Привилегии вакцинированным. Как компании мотивируют сотрудников получать прививки перед следующей волной коронавируса /Иллюстрация Getty Images
Категория
Новости
Дата

Привилегии вакцинированным. Как компании мотивируют сотрудников получать прививки перед следующей волной коронавируса

Иллюстрация Getty Images

Следующая волна заболеваний COVID-19 не за горами: Forbes прогнозирует ее начало уже в конце октябре. При таком сценарии правительство вынуждено будет ввести «красную» зону карантина в самых пораженных областях или по всей стране. В условиях жесткого карантина, кроме защиты от вируса, вакцинация сотрудников позволит компаниям продолжать работать с учетом новых норм. Как предприятия убеждают людей вакцинироваться

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

За время пандемии в Украине заболели более 2 млн человек, умерли 56 466. 1 октября Министерство здравоохранения зафиксировало 12 034 новых случая. При этом украинцы вакцинируются неохотно: за семь месяцев с начала кампании по вакцинации минимум одну дозу из двух необходимых получили 12 млн человек, или 16% населения. В мире этот показатель составляет 44%, пишет британский Our World in Data.

С 24 февраля в Украине действует адаптивный карантин: регионы разделены на «зеленую», «желтую», «оранжевую» и «красную» зону. В «зеленой» люди должны носить маски только в помещениях и транспорте. По правилам «красной» зоны, однако, торговые центры, кафе, рестораны, кинотеатры, рынки, фитнес-залы должны закрыться. Работать могут только учреждения критической инфраструктуры, например продуктовые магазины, аптеки, заправки. Но теперь, если все посетители и работники полностью вакцинированы, эти ограничения не будут действовать.

Предприятия, которые хотят помочь сотрудникам вакцинироваться и продолжить работать при «красном» карантине, пользуются программой коллективной вакцинации, запущенной Минздравом еще в апреле. Есть одно условие: от организации должно быть 50 человек.

IT-холдинг Netpeak Group воспользовался госпрограммой одним из первых. Из 671 сотрудника на данный момент привились 54%, еще не решились – 22%, не будут вакцинироваться – 7%, пишет в Facebook Артем Бородатюк, основатель компании. Предприниматель уверен, что если среди айтишников с легким доступом к вакцине доля вакцинированных слегка больше половины, вряд ли вся Украина вакцинирует даже на 50% без дополнительного стимулирования.

Банк ПУМБ воспользовался еще одной программой от государства – вызвать в офис мобильную бригаду врачей, которые прививают желающих. Самое сложное было организовать стабильный поток людей, говорит Владимир Завгородний, начальник управления по административной работе с персоналом. Например, вначале банк не знал, что ампула Pfiizer рассчитана на вакцинирование шести человек. Утром на вакцинацию могло прийти три человека, а открытая ампула долго храниться не может. Врачи предлагали ловить людей на улице и звать на вакцинацию, вспоминает Завгородний. Чтобы вакцина не пропала, ловили сотрудников в офисе, «продавали» сомневающимся, которые не успели записаться. «Потом наладили график посещения и дробили людей на малые группы», – говорит Завгородний. ПУМБ вакцинировал около 1600 человек из порядка 7500 сотрудников.

Все компании, опрошенные Forbes, не настаивают на вакцинации, а только рекомендуют сотрудникам самостоятельно решиться. «Это добровольное решение каждого», – сказал представитель «Метинвеста» Владимир Равинский. Его компания дает возможность легко получить две дозы вакцины Pfizer и распространяет информационные бюллетени с разъяснениями о вакцинации. В качестве бонуса за прививку предприятие дает три дополнительных дня к оплачиваемому отпуску. По словам Равинского, привиты уже более 17 000 человек, но программа вакцинации еще продолжается. На некоторых предприятиях «Метинвеста» уровень вакцинации персонала достигает 80%. «Программа будет продолжаться столько времени, сколько потребует ситуация», – говорит Равинский.

Холдинг ДТЭК не использовал поощрительные механизмы, чтобы не дискриминировать работников по их отношению к прививкам. В компании также проводят встречи с медиками, на которых развеивают мифы о COVID-19. А топ-менеджеры стараются мотивировать сотрудников личным примером: Дмитрий Сахарук, исполнительный директор ДТЭК, и директор по стратегии и финансам Олег Тымкив вакцинировались одними из первых. Владелец холдинга тоже не остался в стороне и не сомневался в необходимости вакцинации: летом этого года Ринат Ахметов привился вакциной Pfizer.

Общей статистики по количеству вакцинированных сотрудников у холдинга нет. Каждая его компания ведет учет отдельно. Лидерами стали D.TRADING и Академия ДТЭК, где вакцину получили более 50%. Всего там работают 60 000 человек.

Smart Holding тоже организовал добровольную вакцинацию с информационными кампаниями. Лидером среди бизнесов группы стало газодобывающее направление «Смарт Энерджи» – привиты 85% сотрудников. 

В АТБ вакцинацию проводят с весны этого года и успели привить около 75% сотрудников.

Кроме разъяснительной работы некоторые компании прибегают к методу «пряника», рассказывает об опыте клиентов адвокат, старший юрист фирмы Integrites Инна Кострицкая. В качестве мотивации работникам дают дополнительный выходной в день вакцинации или краткосрочный отпуск, могут оплатить такси до пункта вакцинации и обратно, дать денег или что-то подарить. «Эти плюшки не убедят ярых противников вакцинации, но могут стать стимулом для тех, кто сомневается или не находит времени», – говорит Кострицкая.

Денежный бонус используют и в «АрселорМиттал Кривой Рог». В сентябре компания ввела программу «Бонус за иммунитет». С 1 октября по 30 ноября все привитые сотрудники получат 1000 гривен или дополнительные два дня отпуска. Еще 1000 грн получат сотрудники подразделений, где более 80% привиты. Также компания разыграет 100 денежных призов на 10 000 грн среди всех вакцинированных сотрудников. Всего в компании вакцинировались 25% сотрудников (Pfizer и Moderna). «Благодаря мотивационной программе за месяц количество привитых сотрудников увеличилось в полтора раза», – сказала Юлия Чермазович, директор по социальному развитию «АрселорМиттал Кривой Рог».

У компаний нет правовых инструментов, чтобы заставлять людей вакцинироваться, говорит Павел Ковтонюк, соучредитель Украинского центра здравоохранения. По его словам, даже малейшее настаивание со стороны руководства может быть оспорено, и работник выиграет. «В такой ситуации нужны более четкие сигналы от правительства, что вакцинация обязательна, – говорит Ковтонюк. – И нужно создать больше правовых норм для бизнеса, чтобы они могли настойчивее требовать вакцинации от работников».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине