После гибели Ибрагима Раиси полномочия президента Ирана будет временно исполнять первый вице-президент Мохаммад Мохбер, 68. Что нужно о нем знать?
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Ибрагим Раиси, погибший в авиакатастрофе 19 мая, был президентом Ирана и кандидатом в преемники фактического правителя страны, верховного лидера Али Хаменеи. Обе политические позиции несли повышенный уровень риска, пишет Time.
Исполняющим обязанности президента Ирана в случае его смерти становится первый вице-президент, указано в конституции страны с примечанием – если его кандидатуру одобрит верховный лидер. Вице-президентом Ирана с 2021 года является Мохаммад Мохбер. Али Хаменеи предложил ему провести выборы нового президента страны в течение 50 дней, отмечает WP.
Авиакатастрофа
Президент Ирана Ибрагим Раиси погиб 19 мая в результате авиакатастрофы. Вертолет, на котором летели Раиси, министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир-Абдоллахиан, губернатор провинции Восточный Азербайджан Малик Рахмети и имам аятолла Али Хашим из провинции Тебриз, разбился на северо-западе Ирана. Делегация возвращалась с церемонии запуска дамбы на приграничной с Азербайджаном реке Аракс. Никто из них не выжил.
Кто такой Мохаммад Мохбер
Мохбер родился 1 сентября 1955 года. Он, как и покойный Раиси, считается близким к верховному лидеру Ирана Али Хаменеи, имеющему «последнее слово» по всем государственным вопросам, пишет Reuters.
Он занимал руководящие должности в самых влиятельных организациях Ирана, таких как фонд Mostazafan, Sina Bank и многомиллиардный инвестиционный фонд Setad, пишет NYT.
Именно Хаменеи в 2007 году выбрал Мохбера на должность исполнительного директора Setad. Фонд контролирует исключительно Хаменеи, пишет WP. Многие его активы сформированы в результате конфискации собственности у граждан Ирана, показало расследование Reuters в 2013 году.
Под руководством Мохбера Setad разработал иранскую вакцину от коронавируса Barkat, пишет WP. Но кампания по вакцинации ею граждан Ирана провалилась и в конце концов большинство иранцев привили китайской вакциной.
Все три организации – часть непрозрачной сети финансовых структур, связанных с иранским государством, хотя и не являются непосредственно государственной собственностью, отмечает NYT. Также их связывают с проектами, приоритетными для верховного лидера Ирана и его ближайшего окружения.
Вице-президенты в Иране, как правило, малоизвестные фигуры, действуют больше как игроки в правительстве, чем как публичные лица, пишет NYT. «Вице-президенты Ирана традиционно не были претендентами на место своих боссов, – объясняет NYT Робин Райт, научный сотрудник Института мира США и Центра Вильсона в Вашингтоне. – Более важный вопрос – кому режим позволит баллотироваться».
Как временный президент, Мохбер является одним из трех членов Совета экспертов вместе со спикером парламента и главным судьей страны. Совет должен организовать новые президентские выборы в течение 50 дней после смерти президента.
Политические позиции Мохбера
Мохбер находится под санкциями США и их союзников. В 2010 году Евросоюз ввел против него и еще семерых иранцев санкции за «причастность к ядерной или баллистической ракетной деятельности». Но через два года его исключили из санкционного списка, рассказывает WP.
В 2021 году министерство финансов США наложило санкции на Мохбера за его финансовое участие в «системной коррупции и бесхозяйственности» Ирана. Но это не помешало ему через шесть месяцев стать первым вице-президентом Ирана.
После полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года Мохбер работал над укреплением связей Ирана с РФ, пишет WP. Спустя несколько месяцев после встречи Хаменеи с президентом России Владимиром Путиным в июле 2022 года в Москве Мохбер вместе с высокопоставленными чиновниками обороны и безопасности Ирана также ездил в столицу РФ. Тогда стороны договорились о новых поставках оружия, сообщает Reuters. Иран согласился поставлять России ракеты «земля-земля» и больше беспилотников, сообщали источники Reuters.
Также Мохбер предложил России сотрудничать против западных санкций. «Мы находимся под западными санкциями 40 лет и не позволили им подорвать власть правительства страны или серьезно повлиять на нас», – заявлял Мохбер в Москве, пишет WP.
- Категория
- Новости
- Дата
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.