Украинский военачальник Михаил Забродский совместно с группой экспертов опубликовал аналитическую записку, в которой обобщил боевой опыт ВСУ с февраля по март 2022-го. Этот опыт может помочь союзникам Украины в понимании современных войн.
Forbes выбрал главное из этого документа
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Военным важно анализировать накопленный боевой опыт и извлекать уроки из прошедших операций. Этот отчет – одна из попыток сделать это на основе оперативных данных, накопленных украинским Генеральным штабом за период боевых действий в период с февраля по июль 2022-го. В подготовке отчета не использовались секретные сведения, поэтому он не может считаться всеобъемлющим.
Слабые места российского плана вторжения
Россия планировала завершить вторжение за 10 дней, оккупировать страну, а к августу 2022-го объявить об аннексии. Российский план предполагал, что быстрый прорыв и дезинформация с целью удержания крупной украинской группировки на большом расстоянии от Киева – ключ к быстрому захвату столицы. Дезинформация в основном сработала: к северу от Киева россияне добились преимущества в соотношении сил 12:1. Однако необходимость обеспечить оперативную секретность, чтобы дезинформировать противника, сыграла и отрицательную роль. Российские войска оказались тактически неподготовленными реализовать план своих военачальников.
Самый большой недостаток российского планирования: отсутствие резервного плана действий. Поэтому когда блицкриг не удался, российские военные обнаружили, что по ходу мобилизации в Украине их положение неуклонно ухудшается.
Несмотря на эти неудачи, Россия переориентировалась на Донбасс. Поскольку Украина к тому времени израсходовала большинство боеприпасов, продвижение россиян, в основном, сдерживалось их нерешительностью, чем реальными возможностями украинских войск. С апреля ВСУ лишили Россию инициативы, поставив под угрозу российскую логистику дальними обстрелами.
Тактическая выучка российских военных оказалась значительно ниже ожиданий аналитиков в Украине, России и за их пределами. Но российские системы вооружения оказались в значительной степени эффективными. Подразделения с большим опытом продемонстрировали, что ВС РФ обладают значительным военным потенциалом, даже если недостатки в подготовке не давали реализовать этот потенциал. Есть пять ключевых областей, которые дают понять, работает ли российская армия над устранением своих недостатков.
Недостатки российской армии
- Иерархия подчинения. Сухопутный компонент – главный в ВС РФ, а вооруженные силы в целом подчинены спецслужбам. Из-за этого другие рода войск используются неоптимально.
- Модель формирования ВС РФ. В военное время создаются объединенные общевойсковые формирования, но им не хватает младшего командного состава, чтобы связать эти подразделения воедино.
- Культура усиления неудач. В российской армии плохие приказы отменяет только вышестоящее начальство. В воздушно-космических силах России это проявляется в меньшей степени, чем в сухопутных войсках и ВМФ.
- Плохая способность противостоять дезинформации из-за медленной обработки сведений. Культура ВС РФ не предполагает предоставления общей картины подчиненным, чтобы те не могли принимать решения. Поощряется культура предоставления недобросовестных отчетов.
- Частые случаи дружественного огня. Средства радиоэлектронной борьбы подавляют дружественные системы. Процессы идентификации «свой-чужой» и проверочные мероприятия не отвечают требованиям. В результате возможности, которые должны усиливать эффект друг друга, приходится применять последовательно.
Из военных действий вооруженные силы НАТО могут извлечь несколько главных уроков:
- В современной войне невозможно спрятаться. Противник может наносить удары на всю оперативную глубину. Способность выжить зависит от рассредоточения складов боеприпасов, командных пунктов, ремонтных зон и самолетов. Украина успешно уклонилась от первой волны ударов России, рассредоточив арсеналы, самолеты и средства ПВО. И напротив, за первые 48 часов войны россиянам удалось поразить 75% стационарных военных объектов. Размещение штаба в гражданском здании также не гарантирует его живучести. Армии НАТО должны учитывать, что командные пункты уязвимы. Военно-воздушные силы должны заранее рассредоточить самолеты и нужное количество запасных частей к ним.
- Для ведения боевых действий нужны большие запасы и значительные резервы. Противотанковые управляемые ракетные комплексы широко разрекламированы, но Украина пресекла попытку России захватить Киев, сосредоточив массированный огонь двух артиллерийских бригад. В начале конфликта разница в численности российской и украинской артиллерии была не столь значительной: 2433 ствольных артиллерийских систем против 1 176 и 3547 реактивных систем залпового огня против 1680. Первые полутора месяца Украина поддерживала паритет в артиллерии. Затем начала испытывать нехватку боеприпасов и к июню Россия имела преимущество в огневой мощи 10:1. Очевидно, что ни у одной страны НАТО, кроме США, нет достаточных начальных запасов для ведения боевых действий. Нет и промышленного потенциала для поддержания крупномасштабных операций. Это необходимо исправить, и не только для сухопутных сил, но и ВВС и флота.
- Беспилотники и средства борьбы с ними необходимы во всех родах войск и на всех уровнях. Они имеют решающее значение для разведки, но 90% БПЛА теряются. По большей части БПЛА должны быть дешевым «расходным материалом». Операторы БПЛА должны быть включены в состав подразделений как для обеспечения ситуационной осведомленности, так и для поражения целей. Основное средство борьбы с дронами – оборудование радиоэлектронной борьбы. Другое важнейшее тактическое требование – оповещение об использовании БПЛА противником.
- Высокоточное оружие дает большое преимущество. Оно не только намного эффективнее поражает врага, но и дает возможность сделать логистику более компактной – и более живучей. Однако высокоточного оружия мало по определению, и его могут подавлять средства РЭБ. Последовательное уничтожение средств РЭБ для создания «окон возможностей» применения высокоточного оружия имеет решающее значение.
- Современные разведывательные средства делают маскировку сухопутных войск чрезвычайно сложной. Выживаемость часто обеспечивается за счет рассредоточения сил, их быстрого перемещения или ухода в защищенные сооружения. Но возникает риск того, что подразделение будет зажато огнем в одном месте. А высокоточное оружие и специальные боеприпасы уничтожат защищенные позиции. Нужно концентрировать войска только в благоприятных условиях и учить их взаимодействовать вне зоны прямой видимости. Мобильность –важнейшее условие живучести.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.