Ростислав Шурма, заместитель главы Офисе президента Андрея Ермака. Иллюстрация: Анна Наконечная /из личного архива
Категория
Новости
Дата

«Я отвечаю за запуск экономики». Первое интервью с Ростиславом Шурмой – бывшим СЕО Ахметова, который помогает Зеленскому с экономикой. Как он собрался ее запускать

8 хв читання

Ростислав Шурма, заместитель главы Офисе президента Андрея Ермака. Иллюстрация: Анна Наконечная Фото из личного архива

Ростислав Шурма, 38, любит Китай, горные лыжи и футбол. А еще Шурма – бывший член партии «Оппозиционный блок» и директор «Запорожстали», которая входит в «Метинвест» Рината Ахметова. С конца ноября Шурма – заместитель главы Офиса президента Андрея Ермака. Как он получил новую должность и за что теперь отвечает

На разговор с Forbes новый заместитель Ермака, Ростислав Шурма, выделил 56 минут – и ни минуты больше. После интервью, у двери в его кабинет уже стояло два человека, ожидая следующей встречи. Он не спешил отвечать на вопросы – на каждый у него уходило около 10 минут. Он просил себя не перебивать. Шурма отказался выделить время на три вопроса про Ахметова, его бывшего работодателя, с которым у президента Владимира Зеленского сложные отношения. Это единственные вопросы в интервью, на которые он ответил позже и письменно.

Forbes планировал расспросить Шурму о том, как в Офисе президента смотрят на экономическую политику страны и каких взглядов придерживается сам Шурма. Вот такие ответы мы получили. Это сокращенная и отредактированная для ясности версия разговора.

Должность в Офисе президента

Как проходили переговоры о вашем назначении в Офис президента?

Я получал целый ряд звонков и предложений от крупных международных рекрутинговых компаний, которые активно искали людей в государственный сектор. Какое-то время я их игнорировал, потом согласился на несколько встреч. На одной из таких встреч я познакомился с президентом и главой Офиса Президента. Около полугода был внештатных консультантом в ОП по экономическим вопросам.

Затем получил предложение от Андрея Ермака стать его замом. Я глубоко уважаю Зеленского и вижу у него огромное желание что-то изменить в стране. А у меня есть неплохая экономическая экспертиза в силу профессионального пути, который я прошел. Понимаю, как работает бизнес изнутри. 

Наверное, я не имею морального права не поделится своими знаниями и опытом в такой ситуации.

Вы пять лет были членом партии «Оппозиционный блок». Вышли из нее в 2020 году. Риторика этой партии отличается от взглядов Зеленского. Как поменялись ваши политические взгляды?

Я вышел из партии два года назад. Этот этап закончен. Моя позиция простая – если хочешь что-то изменить, бери и делай правильные вещи. И названия политических партий, особенно в нашей стране не имеют никакого значения.

Я человек результата, а не процесса. Есть системные изменения и большие проекты, которые хочет реализовать президент в нашей стране. А мой опыт и навыки помогут быстрее достигнуть этого результата.

Какие ваши функции в Офисе президента?

Я отвечаю за запуск экономики и структурные изменения во всех экономических вопросах. Мы готовим большой проект по стимулированию тех секторов экономики, где есть высокий уровень локализации и большой мультипликатор в экономической цепочке.

Мы будем делать это через стимулирование спроса, а не путем прямых дотаций. Например, стимулировать строительство нового жилья через инструмент доступной ипотеки; локализацию производства электрокаров через доступные кредиты, которые позволят большинству семей купить электрокар локального производства; вагоностроение через стимулы для бизнеса для покупки вагонов.

За какие проекты вы отвечаете?

Есть пилотная программа «єПідтримка», которую называют «тысячей президента». И правильно называют, потому что это идея и инициатива лично Зеленского.

«єПідтримка» – измененная программа поддержки бизнеса, в которой мы ушли от прямой раздачи денег предприятиям и делаем это через потребителя. Это таргетированная поддержка конкретных секторов экономики. От второй волны коронавируса страдают заведения культуры, театры, музеи и спортзалы – все, кто связан с массовыми мероприятиями. Они и получают помощь.

На финальной стадии проекты «Экономический паспорт украинца» и «Украинская мечта», программа доступных кредитов для покупки жилья, электромобилей, оплаты обучения. 

Мы также разрабатываем программу «Большой термомодернизации». Все это проекты, инициированные лично президентом. Мы работаем над внедрением и готовим запуск в ближайшие три-четыре месяца.

Кто создает экономическую повестку в Офисе президента?

