Владимир Зеленский 26 ноября провел пресс-марафон: 30 журналистов почти шесть часов задавали вопросы о войне с Россией, энергокризисе, кадровых решениях правительства и Ринате Ахметове. Forbes сделал кратчайшую выжимку ответов президента
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Наступление России
Угроза вторжения России на территорию Украины есть каждый день. Россияне нагнетают ситуацию: проводят ротацию военных и двигают технику на границе с Украиной, чтобы показать разведке и СМИ, что они собирают войска; снайперы провоцируют наших на Донбассе. Если мы поведемся на какую-либо провокацию, вероятность высокая, что они применят силу.
Украина контролирует границы. Сейчас там меньше российских военных, чем весной. Каждый день получаем разведданные в том числе от зарубежных партнеров. Они обещают поддержку, но в каком формате – не ясно. С союзниками, включая США, мы общаемся не о помощи на случай экскалации – переговоры о закупке военной техники идут постоянно, не только сейчас. Мы должны рассчитывать на себя, армия у нас мощная.
Риторика России: они говорят про шаги Украины в сторону НАТО и защиту своих границ; говорят, Украина срывает «Минск». Потом они скажут, что напали из-за этого. Я ожидаю от Владимира Путина публичного заявления, что Россия не планирует эскалацию на Донбассе и не собирается нападать.
Заседание в Нормандском формате – приоритет. Нужно также срочно организовать встречу с администрацией Путина. Решение таких проблем, это всегда обмен «спокойствия» на что-то другое.
Вражда с Ахметовым
Близкое окружение Рината Ахметова втягивает его в государственный переворот. Он планируется на начало декабря. Цена организации: $1 млрд. Доказательства: агентурная информация и записи, на которых представители Украины и России обсуждают участие Ахметова. Я приглашаю Ахметова в Офис президента послушать информацию.
На фоне энергетического кризиса компании Ахметова шантажируют власти отключением отопления. У Ахметова нет права шантажировать общество. Строить свою «державку» внутри государства – неправильно. Ответственными за срыв отопительного сезона должно быть и государство, и Ахметов.
Медийная политика телеканалов Ахметова «Украина» и «Украина 24» перешла в нездоровую фазу. Они могут говорить, что хотят, но не имеют права дезинформировать население. Там перешли все границы.
Я встречался с Ринатом Леонидовичем. Сказал, что закон про деолигархизацию нужен украинцам. Я хочу, чтобы он был большим бизнесменом в нашей стране. Никто ничего не заберет. Наоборот, все пишут, что заработки Ахметова увеличились. Хочу стабилизировать ситуацию в государстве и все вызовы решать вместе.
План по Донбассу
Из-за пандемии переговоры о перемирии затормозилось. Нам нужен дипломатический выход из положения. Возможно, США поможет. «Минск» был единственным форматом, который хоть как-то работал. А потом начались протесты в Беларуси, коронавирус, энергокризис. Больше никто никуда не летает на переговоры.
В любом случае у нас должна быть сильная армия. Мы должны быть готовы защищать себя. Одна из задач сейчас – сделать так, чтобы люди в армии не теряли мотивацию.
СНБО вместо судов
Решения СНБО защищают нас. Раньше об этом никто не знал, это был пассивный орган, кладбище сбитых летчиков. Сейчас там 22 человека из действующей власти, включая военных, спикера Верховной Рады и министра иностранных дел.
Я лично ввожу в действие решения, но другие докладывают о проблемах – кейс за кейсом. И говорят, как решить. По каждому делу пачки документов.
В судах решения принимают долго. Даже сегодня против некоторых людей времен Виктора Януковича снимают санкции. Мы защищаем страну, как можем.
Кадровая политика
Я бы хотел жить с командой, которая не ошибается. Но не всегда удается шагнуть вперед и не сделать потом шаг назад. У нас есть несколько кадровых побед. Я думал, что их будут десятки, но этого не произошло. Не все новые люди выдержали, оказались психологически слабыми. Сложно найти профессионалов.
Экономика – самое слабое место сейчас в кадровой политике. Но наконец появился хороший министр экономики – Юлия Свириденко, порядочная и профессиональная.
Андрей Ермак – профессионал. Ему верят руководители разведок других стран и глав аппаратов президентов. Они бы не сели с ним за стол, если бы он был токсичными или некомпетентным.
Ошибки? Доверял некоторым людям, а власть многих меняет. Ты предложил того или иного человека, а он оказался не готов к испытаниям. Это моя ошибка. Не знал, что большой соблазн к Верховной Раде. Не знал, что так можно любить кресло. Не хотел научиться на этой должности делить всех на людей и на особей. Стал больше любить собак.
Результаты каденции
Инфраструктурная реформа – самая удачная реформа за 50 лет. Строительство тысячи километров дорог, запуск госавиаперевозчика и прибыльная «Укрзализныця» – часть успешной деолигархизации.
Деолигархизация – шаг на уменьшение коррупции, влияние на политику и общество. Бороться мы обещали и боремся.
Также доволен цифровизацией и земельной реформой. Я дал полную возможность запустить судебную реформу. Парламент проголосовал за законы и полномочия международных экспертов (участие в отборе судей), которые могут формировать список очищения судебной власти.
В своей компании, которой я руководил, всегда делал так, чтобы она была прибыльной и давала много рабочих мест. На должности президента я постоянно смотрю на риски и выбираю опции, которые менее рискованные.
Буду ли я годным президентом – узнаю к старости. Не все сделал, что обещал. Но еще есть время. Я ежедневно принимаю сто решений и иногда ошибаюсь. Но непоправимых ошибок я не совершаю.
Отношение с НБУ, МВФ
Не имею права вмешиваться в операционную работу НБУ, их руководство и нарушать их независимость. Но когда ко мне обращаются с проблемой, я должен как-то помочь или временно потушить пожар.
Весной-летом ситуация в НБУ была критичной в кадровой политике. Я вмешался и в итоге гривна стабилизировалась и МВФ перевели нам транш и продлили программу до конца июня.
Наша экономика зависит от денег от международных партнеров. Если наша программа с МВФ под угрозой – это большая проблема. Мы не просто берем деньги, это сотрудничество в том числе в реформах.
То, что Кирилл Шевченко сейчас глава НБУ, – правильно. Что будет через месяцы – не знаю.
Энергетический кризис
Дефицит газа и угля искусственно создан другими странами. Но у нас сейчас атомные электростанции работают как никогда – 13 энергоблоков из 15. Мы их охраняем дополнительно. Знаем, что нас хотят дестабилизировать.
Не все в кризис контролирует государство. Есть частные компании, включая ДТЕК, которые могут внезапно идти на ремонт. Это наша общая ответственность – стабильное отопление для людей.
Ключевой вопрос – реформа термомодернизации. Она сделает страну энергетически независимой. Утепленные дома будут тратить в два раза меньше газа. Это будет стоить 300 млрд грн. В Минэкономики и в ОП есть люди, которые специально наняты, чтобы заниматься этой реформой. Хотелось бы осуществить эту реформу за 5 лет. Одновременно нужно максимально переходить на электричество.
Второй срок?
Это решение не будет связано с форматом новой коалиции после парламентских выборов. Будет зависеть от людей. Если люди скажут, что поддерживают меня или нет, тогда я подумаю – иду я или нет.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.