Из-за распространения более заразного штамма «Дельта» правительству придется ввести карантин. Но он не должен распространяться на вакцинированных граждан. Это поможет бизнесу сохранить деньги и ускорить кампанию по вакцинации в Украине
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Новая вспышка коронавируса – это не вопрос вероятности, это вопрос времени. Момент его появления зависит от распространения пресловутой «Дельты». Если сейчас доля этого варианта среди больных невелика, то есть время примерно до зимы. Если она значительная, готовимся к карантину в сентябре-октябре. Точно установить это сейчас невозможно, поскольку в Украине нет мощностей это отследить.
Также не стоит тешить себя иллюзиями. Ни количество тех, кто переболел и имеет антитела, ни процент вакцинированных не помогут спрятаться от осенней вспышки. Есть страны, где в прошлом сезоне болело гораздо больше людей, и это не спасло их от новой волны вируса. А доля вакцинированных в Украине вообще самая маленькая в Европе. Первой дозой вакцинированы около 5 млн украинцев, 13,5% от общей численности населения, по переписи Дубилета.
Если «Дельта» захлестнула Великобританию, Израиль, Францию или США, где вакцинированных более половины населения, то не следует надеяться, что она обойдет Украину.
Не стоит рассчитывать, что мы «пропетляем» через новую вспышку без карантина. Однажды украинское правительство попробовало эту тактику – в декабре прошлого года. Вместо ограниченных во времени, но жестких ограничений, как это делали европейские соседи, мы придумали половинчастый «карантин выходного дня». Цена была высокой. Эта волна имела наибольшее количество смертельных случаев за все время, а неучтенных статистикой «лишних» смертей было вдвое больше, чем официально зарегистрированных. Правительство этот урок выучило и уже весной отреагировало на рост заболеваемости месячным карантином. Вероятно, так будет и теперь.
Однако этот карантин может и должен быть другим. Ведь появился новый определяющий фактор – вакцинированные граждане.
В прошлом году Центр экономической стратегии предложил правительству ввести адаптивный карантин. Идея была в том, что пока правительство может держать это под контролем, ограничения должны быть разными для разных территорий, в зависимости от распространения вируса. Украина не может себе позволить нести экономические потери там, где для этого нет эпидемических оснований. Эта идея стала официальной политикой и сохранила компаниям немало денег.
На прошлой неделе к этой идее добавился еще один параметр, на основе которого появился « адаптивный карантин 2.0». Ограничения должны отличаться не только от региона к региону, но также для вакцинированных и невакцинированных людей.
Вакцинированный человек даже в условиях карантина должен иметь возможность и дальше ходить на работу, учиться в университете, посещать конференции или заниматься в спортзале. Но при условии, что другие вокруг – персонал и посетители – также вакцинированы.
Эпидемиологическое объяснение стратегии просто. Вероятность того, что вакцинированный человек переносит вирус, гораздо ниже. Еще ниже вероятность того, что его подхватит другой вакцинированный человек. И еще ниже – что этот вирус приведет к тяжелому течению болезни. То есть, если вы идете на киносеанс, где все будут вакцинированы, то вероятность принести оттуда тяжелую форму COVID приближается к нулю.
Это хорошие новости для компаний, ведь у них появляется сравнительно простой и легальный способ избежать карантина. Для этого необходимо сделать две вещи. Первое – организовать вакцинацию всего персонала или такого процента, который укажет правительство. Это можно делать уже и не откладывать на потом. Второе – организовать в офисе, конференц-центре, на выставке, в ресторане или учебном заведении процедуру проверки прививочных сертификатов. Сами сертификаты уже реализованы через сервис Дия.
Другая хорошая новость в том, что выставки, рестораны и учебные аудитории будет кому наполнять. Ведь именно активная часть населения показывает сейчас лучшие результаты в прививочной кампании.
Поэтому дело только за тем, будет ли правительство иметь смелость внедрить такую политику уже осенью. Идея вполне подъемная. Адаптивный карантин 2.0 не только смягчит удар по бизнесу, но и даст практический стимул гражданам к вакцинации.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.