Это десятки людей, в том числе и я. Здесь нужно разбирать каждый проект отдельно. Например, «єПідтримка» возникала из двух компонентов – четкой задачи от президента с одной стороны и детальной проработки проблемы с бизнесом и министерствами с другой.

Основная задача – не найти одного человека, который определяет экономическую повестку, а соединить десятки субъектов, способных генерировать идеи. Из них отобрать системные и качественные инициативы, трансформировать их в план действий и самое главное – реализовать. 

Лично я общаюсь с аналитическими центрами, государственными управленцами, представителями самых разных бизнесов – все они генерируют какие-то идеи. Часть из них – это чистый лоббизм, который нужно отсекать, а часть – отличные предложения, которые нужно дорабатывать и потом реализовывать. 

Противостояние Зеленского и Ахметова

Вы 13 лет работали на предприятиях Ахметова, из них семь лет возглавляли «Запорожсталь», завод, который принадлежит «Метинвест». Сегодня между ОП и Ахметовым конфликт. Как вы чувствуете себя в этой ситуации?

Действительно, за 13 лет на предприятиях группы «Метинвест» я приобрел опыт и знания и много сделал для развития группы и предприятий, которыми руководил. Этот этап жизни у меня закончился два года назад.

Сегодня я в команде президента. Сделаю всё, что в моих силах, чтобы помочь президенту реализовать экономическую часть его программы. И тут не может быть никаких двузначных трактований.

Как относитесь к противостоянию Зеленского и Ахметова?

Любой конфликт – это всегда плохо для всех. Для созидания и развития лучше компромисс и объединение усилий.

Учитывая принципиальную позицию президента, в данном случае компромисс нельзя достигнуть вокруг каких-то «коммерческих договорняков» – а так было много раз за последние 30 лет. Компромисс будет только вокруг базового принципа: бизнес фокусируется на инвестициях, эффективности, развитии своих объектов и прекращает финансировать политиков и чиновников. А государство обеспечивает понятные и стабильные правила игры, честное регулирование.

Быстрее будет достигнут такой компромисс, быстрее мы станем на путь устойчивого развития.

Зачем ушли в политику?

У меня не было в планах идти в государственный сектор или политику. Я никогда не пытался попасть во власть. С 2003 по 2019 годы я работал на руководящих должностях как в иностранных компаниях, так и в крупных украинских корпорациях. Решил закончить для себя этап и сфокусироваться на других сферах.

Я, как топ-менеджер, заработал достаточно хорошие деньги и уплатил большие налоги. Какое-то время эти деньги лежали на депозите, на часть из них я купил облигации. Потом я принял решение инвестировать в бизнес. Последние два года инвестировал в зеленую энергетику, недвижимость и логистику и еще семь сфер. Собственником этих бизнесов был мой брат, который на три года раньше меня ушел из корпоративного бизнеса. Я никогда не имел к ним юридического отношения и занимался операционной деятельностью и инвестициями. Сейчас я вышел из этих бизнесов.

Энергетическая повестка

Вы будете заниматься энергетическим блоком. Что делать Украине во время мирового энергокризиса?

Этот вопрос нужно разбить на две части. Первая – это глобальный энергетический кризис и наша оперативная реакция на него. Вторая – это наши долгосрочные планы по изменению энергетического ландшафта Украины.

В мире ситуация непростая. Все видят уровень цен на природный газ в Европе. Даже самые развитые страны столкнулись с перебоями в электроснабжении, колоссальным ростом тарифов на энергетические ресурсы для промышленности и населения. Останавливаются целые индустрии.

Мы смогли стабилизировать ситуацию, несмотря на то, что определенные политические силы говорили, что скоро наступит коллапс и не будет ни света, ни тепла.

Мы понимаем, как пройти эту зиму, несмотря на то, что у нас пока еще очень низкий запас угля на складах и есть агрессивные действия со стороны страны-агрессора по блокированию доставки угля железнодорожным транспортом.

Задача государства – не самостоятельно закупать этот уголь, а создать условия и стимулы для частных и государственных компаний закупать этот уголь на рыночных началах. И вмешиваться только в том случае, если возникает риск энергетической безопасности страны.

Что делать в долгосрочной перспективе?

В мире происходит большая зеленая трансформация. 70% всех инвестиций в энергетику в мире – это инвестиции в зеленую энергию. Мы не можем быть исключением. Необходимо заместить грязную угольную генерацию возобновляемыми источниками энергии.

