Все больше украинцев покупают питьевую воду. Это рынок объемом 6 млрд грн
К омпания Ecosoft, которая экспортирует фильтры для очистки воды более чем в 60 стран, в 2017 году начала продавать воду на разлив из диспенсеров и автоматов со встроенными фильтрами. Теперь они установлены в 13 торговых сетях. Продажи через этот канал выросли в 2020 году на 100%, их доля в бизнесе – около 5%.
Вода из автомата стоит 1,5 грн за литр. Предложение недорогой воды увеличило объем рынка, считает CEO и совладелец Ecosoft Андрей Митченко. Доля украинцев, покупающих воду, выросла в 2011–2020 годах, по данным Госстата, с 2% до 7%. Объем рынка увеличился за этот период на 80%, до 2,2 млрд л, констатирует СЕО производителя минеральных вод и безалкогольных напитков «Карпатська джерельна» Никита Невестюк. Наибольшие темпы прироста, по данным Госстата, в Киеве, где доля покупателей воды выросла втрое, до 24%. Кроме жителей столицы больше всего воду покупают жители Донецкой и Херсонской областей.
Бутилированная вода превращается в товар первой необходимости, говорит коммерческий директор производителя воды и детского питания «Экония» Марта Драпьята. Ее выбирают не только для питья, но и для приготовления пищи, говорит Алексей Костылев, СЕО сервиса доставки воды «Живе джерело». По его данным, в 2011‑м только 30% покупателей использовали покупную воду для приготовления пищи. Теперь их доля выросла до 70%.
Украинцы, по данным European Federation of Bottled Water, пьют вдвое меньше бутилированной воды, чем жители стран ЕС, где ее потребление на душу населения равно 118 л в год. Однако ежегодно потребление покупной воды в Украине растет на 6–7%, говорит Анатолий Гордеев, маркетинг‑директор IDS Borjomi Ukraine («Моршинская», «Аляска», «Боржоми»).
Одна из причин роста потребления – недоверие к воде из крана, 70% которой поступает из Днепра. По данным Счетной палаты, это 7,4 млрд кубометров в год. В 2019‑м только в пределах Киева в Днепр сбросили 723,2 млн кубометров сточных вод, констатирует Государственная экологическая инспекция. Из всех сточных вод до 40% были загрязненными, говорит председатель инспекции Андрей Малеваный.
Это стимулирует компании к развитию. В августе 2018‑го IDS Borjomi Ukraine, доля которой на рынке, по данным Pro‑Consulting, превышает 40%, вывела на рынок питьевую воду для детей с первых дней жизни. В апреле 2021‑го «Карпатська джерельна» запустила производство воды в 19‑литровых бутылях, а затем вместе с партнером – сервис доставки воды. В Киеве, по данным Костылева, проникновение услуги доставки воды возросло до 33%, в других городах‑миллионниках – до 20%. «Бизнес растет за счет домохозяйств,– говорит он.– Насыщение в офисах уже давно на достаточно высоком уровне».
За 10 лет количество игроков на рынке объемом 6 млрд грн сократилось, говорит Нивирастюк. «Растет конкуренция за качество, – отмечает он. – Игроки становятся более технологичными, а их маркетинговые компании более масштабными». Скоро производством воды займется новичок. Dragon Capital Томаша Фиалы покупает у IDS Borjomi Ukraine Трускавецкий завод минеральных вод.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.