Отношения между Владимиром Зеленским и Ринатом Ахметовым уже больше полугода остаются сложными, и с каждым месяцем напряжение между богатейшим украинцем и президентом нарастает. В августе правительство повысило цены на грузовые железнодорожные перевозки, в сентябре Верховная Рада приняла закон об олигархах, а в ноябре – налоговый закон, который повышает цену ренты на добычу железной руды и налог на выбросы СО2
⚡️ Хто, на вашу думку, заслуговує на звання «Підприємець року 2024»? Дізнайтесь більше про кожного з кандидатів та проголосуйте за посиланням. Ваш голос визначить переможця номінації «Вибір аудиторії».
Несколько недель назад ситуация вышла на новый уровень – депутаты от фракции «Слуга народа» объявили о бойкоте телеканалов Ахметова, а Владимир Зеленский во время пресс-марафона сообщил, что олигарха могут втянуть в государственный переворот. Во сколько Ахметову может обойтись противостояние с Зеленским? Forbes посчитал, сколько может стоить война между Зеленским и Ахметовым. Часть инициатив уже принесла большие траты бизнесмену, но в будущем они могут существенно возрасти.
Рента на добычу железной руды – $28 млн
30 ноября парламент принял налоговый законопроект №5600, который меняет формулу налогообложение железной руды. Если раньше металлурги платили в бюджет 11–12% от себестоимости каждой тонны руды, то теперь рента привязана к индексу китайской биржи. Чем выше будет цена на мировых рынках, тем больше ставка ренты на руду. Если цена опустится ниже $100/т, то предприятия будут платить 3,5% от стоимости, выше $100/т – 5%, выше $200/т – 10%.
Сейчас цена на китайской бирже $108,4/т, ставка на руду при такой цене – $5/т. По старой формуле предприятия Ахметова платили $3,5/т. Если цену на руду фиксируют на этой позиции, то его предприятия заплатят в бюджет $87,5 млн, что на $28 млн больше, чем в прошлом году.
Как мы считали
Всего металлургические компании, связанные с Ахметовым, за 2020 год заплатили ренты на добычу железной руды более 2,8 млрд грн ($106 млн), доля Ахметова в этих выплатах составила 1,6 млрд грн ($60 млн). Богатейший украинец не является единственным владельцем этих предприятий. В группе компаний «Метинвест» доля Ахметова – 75%.
Экологический налог – $25 млн
Закон 5600 повышает налог на вредные выбросы. Теперь предприятия будут платить не 10, а 30 грн за тонну выбросов СО2. Это принесет в бюджет дополнительно 2,1 млрд грн. Большую часть этих денег заплатят предприятия, связанные с Ахметовым. ДТЭК и «Метинвест» занимают доминирующие позиции: 70% тепловых станций, 50% рынка железной руды, 25% рынка альтернативной энергетики.
В 2020 году количество выбросов ДТЭК составило 26,2 млн т, а «Метинвест» – 9,3 млн т. За прошлый год компании заплатили 355 млн грн ($12,9 млн), по новым налоговым нормам эта цифра составляет 1,06 млрд грн ($38,6 млн). В 2022 году предприятия Ахметова заплатят на $25 млн больше.
«Зеленая» энергетика – $158 млн
Единственный покупатель «зеленой» электроэнергии в стране – государственное предприятие «Гарантированный покупатель» – должен ДТЭК $158 млн. В этом году ДТЭК – единственная компания, которая не получила возмещения по долгу от государства. Компании Ахметова принадлежит 25% процентов рынка альтернативной энергии.
Железная дорога – $72 млн
В августе 2021 Министерство инфраструктуры Украины повысило тарифы на перевозку грузов по железной дороге. Главное отличие от предыдущих повышений – это новая формула подсчёта, которая предусматривает сближение тарифных классов.
Всего на железной дороге существует три тарифных класса. До сближения классов товары, которые принадлежали к третьей группе (черные и цветные металлы, машинное оборудование), перевозились по рыночной цене, а товары первой группы (железная руда, уголь) для железной дороги были убыточными. В 2021 году тариф на грузоперевозку первого класса, то есть железной руды и угля, вырос на 8%, а с 2022-го предполагается рост на 30%. Повышение тарифа для предприятий Ахметова обойдется в дополнительные $72 млн.
Как мы считали
В 2020 году компания «Метинвест» обеспечивала 15% всех грузоперевозок по железной дороге. В 2021 году «Укрзализныця» рассчитывает получить от грузоперевозок 72 млрд грн. Компании «Метинвест» обеспечивают 10,3 млрд грн от этого дохода. 2/3 перевозок «Метинвест» – это грузы первой группы, а 1/3 – третьей группы.
Вагонный парк. Еще одна норма, которая в дальнейшем коснется бизнеса олигарха на железной дороге, – это списание вагонов. Списывать новые вагоны начнут со следующего года, реформа обновления парка «Укрзализныци» рассчитана на 10 лет. В 2022-м курсировать по железной дороге не смогут вагоны, которые старше 62 лет. В парке компаний «Лемтранс» и «Метинвест» таких вагонов нет. Первые списания вагонов для компаний начнутся в 2023 году. Всего компании олигарха могут лишиться 8000 вагонов до 2032 года .
«Энергоатом». 30 сентября 2021 года железная дорога перешла на прямые закупки электроэнергии у государственного предприятия «Энергоатом». Раньше закупки проходили в том числе у компании ДТЭК. На прямых поставках «Укрзализныця» до конца 2022 года планирует сэкономить 4 млрд грн. Уход с железной дороги для компаний Ахметова не стал критичным, ДТЭК смог переориентироваться на новых потребителей. За 2020 год компания сгенерировала 66% всей электроэнергии ТЭС и 17% от общей энергии, а в начале декабря 2021 – 75% энергии ТЭС и 22% в общей генерации.
Медиа – $600 млн
В сентябре Верховная Рада приняла закон №5599 об олигархах, который инициировал Зеленский, чтобы ограничить влияние большого бизнеса на экономику, медиа и политику. Статус «олигарх» может получить человек, который отвечает трем из четырех критериев:
- имеет влияние на медиа;
- занимает монопольное положение в любой из индустрий;
- участвует в политической жизни;
- владеет активами в 2,2 млрд грн ($84 млн).
У Ахметова есть все шансы попасть в список олигархов, который Совет нацбезопасности должен опубликовать в мае 2022 года. Один из способов избежать нежеланного статуса – это продать медиа-активы. Так уже поступил Порошенко, который передал телеканалы «Прямой» и «5 Канал» журналистам и народным депутатам.
Ахметов владеет медиа-холдингом «Медиа Группа Украина». В него входят более 20 СМИ. Главный актив медиа-холдинга – телеканал «Украина». По данным Индустриального телевизионного комитета, в 2020 году телеканал «Украина» возглавил рейтинг украинских телеканалов, на втором месте – ICTV, а на третьем – СТБ.
Летом 2021 года Forbes писал, что холдинг Ахметова СКМ принял решение профинансировать медиагруппу на 8,37 млрд грн ($307 млн), подписав с МГУ соглашение о получении финансовой помощи в апреле 2021-го.
Телеканал «Украина» может стоить $300 млн, а вся медиа-группа – $700 млн, говорит медиа-эксперт Андрей Соломаха. «В свое время телеканал «Интер» оценивали в $700–800 млн. Цена медиа-холдинга «Украина» такая же», – говорит он. В $500 млн медиа-группу Ахметова оценивает сооснователь Film.ua Сергей Созановский.
Цена других каналов холдинга может быть намного меньше. Например, 70% новостного канала «Эспрессо TV» бывший премьер-министр Арсений Яценюк и жена экс-министра внутренних дел Арсения Авакова продали Ивану Жеваго (сыну Константина Жеваго) за $3,5 млн. У Ахметова в группе тоже есть новостной канал – «Украина 24». Но, по словам Созановского, Ахметов не станет продавать медиа-активы – так же, как он не будет продавать футбольный клуб «Шахтер». «Для Ахметова это не просто бизнес, это нечто другое», – говорит Созановский.
Соломаха говорит, что перед тем как выставлять медиа на продажу, их необходимо разделить. Сейчас на одном юридическом лице находиться сразу несколько каналов, включая «Украину», три телеканала «Футбол» и НЛО. «Нужно разделить бизнес, а потом говорить о продаже. Покупателя на единый медиа-холдинг на рынке нет», – говорит Соломаха. В случае необходимости Ахметов может передать свои медиа-активы журналистам, как это сделал Порошенко, считает СЕО «24 канала» и медиа-холдинга «Люкс» Роман Андрейко. «Телеканал «Украина» не сможет существовать без денег Ахметова точно так же, как «Прямой» и «5 Канал» – без денег Порошенко», – говорит Андрейко.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.