Алексей Кулеба /предоставлено пресс-службой
Категория
Война
Дата

Как власти планируют восстанавливать деоккупированные территории? Интервью заместителя главы Офиса президента Алексея Кулебы

7 хв читання

Алексей Кулеба Фото предоставлено пресс-службой

Заместитель председателя Офиса президента (ОП) Алексей Кулеба о восстановлении Киевской, Херсонской и Харьковской областей, причинах увольнения председателей Луганской, Хмельницкой и Одесской ОГА и возвращении людей и бизнеса на деоккупированные территории.

Алексей Кулеба, 39, отвечает в Офисе президента за развитие и восстановление регионов. В конце января он сменил на этом посту Кирилла Тимошенко. До этого Кулеба почти год руководил Киевской ОГА.

Forbes встретился с Кулебой на следующий день после его возвращения из командировки по регионам, где он вместе с президентом инспектировал самые горячие точки страны – Донбасс, Херсонщину и Харьковщину.

Есть ли у ОП план, как вернуть «к жизни» деоккупированные регионы?

Это сокращенная и отредактированная для ясности версия интервью.

О назначении вместо Кирилла Тимошенко

Увольнение Кирилла Тимошенко с должности заместителя ОП казалось довольно неожиданным решением. Возглавляя Киевскую ОГА, вы работали с ним в тесном взаимодействии. Как можете оценить работу предшественника?

Кирилл Тимошенко был моим руководителем, и не очень нравственно сейчас обсуждать его работу. Я считаю его профессиональным человеком. У меня нет к нему никаких профессиональных вопросов.

Назначение было неожиданным. Сейчас государственная служба похожа на военную – назначения не обсуждаются. Понял, что для меня это новый вызов и новые профессиональные задачи, потому согласился.

Кто вам предложил перейти из Киевской ОГА в Офис?

Глава ОП Андрей Ермак. Отдельно была встреча с президентом Владимиром Зеленским.

Какие ключевые задачи они озвучили?

Налаживание связей с регионами. Особое внимание – на деоккупированных или прифронтовых регионах. Приоритет – безопасность людей. Следует сосредотачиваться на строительстве фортификационных сооружений, укрытий. Это уже полноценный элемент их жизнедеятельности.

Как распределен процесс восстановления между ОП и Кабмином? Кто и за какие направления отвечает?

Со стороны Кабмина активное участие в процессе восстановления и возрождения страны принимает вице-премьер-министр по восстановлению и глава министерства по развитию – Александр Кубраков. На Кабмине и министерстве лежит функция привлечения средств. Также Министерство развития имеет функции внедрения региональной политики. Агентство по восстановлению – это реализация практических проектов восстановления.

ОП отвечает за координацию областных военных администраций по Минразвитию и почти со всеми 20 министерствами, а также с Верховной Радой. Роль ОП – это понимание ситуации на местах и донесение позиции руководителей областных военных администраций в отношении тех или иных проектов. Вместе с Минразвития, Агентством восстановления разрабатываем общую стратегию восстановления.

Восстановление деоккупированных регионов

Вместе с президентом вы были в командировке по регионам. В частности, на Донбассе и Херсонщине. Какова цель этих визитов?

Президент посетил самые горячие точки и регионы. Цель – определение проблемных вопросов, которые должно проработать правительство, ОП и другие госструктуры. Главные задачи – оборона региона, помощь людям, оказавшимся в затруднительном положении, и обеспечение первоочередных социальных потребностей.

Во всех регионах речь идет о стабилизации ситуации в энергетическом секторе, поскольку масштабы разрушений критической инфраструктуры намного больше, чем в центре или на западе. Другой важный вопрос – подготовка к посевной, которая должна пройти в больших масштабах, чем в прошлом году.

Какова стратегия Офиса президента по восстановлению деоккупированных регионов? Что в первую очередь нужно сделать?

Все деоккупированные территории должны отвечать определенным критериям – разминирование населенных пунктов и восстановление сетей (газоснабжение, водоотвод, электросети). Также возобновление местного самоуправления на всех уровнях и каждом населенном пункте. Например, если деоккупирована деревня, то важно, чтобы на месте был сельский глава.

Далее – идет сбор информации и документирование обо всех разрушениях, которые понесла община. Проводится описание каждого объекта, независимо от того это частный дом или школа или административное здание. Это делают местные власти вместе с областной военной администрацией и Минразвития.

Формируется пул построек, инфраструктуры, которые можно восстановить быстро.

Если говорить о более масштабном восстановлении, то иногда мы говорим о перепланировке территорий, потому что город или село может быть разрушено до основания, и его нужно будет восстанавливать заново. Это задача со стороны Минразвития, областных военных администраций и властей на местах.

предоставлено пресс-службой

Алексей Кулеба Фото предоставлено пресс-службой

Год назад была деоккупирована Киевщина. Вы руководили процессом восстановления территории в статусе главы ОГА. Что было реализовано?

Начались первые работы по восстановлению через два дня после деоккупации региона – 4 апреля 2022 года. Прошли весь процесс разминирования населенных пунктов, занявший почти два месяца.