Второй компонент генерации – развитие атомной энергетики. Наши цели на ближайшие семь лет – увеличить атомные мощности на три энергоблока.

Самый важный момент: потребление энергии. Энергоемкость нашей экономики в три раза выше, чем любой развитой страны. Поэтому мы и запускаем «Большую термомодернизацию» и будем начинать плановое замещение потребление дефицитного газа на электроэнергию, которую мы можем производить без импортного ресурса.

Задача государства – создать понятные правила игры для того, чтобы сотни инвесторов зашли и строили новые мощности в Украине. Как в генерации, так и в потреблении. Никакие налоговые преференции для этой отрасли не нужны.

Расскажите детали реформы термомодернизации.

Наша цель – термомодернизировать каждый дом. На подконтрольной территории Украины более 180 000 многоэтажных домов. Первые 20 000 неэффективных домов дадут самый большой эффект. С них мы и начнем.

Задача: выйти на темп до 20 000 многоэтажек в год. За 2022 год мы хотим модернизировать 5000 домов и постепенно увеличивать цифру. Это программа на 7-10 лет.

Помимо решения основной задачи: сокращения потребления природного газа, получения энергетической независимости и улучшения торгового баланса, мы хотим создать дополнительные рабочие места, увеличить местное производство материалов вроде утеплителей, электрокотлов, индивидуальных тепловых пунктов, отделочных материалов, окон и прочего.

Ни один производитель, который может инвестировать в строительство фабрики или завода, не будет делать это ради программы на один год. Они должны видеть, что это долгосрочная и прогнозируемая программа. И мы это сделаем, дав понять, что нужно увеличить и обучить штат монтажников, например, с 200 до 3000; что нужно построить еще, например, семь заводов.

Как стимулировать другой бизнес?

В любой развитой стране человек может получить кредит на автомобиль или взять его в лизинг со ставкой до 3-5% годовых. В европейских странах – 1-2%. Если у потребителя нет доступных кредитов, ему нужно 5-10 лет откладывать деньги. Кредитный ресурс под 15-17% годовых, который есть сейчас в стране, не поможет – сумма процентных платежей неадекватно большая. 

Чтобы решить это, мы запускаем программу субсидирования процентной ставки для тех, кто покупает электромобиль. Ставка по кредиту будет 5% годовых в гривне. Соответственно количество семей, которые смогут приобрести электромобиль, вырастет в десятки раз. 

Следующим шагом мы введем условие по локализации производства в течение двух лет. Этот период необходим для плановой организации производства в Украине. Похожая модель будет и в индустриальном машиностроении. Неважно, о чем мы говорим – о корабле, вагоне или комбайне.

В 90% случаев бизнес привлекает кредит на инвестиции осуществляются с привлечением кредита. Наша задача – всем украинским производителям помочь с финансированием – наполнить ликвидностью и компенсировать кредитную ставку до уровня стран-конкурентов. Этот проект мы объявим в ближайшие два-три месяца.

Похожие истории будут и в других секторах. Ключевое – мы не будем оказывать прямую государственную помощь, мы будем создавать инструменты стимулирования спроса. Так мы запустим по цепочке всю экономику.

Экономические взгляды

Бизнесу нужно выходить из тени – так говорит министр финансов Сергей Марченко. Экс-министр экономики Тимофей Милованов считал, что бизнес может быть в тени. Главное – чтобы он развивался. Какая ваша позиция?

К сожалению, в нашей стране нет культуры уплаты налогов, у нас норма – это работать в тени или работать полностью в черную. Такая психология складывалась десятилетиями. Мы должны пойти навстречу бизнесу, снизить налоговые ставки. Платить налоги должно быть не больно.

В то же время необходимо ужесточить ответственность за любые налоговые нарушения. Одновременно все налогоплательщики должны четко видеть, куда идут их налоги. Только таким образом мы сможем воспитать культуру уплаты налогов в обществе.

Что бы вы выбрали: жесткую фискальную политику, когда все должны платить налоги, или не трогать бизнес и дать ему развиваться своим путем?

Это не взаимоисключающие факторы. Например, движение вокруг ФОП – это придуманное и искусственно созданное движение для раскачивания ситуации в обществе отдельными политиками.

Многие честные ФОПы, которые участвуют в этих движениях, даже не заметили, как политики манипулируют их мнением. Если ФОП работает честно – для него нет проблемы в том, что государство знает, что он продает и сколько. Налоги из-за введения онлайн учета не увеличиваются. Сложности будут только у тех, кто использует юридический инструмент ФОП для уклонения от уплаты налогов и легализации контрабанды.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд