Категория
Мир
Дата

Нанести вред, не развязывая войну. Почему Иран и его союзники не готовы к полномасштабному конфликту с Израилем? Анализ WSJ

4 хв читання

Іран Ізраїль війна вбивство Ісмаїла Ханеї /Getty Images

Протесты в Иране из-за убийства в Тегеране политического лидера ХАМАС Исмаила Ханеи, 31 июля 2024 года. Фото Getty Images

Мир затаил дыхание в ожидании начала полномасштабного вооруженного конфликта между Ираном и Израилем после убийства якобы израильскими шпионами политического лидера ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране. Но начало войны между древними врагами – не гарантированный факт. Wall Street Journal рассматривает причины за и против военных действий для обеих стран. Forbes пересказывает главное из материала.

Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня

Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням. 

Эксперты, с которыми поговорил WSJ, склоняются к мнению, что ирано-израильская война будет сложной для обеих стран, но именно Иран в худшем положении. Впрочем, для Тегерана важнее продемонстрировать решительный ответ Тель-Авиву, чтобы тот не чувствовал безнаказанность за операции против Ирана в последние несколько месяцев.

Напасть нельзя простить

С одной стороны, Иран не может себе позволить войну с Израилем, потому что могут присоединиться США, а этого Тегеран не потянет точно, учитывая проблемную экономику страны. Да и иранцы еще не до конца оправились от последнего восьмилетнего конфликта с Ираком. И хотя милитарная ливанская группа Хезболла, которую поддерживает Иран и чьими руками иногда отвечает Израилю, имеет неплохой арсенал ракет, она в большинстве своем просто наблюдала за тем, как Израиль равнял Газу с землей и ликвидировал ее лидеров.

С другой стороны, Иран может считать, что обязан ответить на израильский удар на прошлой неделе по Бейруту, в котором погиб один из топ-руководителей Хезболлы, и на убийство лидера политического бюро ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране. Причастность к последней операции Израиль открыто не признавал.

Израиль Иран война /Getty Images

Билборд с изображением новоизбранного президента Ирана Масуда Пезешкиана (справа) и убитого лидера палестинской группировки ХАМАС Исмаила Гании на площади Валиаср в Тегеране, 8 августа 2024 года. Фото Getty Images

Иран и Хезболла попытаются сыграть в игру «нанеси значительный вред Израилю, но так, чтобы не развязать войну». Впрочем, сделать это будет непросто, ведь израильская разведка повсюду.

Независимый политолог Али Фадлалах, работающий в Бейруте и знакомый со взглядом Хезболлы, сказал, что милитарная группа и Иран не хотят полномасштабной войны, но также не желают, чтобы Израиль воспринял их нежелание войны как «разрешение на пересечение красных линий».

Западные чиновники считают, что Иран и Хезболла совершат атаку на Израиль в ближайшие дни, но все же не теряют надежду на то, что дипломатические усилия и увеличение американского присутствия в регионе помогут отложить нападение или смягчить его. Даже арабские дипломаты пытаются убедить Тегеран снизить градус напряжения.

США уже предупредили Иран о том, что его недавно избранное правительство и экономика страны могут потерпеть сокрушительный удар, если Тегеран совершит полномасштабное нападение на Израиль, заявил WSJ один из американских чиновников. Арабские дипломаты передали подобные предупреждения Ирану и пытались убедить его задуматься над этим.

Со своей стороны, Израиль заявил о готовности быстро ответить на любой удар и даже упредить его, если это необходимо. Пентагон отдал приказ выслать на Ближний Восток дополнительные крейсеры и эсминцы, способные нести противоракетную оборону, пишет WSJ. А также дополнительные подразделения противоракетной обороны наземного базирования и еще одну эскадрилью истребителей. Этим они усиливают военные активы в регионе, уже включавшие авианосную ударную группу и дополнительные военные корабли.

Иран Израиль война /Адаптация з WSJ

Иранские ракеты, которые могут достичь Израиля Фото Адаптация з WSJ

На этой неделе лидер Хезболлы Хассан Насралах сказал, что его группа точно желает возмездия, но в свое время. «Их правительство, армия, общество, поселения и оккупанты в ожидании, которое является частью наказания», – заявил он об Израиле.

Но Хезболле, которая также является политической партией, нужно думать и о своих избирателях, не слишком желающих войны. Во время последней войны этой организации с Израилем в 2006 году ливанцы и арабы региона поддержали ее смелость, но не в этот раз.

«Сейчас ситуация совсем иная, чем в 2006-м, – объясняет Сами Надер, директор Института политологии при Университете Святого Иосифа в Бейруте. – Ливанцы пережили экономический коллапс, люди потеряли сбережения в банках, местная валюта потеряла 98% стоимости, высокий уровень безработицы. Избиратели партии на юге уже однажды потеряли свои дома, во второй раз они этого не хотят. Сейчас неподходящее время для войны с Израилем».

Иран, возможно, тоже не желает терять лицо, учитывая, что у него под самым носом убили союзника, но для новой власти страны важно мнение граждан. Новоизбранный президент Масуд Пезешкиян пообещал избирателям, что решит проблему чрезмерных религиозных ограничений, экономического спада и наладит отношения с Западом, а полномасштабная война вряд ли даст ему это сделать. Впрочем, в военных решениях преимущество имеют Корпус стражей исламской революции и верховный лидер аятолла Али Хаменеи, отмечает WSJ.

Ко всему война также может привести к региональным дипломатическим затратам для Тегерана, который в последние годы улучшил отношения со своими арабскими соседями, объясняет WSJ.

Издание определяет три возможных варианта действий для Ирана:

  1. Собственная операция убийства какого-нибудь лидера на территории Израиля. Недостаток: у Ирана нет соответствующих разведывательных мощностей, которые помогли бы такое провернуть.
  2. Нанести массированный удар по Израилю, как это было в апреле. Недостаток: риск ответного удара по Ирану.
  3. Атака на Израиль руками милитаристских организаций Ливана, Йемена, Ирака и Сирии, возможно, даже с нескольких фронтов. Преимущество: возможность рассеять силы Израиля по разным направлениям.
Иран Израиль война /Адаптация з WSJ

Дальность и мощь израильских оборонных систем Фото Адаптация з WSJ

Изможденная израильская армия

В Израиле есть те, кто призывает к операциям в Ливане, чтобы отбросить Хезболлу от границ страны. Сторонниками этой идеи являются правительство Беньямина Нетаньяху и, если верить опросам, большинство израильтян. Если милитарная группировка нападет первой, у Израиля будет повод начать эту операцию.

Но хватает в стране и тех, кого беспокоит открытие еще одного фронта – таких особенно много среди деятелей оборонной сферы. Эта группа считает, что армия страны и так обременена боями в Секторе Газа и сейчас сильно зависит от истощенных резервистов.

Кроме того, израильтянам не хватает боеприпасов, согласно свежим судебным документам.

Два источника WSJ из американских госструктур говорят, что Штаты внимательно следят за ситуацией, но не верят, что Иран может организовать нечто большее, чем было в апреле. В конце концов американское посольство в Бейруте, как и другие дипломатические миссии, не объявляли об эвакуации сотрудников.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд