Европейская Бизнес Ассоциация призывает народных депутатов учесть предложения бизнеса в законопроекте о перезагрузке Бюро экономической безопасности, говорится в заявлении объединения. На прошлой неделе Рада, несмотря на критику со стороны бизнеса, поддержала правительственный законопроект №10439 в первом чтении.
Ключевые факты
- ЕВА отмечает, что в законопроекте остались неучтенными важные предложения, которые, по мнению бизнеса, ставят под угрозу перезагрузку БЭБ.
В частности, в правительственном законопроекте отсутствуют:
- четкая процедура переаттестации всех кадров;
- включение международных экспертов в кадровую комиссию по переаттестации всех текущих сотрудников БЭБ и комиссии по отбору новых работников БЭБ;
- усиление аналитической функции Бюро путем предоставления бесплатного доступа для БЭБ к существующим государственным информационным системам;
- установление критериев эффективности работы обновленного Бюро экономической безопасности и их постоянного контроля;
- предоставление права кадровой комиссии во время переаттестации кадров руководствоваться обоснованным сомнением, базирующимся на фактах, документах и т.п. – во время проверки добропорядочности кандидата.
По мнению бизнеса, неучтение этих предложений несет значительный риск сохранения кадров, не отвечающих принципам порядочности и повторного неудачного запуска работы Бюро экономической безопасности.
Одновременно с перезагрузкой БЭБ бизнес также требует внести изменения в Уголовный процессуальный Кодекс Украины относительно:
- внедрения стандартов прокурорской деятельности;
- ограничения полномочий Национальной полиции и БЭБ в части предоставления поручений оперуполномоченным СБУ;
- обеспечения возможности обжалования судебному следователю любых действий или бездействия, в том числе решений следователя, дознавателя, прокурора, принятых при любом процессуальном действии;
- запрета повторного открытия производства на тех же основаниях после положительного решения для бизнеса вследствие обжалования предыдущих действий правоохранительных органов;
- ответственного хранения и немедленного возвращения владельцам арестованного имущества после решения;
- избрания обоснованного и соразмерного уровня залога и мер;
- запрета изъятия материальных ценностей, не указанных в определении следственного судьи;
- разрешения изъятия «критически важного имущества» (средств труда, являющихся составной частью хозяйственной деятельности) только по исключительным основаниям;
- возложения на следственных судей обязанности проверки соблюдения органом досудебного расследования требований подследственности;
- возврата сроков досудебного расследования и процедуры их продления в фактических уголовных производствах, за исключением тяжких и особо тяжких преступлений, отнесенных к подследственности НАБУ.
Контекст
В ходе итоговой конференции в конце прошлого года вопрос о перезагрузке БЭБ под личный контроль взял президент Владимир Зеленский.
Также это одна из ключевых тем Совета предпринимателей, который создал СНБО после ряда скандалов по поводу давления правоохранителей на бизнес.
21 февраля Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики поддержал правительственный законопроект №10439 о реформе БЭБ, несмотря на позицию и договоренности властей с бизнесом. Представители бизнеса ранее раскритиковали этот законопроект и поддержали альтернативный – №10439-2.
Против правительственного законопроекта выступили также аналитические центры: Институт социально-экономической трансформации, CASE Украина, Институт налоговых реформ, Центр экономической стратегии. Общественное движение «Манифест 42» заявляло, что правительственные законопроекты №10439 и №10440 о реформе БЭБ представлены в Верховную Раду без финального согласования и учета замечаний, отправленных от бизнес-ассоциаций.
11 апреля Рада приняла в первом чтении законопроект №10439 о перезагрузке БЭБ.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.