Категория
Новости
Дата

За десять лет доля украинцев, которые покупают питьевую воду выросла в 3,5 раза. Как растет этот бизнес

Днепр в цвету. Украинцы все меньше доверяют воде из крана, 70% которой поступает из Днепра. /Getty Images

Днепр в цвету. Украинцы все меньше доверяют воде из крана, 70% которой поступает из Днепра. Фото Getty Images

Все больше украинцев покупают питьевую воду. Это рынок объемом 6 млрд грн 

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

К омпания Ecosoft, которая экспортирует фильтры для очистки воды более чем в 60 стран, в 2017 году начала продавать воду на разлив из диспенсеров и автоматов со встроенными фильтрами. Теперь они установлены в 13 торговых сетях. Продажи через этот канал выросли в 2020 году на 100%, их доля в бизнесе – около 5%.

Вода из автомата стоит 1,5 грн за литр. Предложение недорогой воды увеличило объем рынка, считает CEO и совладелец Ecosoft Андрей Митченко. Доля украинцев, покупающих воду, выросла в 2011–2020 годах, по данным Госстата, с 2% до 7%. Объем рынка увеличился за этот период на 80%, до 2,2 млрд л, констатирует СЕО производителя минеральных вод и безалкогольных напитков «Карпатська джерельна» Никита Невестюк. Наибольшие темпы прироста, по данным Госстата, в Киеве, где доля покупателей воды выросла втрое, до 24%. Кроме жителей столицы больше всего воду покупают жители Донецкой и Херсонской областей.

Бутилированная вода превращается в товар первой необходимости, говорит коммерческий директор производителя воды и детского питания «Экония» Марта Драпьята. Ее выбирают не только для питья, но и для приготовления пищи, говорит Алексей Костылев, СЕО сервиса доставки воды «Живе джерело». По его данным, в 2011‑м только 30% покупателей использовали покупную воду для приготовления пищи. Теперь их доля выросла до 70%.

Украинцы, по данным European Federation of Bottled Water, пьют вдвое меньше бутилированной воды, чем жители стран ЕС, где ее потребление на душу населения равно 118 л в год. Однако ежегодно потребление покупной воды в Украине растет на 6–7%, говорит Анатолий Гордеев, маркетинг‑директор IDS Borjomi Ukraine («Моршинская», «Аляска», «Боржоми»).

Одна из причин роста потребления – недоверие к воде из крана, 70% которой поступает из Днепра. По данным Счетной палаты, это 7,4 млрд кубометров в год. В 2019‑м только в пределах Киева в Днепр сбросили 723,2 млн кубометров сточных вод, констатирует Государственная экологическая инспекция. Из всех сточных вод до 40% были загрязненными, говорит председатель инспекции Андрей Малеваный.

Это стимулирует компании к развитию. В августе 2018‑го IDS Borjomi Ukraine, доля которой на рынке, по данным Pro‑Consulting, превышает 40%, вывела на рынок питьевую воду для детей с первых дней жизни. В апреле 2021‑го «Карпатська джерельна» запустила производство воды в 19‑литровых бутылях, а затем вместе с партнером – сервис доставки воды. В Киеве, по данным Костылева, проникновение услуги доставки воды возросло до 33%, в других городах‑миллионниках – до 20%. «Бизнес растет за счет домохозяйств,– говорит он.– Насыщение в офисах уже давно на достаточно высоком уровне».

За 10 лет количество игроков на рынке объемом 6 млрд грн сократилось, говорит Нивирастюк. «Растет конкуренция за качество, – отмечает он. – Игроки становятся более технологичными, а их маркетинговые компании более масштабными». Скоро производством воды займется новичок. Dragon Capital Томаша Фиалы покупает у IDS Borjomi Ukraine Трускавецкий завод минеральных вод.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине