Отношения между Владимиром Зеленским и Ринатом Ахметовым уже больше полугода остаются сложными, и с каждым месяцем напряжение между богатейшим украинцем и президентом нарастает. В августе правительство повысило цены на грузовые железнодорожные перевозки, в сентябре Верховная Рада приняла закон об олигархах, а в ноябре – налоговый закон, который повышает цену ренты на добычу железной руды и налог на выбросы СО2
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
Несколько недель назад ситуация вышла на новый уровень – депутаты от фракции «Слуга народа» объявили о бойкоте телеканалов Ахметова, а Владимир Зеленский во время пресс-марафона сообщил, что олигарха могут втянуть в государственный переворот. Во сколько Ахметову может обойтись противостояние с Зеленским? Forbes посчитал, сколько может стоить война между Зеленским и Ахметовым. Часть инициатив уже принесла большие траты бизнесмену, но в будущем они могут существенно возрасти.
Рента на добычу железной руды – $28 млн
30 ноября парламент принял налоговый законопроект №5600, который меняет формулу налогообложение железной руды. Если раньше металлурги платили в бюджет 11–12% от себестоимости каждой тонны руды, то теперь рента привязана к индексу китайской биржи. Чем выше будет цена на мировых рынках, тем больше ставка ренты на руду. Если цена опустится ниже $100/т, то предприятия будут платить 3,5% от стоимости, выше $100/т – 5%, выше $200/т – 10%.
Сейчас цена на китайской бирже $108,4/т, ставка на руду при такой цене – $5/т. По старой формуле предприятия Ахметова платили $3,5/т. Если цену на руду фиксируют на этой позиции, то его предприятия заплатят в бюджет $87,5 млн, что на $28 млн больше, чем в прошлом году.
Как мы считали
Всего металлургические компании, связанные с Ахметовым, за 2020 год заплатили ренты на добычу железной руды более 2,8 млрд грн ($106 млн), доля Ахметова в этих выплатах составила 1,6 млрд грн ($60 млн). Богатейший украинец не является единственным владельцем этих предприятий. В группе компаний «Метинвест» доля Ахметова – 75%.
Экологический налог – $25 млн
Закон 5600 повышает налог на вредные выбросы. Теперь предприятия будут платить не 10, а 30 грн за тонну выбросов СО2. Это принесет в бюджет дополнительно 2,1 млрд грн. Большую часть этих денег заплатят предприятия, связанные с Ахметовым. ДТЭК и «Метинвест» занимают доминирующие позиции: 70% тепловых станций, 50% рынка железной руды, 25% рынка альтернативной энергетики.
В 2020 году количество выбросов ДТЭК составило 26,2 млн т, а «Метинвест» – 9,3 млн т. За прошлый год компании заплатили 355 млн грн ($12,9 млн), по новым налоговым нормам эта цифра составляет 1,06 млрд грн ($38,6 млн). В 2022 году предприятия Ахметова заплатят на $25 млн больше.
«Зеленая» энергетика – $158 млн
Единственный покупатель «зеленой» электроэнергии в стране – государственное предприятие «Гарантированный покупатель» – должен ДТЭК $158 млн. В этом году ДТЭК – единственная компания, которая не получила возмещения по долгу от государства. Компании Ахметова принадлежит 25% процентов рынка альтернативной энергии.
Железная дорога – $72 млн
В августе 2021 Министерство инфраструктуры Украины повысило тарифы на перевозку грузов по железной дороге. Главное отличие от предыдущих повышений – это новая формула подсчёта, которая предусматривает сближение тарифных классов.
Всего на железной дороге существует три тарифных класса. До сближения классов товары, которые принадлежали к третьей группе (черные и цветные металлы, машинное оборудование), перевозились по рыночной цене, а товары первой группы (железная руда, уголь) для железной дороги были убыточными. В 2021 году тариф на грузоперевозку первого класса, то есть железной руды и угля, вырос на 8%, а с 2022-го предполагается рост на 30%. Повышение тарифа для предприятий Ахметова обойдется в дополнительные $72 млн.
Как мы считали
В 2020 году компания «Метинвест» обеспечивала 15% всех грузоперевозок по железной дороге. В 2021 году «Укрзализныця» рассчитывает получить от грузоперевозок 72 млрд грн. Компании «Метинвест» обеспечивают 10,3 млрд грн от этого дохода. 2/3 перевозок «Метинвест» – это грузы первой группы, а 1/3 – третьей группы.
