозой государственной безопасности» и потребовал сменить его руководство. Среди основных его претензий медленное обновление подвижного состава, критический уровень износа инфраструктуры, а также заниженные тарифы на грузоперевозки. По оценке экспертов, эти тарифы в два раза ниже, чем в России, и в 5–6 раз ниже, чем в Польше. За последние четыре года из-за неправильной тарифной политики госкомпания потеряла 100 млрд грн, по словам Данилова.
В ответ Кабмин 11 августа до конца года назначил Александра Камышина. Через шесть дней Камышин повысил тарифы на грузоперевозки на 8%. Они повысятся еще на 6–20% в зависимости от категории грузов с января 2022 года. С помощью этого «Укрзализныця» рассчитывает получить дополнительные 2 млрд грн в этом году и 10 млрд грн в следующем, писал в августе министр инфраструктуры Александр Кубраков.
Правда, по словам Рязанцева, этих средств недостаточно, чтобы «Укрзализныця» поддерживала подвижной состав в исправном состоянии. «В железную дорогу нужно вкладывать дополнительно 20 млрд грн ежегодно», – говорит он.
Что дальше
Министерство инфраструктуры уже подало на согласование правительству кандидатуры на позицию представителей государства в наблюдательном совете «Укрзализныци» – Давида Ламджарию и снова Сергея Лещенко, говорит пресс-служба Мининфраструктуры.
Министерство 29 сентября объявил конкурс по отбору на должности четырех независимых членов наблюдательного совета госкомпании. На должность, по словам Бойцуна, подходят менеджеры с успешным опытом реформированная компаний, похожих на «Укрзализныцю», и опытом в финансах и корпоративном управлении. Это могут быть как украинцы, так и иностранцы. Конечный срок подачи документов на участие в конкурсе – 29 октября.
После этого в течение 21 дня рекрутинговая компания «Экзекьютив Серч Юкрейн», которой «Укрзализныця» заплатит за работу 1,9 млн грн, проведет собеседования с кандидатами и подаст короткий список. У Мининфраструктуры будет до 120 дней, чтобы принять решение. «Наблюдательный совет нужно перезапускать. Скорее всего, мы будем подаваться на этот конкурс», – говорит один из бывших членов набсовета госкомпании.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.