На Израиль в ночь с 13 на 14 апреля летело более 300 дронов и ракет, выпущенных по стране Ираном. Это стало первой прямой атакой Тегерана на своего заклятого врага, хотя ее трудно назвать успешной – почти все ракеты и БПЛА не долетели даже до границы Израиля. Foreign Affairs разбирает обострение ирано-израильского конфликта, его причины и возможное продолжение. Forbes пересказывает главное из материала
13 апреля Иран начал операцию «Настоящее обещание» в ответ на обстрел Израилем иранского консульства в Сирии. Военное руководство Тегерана считает эту операцию успешной, хотя Израиль и союзники успешно сбили почти все цели, угрожавшие израильским городам.
Иранские лидеры пообещали, что не планируют продолжать агрессию против Израиля, ведь свою миссию мести за обстрелы консульства считают выполненной. Если, конечно, Иерусалим не совершит против Ирана другие агрессивные действия. Foreign Affairs предупреждает, что вздыхать с облегчением еще рано.
Ось сопротивления Ирану
Иран годами создавал вокруг себя «круг огня», который помогал ему не напрямую бороться с Израилем, отмечает Foreign Affairs. К этой оси сопротивления, как ее называет Тегеран, относятся следующие организации и даже страны:
- «Хезболла»;
- ХАМАС;
- Палестинский исламский джихад;
- боевики западного берега Иордана;
- Сирия;
- йеменские хуситы;
- парамилитарные организации Ирака.
Не последнее место в борьбе с Израилем занимает и разработка Ираном собственной атомной программы, которая сейчас как никогда близка к созданию ядерного оружия.
Зная о такой коллекции союзников Ирана, Израиль проводил свои операции против этой страны. Израильтяне били как по ядерным объектам и ученым на территории Ирана, так и по обычным объектам и экспертам. Также регулярно срывали снабжение Ираном оружия своим союзным организациям.
До 7 октября обе стороны ирано-израильского конфликта совершали друг против друга достаточно сдержанные операции. Но массированные обстрелы Сектора Газы и введение израильских войск на эту территорию из-за жестокой атаки ХАМАСа на приграничные израильские общины заставили членов оси сопротивления Ирана активизировать атаки против Израиля в знак поддержки палестинцев.
Израиль не оставил это без внимания и атаковал иранские союзные группы в Ливане и Сирии, а между декабрем и мартом убил с десяток руководителей и советников Корпуса стражей исламской революции и сил «Кудс» (часть КСИР). Кульминацией этого ответа со стороны Израиля стал авиаудар по иранскому консульству в Дамаске (Сирия), унесший жизни иранского генерала Мохаммеда Реза Захеди, его заместителя и нескольких других членов КСИР. Захеди якобы отвечал за координацию операций сил «Кудс» в восточном регионе Средиземноморья.
Для Ирана удар по его консульству имел серьезные последствия, пишет Foreign Affairs:
- еще один провал иранской разведки вскоре после ряда случаев, когда Израилю удавалось перехитрить иранскую оборону;
- потеря еще одного командира;
- сомнения иранских лидеров в своей безопасности от израильских ударов.
Главный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи и другие политические и военные деятели страны пообещали отомстить Израилю.
Изменение подхода
Ответ Ирана знаменует изменение подхода страны к отношениям с врагами, считает Foreign Affairs. Годами Тегеран придерживался «стратегического покоя» по отношению к Израилю и США, что, как объясняют иранские чиновники, означало использование прокси-организаций при необходимости, а не собственное прямое вовлечение в конфликт. Таким образом Иран мог и силы продемонстрировать, и правдоподобно утверждать о своей якобы непричастности.
Но все чаще сторонники более жесткой внешней политики Ирана называют такой подход слабостью и призывают режим прибегать к более решительным действиям. Похоже, что правительство их услышало и последние несколько месяцев принимает более жесткие меры. Удары Ирана по враждебным объектам и группам на севере Ирака, в Сирии и Пакистане предшествовали первой прямой атаке Ирана по Израилю.
«Эра стратегического терпения закончилась, – твитнул иранский чиновник 14 апреля. – Расклад изменился».
Однако сообщения из Тегерана указывают на то, что страна не заинтересована в дальнейшем развертывании конфликта. У Foreign Affairs создалось такое впечатление, что Иран сделал все, чтобы эта атака продемонстрировала его силу, но не спровоцировала ответ от Израиля и потенциально – США.
Прежде всего, иранские чиновники заранее написали Вашингтону и другим средневосточным столицам о своей будущей атаке, то есть у Израиля и союзников было время подготовить ПВО. Кроме того, они же всячески отмечали, что это одноразовая акция возмездия. А утром после атаки глава генштаба Ирана написал: «Наши операции завершены, и мы не намерены их продолжать».
Но это не значит, что Израиль закончил с Ираном. Узнав о запланированном ударе, министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац сказал, что «если Иран нападет со своей территории, Израиль нанесет ответный удар по Ирану».
Эта атака потенциально может иметь два негативных последствия для Ирана:
- Выявление ограниченности атакующей способности страны, ведь тотальное большинство ее дронов и ракет удалось сбить.
- Возвращение благосклонности мира на сторону Израиля, хотя страну все чаще критиковали за чрезмерную жестокость против палестинцев.
Последствия удара 13 апреля для региона
Если Израиль решит ответить на воздушную атаку Ирана, то, кроме дестабилизации региона, последствия могут быть следующими:
- США могут прямо выступить на стороне своего союзника – Израиля;
- иранские прокси станут еще более жестокими и воинственными;
- еще большее сближение Ирана с Китаем и Россией;
- новые санкции Запада против Ирана;
- производство ядерного оружия Ираном, если у него не получится защититься от Израиля обычным оружием.
Есть причины верить в то, что эскалации можно избежать. Вашингтон, как сообщает Axios, убеждает премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху радоваться успешной оборонной операции и двигаться дальше. Но Израиль не вассал США, поэтому Вашингтон не может гарантировать послушание израильского премьера.
Со стороны Ирана обстрел был сообщением, которое должно было предостеречь Израиль от пересечения красных линий (таких как удар по консульству). Вероятно, Израиль его понял.
Средний Восток не разразился очередным конфликтом 13 апреля, но такая опасность никуда не исчезла, ведь Израиль и Иран все еще могут застрять в замкнутом круге ответных ударов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.