Премьер Израиля Беньямин Нетаньяху известен тем, что натравливает одну политическую силу на другую. Но теперь эта тактика привела к тому, что он застрял между ультраправой коалицией и разъяренной публикой, которую возмутил план правительства ослабить судебную ветвь власти. New York Times рассматривает положение израильского премьера – Forbes выбирает главное из материала.
Всего год назад казалось, что политическая карьера Беньямина Нетаньяху, израильского премьера с самым долгим сроком у власти, подошла к концу. В рамках судебного дела о коррупции государственные прокуроры предложили Нетаньяху соглашение: он признает себя виновным и избегает тюрьмы, но покидает политику на семь лет.
Нетаньяху, отвергающий обвинения в коррупции, отказался от соглашения, суд продолжается, а подсудимый тем временем в прошлом году стал премьером в третий раз. За это его прозвали фокусником, который может в любой ситуации выйти сухим из воды.
В понедельник Нетаньяху попытался провернуть еще один умелый трюк. После того, как реформа об ограничении судебной ветви власти Израиля вызвала возмущение людей и уличные протесты, принятие изменений в судебную систему перенесли на более поздний срок, оставив время для закулисных переговоров. Так его коалиции ультраправых и религиозных ультраконсерваторов удалось удержаться при власти – по крайней мере, до следующего кризиса.
Подобный социальный кризис поглощает все внимание премьера и не дает ему сосредоточиться на долгосрочных целях, таких как укрепление дипломатических отношений с арабским миром и сотрудничество с США для преодоления угрозы иранской ядерной программы.
«Он – фокусник, который всегда вытаскивает кролика из шляпы, – сказал Аншель Пфеффер, биограф Нетаньяху. – Но теперь ему все сложнее и сложнее находить кроликов».
Хотя он и сторонник секуляризма, Нетаньяху годами поддерживает плодотворный политический союз с ультраортодоксальными еврейскими партиями. Европеец по происхождению, он позиционирует себя защитником евреев со Среднего Востока. У него теплые отношения с Владимиром Путиным, но ему удается поддерживать тесные связи с США. Он часто собирает в свою коалицию партии и правого, и левого толка, чтобы иметь возможность сталкивать их лбами при необходимости.
Такая его способность дружить с противоположными лагерями позволила ему в 2020-м прийти к дипломатическому согласию с тремя арабскими странами, отрекшимися от любых отношений с Израилем, пока не будет создано Палестинское государство. Тогда Нетаньяху даже не нужно было обещать отдать палестинцам территории.
На этот раз все иначе
Но в понедельник создалось такое впечатление, словно у Нетаньяху нет простого выхода из этого кризиса, в который он загнал себя, свое правительство и свою страну. Он выиграл немного времени, но его политические союзники и протестующие потребуют окончательного решения.
Если после апрельских каникул Нетаньяху ослабит или отменит судебную реформу, он рискует безвозвратно разрушить союз с ультраправыми партиями, который дал ему парламентское большинство.
Если же он примет эту реформу, которая уменьшает независимость Верховного суда и ограничивает его способность контролировать правительство, он рискует углубить и продолжить социальный кризис, спровоцировавший забастовки в больницах, аэропортах и школах, а также недовольство военных.
«Это безвыигрышная ситуация», – сказал Пфеффер.
Для многих Нетаньяху уже нечто потерял – свою репутацию надежного политика, который во главу угла ставит стабильность и безопасность Израиля.
Перед вступлением в должность в декабре он пообещал союзникам и журналистам, что будет способствовать равновесию в стране, хотя он и сформировал наиболее ультраправую и религиозно консервативную коалицию в истории страны.
Но решение Нетаньяху уволить министра обороны Иоава Галланта за предупреждение об опасности судебной реформы для национальной безопасности указывает на то, что он лидер, руководствующийся политическими мотивами, а не национальной безопасностью.
Кроме того, общественные беспорядки, общенациональные забастовки, временное прекращение оказания медицинских услуг, остановка полетов, школ и даже уборки мусора вряд ли свидетельствуют о стабильности.
Опрос национального телеканала Kan в понедельник показал, что мнение израильтян о Нетаньяху меняется. Впервые большинство израильтян высказалось за то, чтобы их лидером стал Бенни Ганц, оппозиционный политик и бывший глава минобороны, а не за нынешнего премьера. Почти две трети не согласны с увольнением Галланта и почти столько же выступают за немедленную отмену проекта судебной реформы.
Союз, рожденный от безысходности
Эта проблема корнями уходит в решение Нетаньяху пойти на выборы, несмотря на открытое против него судебное дело по обвинению в коррупции. Данное решение привело к расколу между ним и его более умеренными союзниками, поэтому ему не осталось ничего другого, кроме как отправиться в праворадикалы и ультраконсервативные партии.
Образовав с ними блок, Нетаньяху, который сам является правым политиком, оказался самым левым среди союзников. Благодаря союзу он вынужден продвигать приоритеты коалиционных партнеров, такие как глубокая судебная реформа, и он больше не может быть уравновешивающей силой между противоположными целями, как это было в предыдущих коалициях.
Критики утверждают, что Нетаньяху сам не прочь урезать полномочия суда, чтобы закрыть свое коррупционное дело, – премьер такие обвинения отвергает. Впрочем, именно Яров Левин и Симча Ротман, союзники Нетаньяху по коалиции, активно продвигают судебную реформу в последние несколько недель, а не сам премьер-министр.
Союзники трижды премьера подрывают еще и международную политику Нетаньяху, что беспокоит его больше всего.
Итамар Бен-Гвир, министр нацбезопасности с ультраправыми взглядами, разозлил мусульман, войдя с полицией в мечеть Аль-Акса. А ультраправый министр финансов Бецалель Смотрич вызвал возмущение, когда недавно заявил, что палестинцев не существует, и призвал израильское государство «стереть» палестинский город, ставший центром последнего насилия на западном берегу реки Иордан.
Такие действия вредят трем целям Нетаньяху:
- Впервые установить связь между Израилем и Саудовской Аравией.
- Укрепить связь между Израилем и ОАЭ, которую он помог наладить в 2020-м.
- Заручиться поддержкой США по уничтожению иранской ядерной инфраструктуры.
Нетаньяху не пригласили в Абу-Даби, столицу Эмиратов. Как сообщает анонимный западный чиновник, на прошлой неделе в Израиль тихо приехал старший чиновник из Эмиратов, чтобы поговорить с Нетаньяху о действиях израильских чиновников и других вопросах.
Официальные отношения с Саудовской Аравией остаются прохладными. Страна сразу осудила заявление Смотрича вскоре после возобновления в прошлом месяце отношений с врагом Израиля, Ираном.
Отношения Нетаньяху с администрацией Байдена тоже портятся. Общение с американцами теперь сосредоточено вокруг судебной реформы и заявлений Бен-Гвира и Смотрича, и растет риск того, что США отвернутся от обеспокоенности Нетаньяху Ираном и Саудовской Аравией.
В предыдущих коалициях Нетаньяху понизил бы Бен-Гвира до какой-нибудь менее важной должности – теперь же его власть зависит от поддержки Бен-Гвира.
Чтобы не потерять эту поддержку, в понедельник Нетаньяху предложил Бен-Гвиру возможность еще большего влияния, пообещав ему рассмотреть возможность формирования национальной гвардии, которая будет подчиняться Бен-Гвиру.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.