Люди на унитазах, резиновая женщина, солидные мужчины в колготках, справляющие нужду и оголяющие ягодицы. И все это под музыку Bad Romance Леди Гаги. Таким видеоклипом в 2011 году Гарик Корогодский поздравил с 50‑летием своего бизнес‑партнера Александра Меламуда. Кроме Корогодского в видео снялись банкир Ефим Гологорский, нардеп Дмитрий Сандлер, нефтяник Александр Кац и другие джентльмены.
Год спустя Корогодский создал фонд помощи пенсионерам «Жизнелюб». В 2020‑м фонд помог 72 000 людей преклонного возраста. Помог не только едой или вещами, но и приобщением к интересной жизни. В «Жизнелюбе» проходят концерты, мастер‑классы, курсы, тренировки и кинопоказы. При фонде работает агентство моделей, участники которого в 2020 году снялись в 69 проектах, IT‑школа и команда по игре Counter‑Strike: Global Offensive.
При чем тут фривольный клип? Видео поссорило Корогодского с синагогой, прихожанином и главой попечительского совета которой он был. «Освободились деньги, я искал, кому помочь»,– рассказывает бизнесмен. Корогодский владеет 25% ТРЦ Dream Town, недавно переименованного в Dream. Бизнесмен на восьмом месте в рейтинге рантье Forbes за 2021 год. Арендный доход его ТРЦ в 2020 году составил $32 млн.
Мы беседуем в подвальном помещении магазина эксцентричных вещей Gara. Волосы хозяина выкрашены в розовый цвет.
Альтернатива синагоге подвернулась случайно. Однажды Корогодский прогуливался в Гидропарке с Тиной Михайловской, которая занималась тогда организацией мероприятий. Вдруг он увидел танцплощадку, на которой несколько сотен немолодых людей вальсировали под музыку из хрипящих репродукторов. Корогодский вспомнил, что сюда приходили и его родители, и решил отремонтировать площадку. Бизнесмен выделил деньги, процесс организовала Михайловская.
Фонд зарегистрировали через пару лет, когда появились пожертвования со стороны и возникла необходимость отчитываться, рассказывает Михайловская. Бюджет первого года (около $1 млн) Корогодский, по его словам, покрывал один. С каждым годом его вклад сокращается, потребности покрывают другие благотворители. Точную сумму в фонде не называют. Часть помощи – это продукты и время, затраченное волонтерами. Среди доноров фонда – Lenovo, ROSHEN, PepsiCo, MacPaw, Comfy и другие бизнесмены и компании.
Помощь пожилым людям не считается в украинском обществе первоочередной задачей. Опрос, проведенный в 2021‑м благотворительным фондом Zagoriy Foundation, показал, что пенсионеры на восьмом месте в списке нуждающихся.
Как Корогодскому удалось раскачать немодную тему?
•••
«Есть стереотип, что бабушка – это некто жалкий», – говорит Михайловская. Украинское общество боится старости: мало кому охота разделить судьбу нынешних пенсионеров. «Это произойдет с каждым, а думать об этом очень страшно, поэтому психика это блокирует»,– говорит она.
Корогодский, 61, и Михайловская, 36, которая возглавила фонд, сразу договорились отойти от «истории с грустным платочком». «Хотелось создать вдохновляющий проект, – рассказывает она.– И для пожилых, и для молодых, которые боятся старости».
Своих «клиентов» в фонде называют Ба и Де, они бодры и веселы. Фирменный цвет фонда – жизнерадостный желтый. Это один из любимых цветов Корогодского. «Гарик первым из бизнесменов начал говорить о благотворительности без того, чтобы давить на жалость»,– говорит основательница фонда «Таблеточки» Ольга Кудиненко.
Идея сработала не сразу. Поначалу фандрейзинг шел очень туго: мол, если у вас позитив, зачем вам помогать? Перелом, по словам Михайловской, произошел в 2016–2017 годах: люди устали от негатива, который накопился в обществе из‑за войны на Донбассе и экономического кризиса. «Позитивный образ начал вытаскивать всю коммуникацию, – рассказывает руководительница «Жизнелюба».– К нам пошло много людей, потому что они морально отдыхали, видя, что делают хорошее».
Работа с волонтерами построена в фонде особым образом. Их называют «супервнуки», рассказывает Михайловская. Для них придуманы специальные значки, проводятся мероприятия. «Волонтерами занимается специальный менеджер, который обеспечивает этот позитивный контакт, – говорит она. – Люди хотят помогать, но, если ты привезешь продуктовый набор грустной бабушке и увидишь, в каких условиях она живет, ты испугаешься». У «Жизнелюба» более 2000 «супервнуков», которые в 2020‑м году отработали 44 000 часов. В 2019‑м волонтеры отработали 14 373 «внуко‑часов».
Волонтеры развозят еду, проводят мастер‑классы и спортивные занятия, читают лекции. Операционный директор IT‑компании Unity Bars Ярослава Кадученко – одна из таких. Однажды она пригласила «жизнелюбов» на выступление ансамбля народного танца «Полет Киев», в котором она танцует около 20 лет. А летом 2021‑го ее компания приняла участие в другом проекте фонда – «Трудолюб».
Проект позволяет Ба и Де прослушать курсы по разным профессиям, пройти стажировку и устроиться на работу. В Unity Bars уже работают два «жизнелюба» – кадровиком и бизнес‑аналитиком. Кадученко говорит, что эти сотрудники не такие быстрые, зато более ответственные, чем молодые коллеги.
С февраля 2019‑го по октябрь 2021‑го фонд обучил 2260 человек и трудоустроил около 100.
В прошлом сентябре на ВДНХ в Киеве выступила электронная группа GusGus. Перед концертом сет отыграла диджей Лиза Родиченко, 64. Актриса по профессии, Родиченко числится в «Агентстве взрослых моделей», работающем при «Жизнелюбе». Она давно мечтала научиться сводить сеты, но сын‑продюсер только отшучивался. Стать диджеем помог «Жизнелюб».
Потребительские бренды мало интересуются людьми за 60. Но летом 2021‑го к проектам «Жизнелюба» подключилась PepsiCo, которая приняла участие в акции «Поделись улыбкой». В июне – июле 2021 года 1 грн с каждой пачки чипсов Lays шла фонду Корогодского. Для транснациональной компании это оказалось еще одним способом попасть в свою целевую аудиторию– молодежь 25–35 лет, говорит маркетинг‑менеджер PepsiCo Андрей Гатун. У них есть бабушки и дедушки, поэтому компания решила воплотить мечты Ба и Де.
Компания собрала 1,5 млн грн. Часть из них направила на продуктовые наборы для пенсионеров, часть – на исполнение желаний «жизнелюбов». Мечты выбирал фонд. Кому‑то организовали шикарную свадьбу, кому‑то провели выставку или помогли стать актрисой. О выступлении Родиченко договаривался лично Корогодский. «С GusGus у нас отношения, так что было нетрудно», – поясняет он. Зачем ему это? «Мне нужно сделать Ба и Де немного более счастливыми, – говорит бизнесмен. – Я хочу, чтобы усилия, которые я трачу, вызывали улыбку». Родиченко говорит, что была очень счастлива.
Корогодский не участвует в управлении фондом. Он делает только то, что ему интересно. Например, договаривался с рестораторами о горячей еде для подопечных «Жизнелюба». Пищу раздавали ежедневно в специальных домиках, до карантина их было 13 по всему Киеву. Когда началась пандемия COVID‑19, Корогодский лично включился в проект. Каждый желающий мог тогда оплатить продуктовый набор для пенсионеров на сайте Rozetka, а «Новая почта» развозила наборы по разным городам. Корогодский договаривался с мэрами. «За сутки мы собрали 10 000 наборов, – рассказывает основательница PR‑агентства Gres Todorchuk Ярослава Гресь.– Это вопрос доверия к брендам. «Жизнелюб» – означает прозрачность и искренность».
Счастье – одна из самых эффективных эмоций для фандрейзинга, полагает Кудиненко. Но, по ее словам, «Жизнелюб» использует не только счастье, но и удивление. «Они показывают пожилых людей в непривычном образе – диджеем, моделью», – говорит Кудиненко. Татьяна Силенко, 61, – геймер. Благодаря «Жизнелюбу» она участвовала в турнире по Counter‑Strike: Global Offensive. «У меня нет времени, я ничего не успеваю», – то ли жалуется, то ли гордится она. В понедельник, среду и пятницу у нее тренировки по Counter‑Strike, которые организовала Lenovo в клубе Navi. По вторникам Силенко изучает компьютерную графику, а еще учится играть в спортивный бридж и работает в кол‑центре компании, обслуживающей технику. Все эти активности так или иначе связаны с «Жизнелюбом». «Раньше я обижалась на дочь за то, что она мне не звонит, а теперь дочь шлет мне смс с просьбой найти время для разговора», – улыбается женщина, которая до прихода в клуб страдала от депрессии. Силенко чувствует себя помолодевшей. «Такую радость не купишь ни за какие деньги», – говорит она.
«Киносад» – пространство в Гидропарке, где в теплое время года до эпидемии проходили мастер‑классы. «Жизнелюб» открыл его на месте заброшенного летнего кинотеатра в августе 2017 года. Это был один из самых сложных проектов, город долго не давал разрешения на начало работы, рассказывает Михайловская. Тогда Корогодский решил запускать проект без официального одобрения.
А если бы власти пригнали бульдозер? «Я бы им сам заплатил за это,– усмехается он.– Мы бы все транслировали в прямом эфире и сделали бы из этого шоу».
Корогодский много чего делает без разрешения. Сотрудникам фонда он платит «в конвертах». «Законодательство в области благотворительности в Украине ужасное, – говорит он. – Я не могу платить белые зарплаты, потому что они зависят от объема собранных денег, а нам часто помогают продуктами или едой». Зарплаты, по его словам, в «Жизнелюбе» высокие. Хороших, честных менеджеров на гроши не нанять, считает он. Корогодский говорит, что работает с «дружественными депутатами», чтобы изменить украинское законодательство о благотворительности.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.