Вагонный парк. Еще одна норма, которая в дальнейшем коснется бизнеса олигарха на железной дороге, – это списание вагонов. Списывать новые вагоны начнут со следующего года, реформа обновления парка «Укрзализныци» рассчитана на 10 лет. В 2022-м курсировать по железной дороге не смогут вагоны, которые старше 62 лет. В парке компаний «Лемтранс» и «Метинвест» таких вагонов нет. Первые списания вагонов для компаний начнутся в 2023 году. Всего компании олигарха могут лишиться 8000 вагонов до 2032 года .
«Энергоатом». 30 сентября 2021 года железная дорога перешла на прямые закупки электроэнергии у государственного предприятия «Энергоатом». Раньше закупки проходили в том числе у компании ДТЭК. На прямых поставках «Укрзализныця» до конца 2022 года планирует сэкономить 4 млрд грн. Уход с железной дороги для компаний Ахметова не стал критичным, ДТЭК смог переориентироваться на новых потребителей. За 2020 год компания сгенерировала 66% всей электроэнергии ТЭС и 17% от общей энергии, а в начале декабря 2021 – 75% энергии ТЭС и 22% в общей генерации.
Медиа – $600 млн
В сентябре Верховная Рада приняла закон №5599 об олигархах, который инициировал Зеленский, чтобы ограничить влияние большого бизнеса на экономику, медиа и политику. Статус «олигарх» может получить человек, который отвечает трем из четырех критериев:
- имеет влияние на медиа;
- занимает монопольное положение в любой из индустрий;
- участвует в политической жизни;
- владеет активами в 2,2 млрд грн ($84 млн).
У Ахметова есть все шансы попасть в список олигархов, который Совет нацбезопасности должен опубликовать в мае 2022 года. Один из способов избежать нежеланного статуса – это продать медиа-активы. Так уже поступил Порошенко, который передал телеканалы «Прямой» и «5 Канал» журналистам и народным депутатам.
Ахметов владеет медиа-холдингом «Медиа Группа Украина». В него входят более 20 СМИ. Главный актив медиа-холдинга – телеканал «Украина». По данным Индустриального телевизионного комитета, в 2020 году телеканал «Украина» возглавил рейтинг украинских телеканалов, на втором месте – ICTV, а на третьем – СТБ.
Летом 2021 года Forbes писал, что холдинг Ахметова СКМ принял решение профинансировать медиагруппу на 8,37 млрд грн ($307 млн), подписав с МГУ соглашение о получении финансовой помощи в апреле 2021-го.
Телеканал «Украина» может стоить $300 млн, а вся медиа-группа – $700 млн, говорит медиа-эксперт Андрей Соломаха. «В свое время телеканал «Интер» оценивали в $700–800 млн. Цена медиа-холдинга «Украина» такая же», – говорит он. В $500 млн медиа-группу Ахметова оценивает сооснователь Film.ua Сергей Созановский.
Цена других каналов холдинга может быть намного меньше. Например, 70% новостного канала «Эспрессо TV» бывший премьер-министр Арсений Яценюк и жена экс-министра внутренних дел Арсения Авакова продали Ивану Жеваго (сыну Константина Жеваго) за $3,5 млн. У Ахметова в группе тоже есть новостной канал – «Украина 24». Но, по словам Созановского, Ахметов не станет продавать медиа-активы – так же, как он не будет продавать футбольный клуб «Шахтер». «Для Ахметова это не просто бизнес, это нечто другое», – говорит Созановский.
Соломаха говорит, что перед тем как выставлять медиа на продажу, их необходимо разделить. Сейчас на одном юридическом лице находиться сразу несколько каналов, включая «Украину», три телеканала «Футбол» и НЛО. «Нужно разделить бизнес, а потом говорить о продаже. Покупателя на единый медиа-холдинг на рынке нет», – говорит Соломаха. В случае необходимости Ахметов может передать свои медиа-активы журналистам, как это сделал Порошенко, считает СЕО «24 канала» и медиа-холдинга «Люкс» Роман Андрейко. «Телеканал «Украина» не сможет существовать без денег Ахметова точно так же, как «Прямой» и «5 Канал» – без денег Порошенко», – говорит Андрейко.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.