Далее – восстановление электро-, газо- и водоснабжения. Особенно тяжелой была ситуация с газоснабжением – почти на всех сетях были довольно мелкие повреждения от пуль и снарядов. Все эти работы были сделаны к августу 2022 года, электроснабжение быстрее – к маю 2022 года.

Затем ввели электронный реестр разрушенных объектов, в который вошли более 27 000 поврежденных или разрушенных объектов (школы, садики, предприятия, многоэтажные и частные дома).

На январь 2023 г. в Киевской области восстановлено около 10 200 объектов.

Это восстановление на средства государственного, областного и местного бюджетов. Общий бюджет восстановления объектов – 1,6 млрд грн. Также благодаря помощи международных партнеров. Кроме того, часть жилья люди восстановили самостоятельно за свой счет.

Деоккупированные регионы будут отстраиваться по схожему сценарию?

По логике процессов – да. По темпам – нет. К примеру, Херсонщина, Донбасс, Запорожье находятся под постоянными обстрелами, и перечень поврежденных объектов только растет. Здесь у нас задача оперативно восстанавливать повреждения после обстрелов.

Что касается финансирования, то схема (финансирование из государственного, областного и местного бюджетов) пока такая же, но Министерство развития ведет переговоры с международными партнерами, чтобы расширить их поддержку.

Как охотно люди и бизнес сейчас возвращаются на деоккупированные территории?

Во время поездки по регионам мы видели и слышали от местных властей, что люди, несмотря на войну, возвращаются в деоккупированные города и поселки. Потому наш приоритет – сделать для них подходящие условия для жизни.

Что касается бизнеса, здесь зависит от региона. К примеру, в Сумской области видим возвращение бизнес-активности, в Херсонской с этим сложнее. На Херсонщине с 24 февраля 2022 года работу прекратили более 8000 предприятий, из них возобновили деятельность только 355.

На Сумщине существуют определенные программы для малого и среднего бизнеса – городские и областные власти кредитуют предприятия, которые подверглись определенным разрушениям, но готовы возобновить работу. Кредит – до 100 000 грн из областного и местного бюджетов. Подобные программы есть и в других регионах. К примеру, в западных областях таким образом помогают релокированным предприятиям.

Как власти планируют восстанавливать деоккупированные территории? Интервью заместителя главы Офиса президента Алексея Кулебы /Фото 1

Чтобы возвращать людей и бизнес, нужно провести разминирование территорий. Как сейчас идет этот процесс и что уже делает государство в этом направлении?

Есть разные категории загрязненных территорий. К примеру, в Киевской области еще не разминировано 4000 кв. км. Это небольшой процент от территории области

Но если сравнивать это с европейскими реалиями, то это больше площади Люксембурга. Преимущественно заминированные территории в Киевской области – это леса.

В первую очередь нужно разминировать населенные пункты, сети, сельскохозяйственные земли. В этом вопросе есть поддержка со стороны международных партнеров, предоставляющих оборудование. В процесс разминирования вовлечено около 1000 бригад, ежедневно разминирующих десятки тысяч гектаров.

Но есть, например, заминированные акватории, прифронтовые территории, разминирование которых зависит от ситуации на фронте.

Как власти планируют восстанавливать деоккупированные территории? Интервью заместителя главы Офиса президента Алексея Кулебы /Фото 2

Ранее в ОП говорили, что при восстановлении территорий нужно будет построить десятки тысяч квартир. Эта оценка еще актуальна?

Сначала нужно понять, сколько людей вернулось в регионы. Сейчас в «Дії» зарегистрировано более 300 000 обращений по поводу потерянного или разрушенного имущества. Минразвития уже работает над программой восстановления жилья. Первоочередно – это здания, которые частично разрушены и которые можно быстро восстановить.

В 2022 году ОП и Кабмин заявляли о том, что восстановлением областей будут заниматься некоторые страны. К примеру, Одессой – Греция, Николаевом – Дания, Харьковом – Австрия и США. Сохраняется ли эта концепция?

Концепция есть, мы над ней работаем. Речь идет не только об восстановлении, но и о гуманитарной составляющей. В ближайшие недели мы расскажем конкретнее по поводу этой программы. Теперь завершаем над ней работу.

предоставлено пресс-службой

Алексей Кулеба и Александр Проскудин, глава Херсонской ОВА Фото предоставлено пресс-службой

Ротации во главе ряда областей

До начала полномасштабной войны в стране активно шел процесс децентрализации власти. Полномасштабное вторжение эту ситуацию изменило. Как сейчас устроена работа на местах?

Децентрализация была эффективна до начала полномасштабного вторжения и показала свою эффективность даже во время войны. В настоящее время на местах нет существенных ограничений, у органов местного самоуправления есть независимость в принятии решений.

В начале марта во Львове прошел Конгресс местных и региональных властей. (Справка: на конгрессе присутствовали – президент Владимир Зеленский, глава ОП Андрей Ермак, заместитель главы ОП Алексей Кулеба, премьер-министр Денис Шмыгаль, секретарь СНБО Алексей Данилов, министры, нардепы и главы ОГА и главы территориальных общин).

Это индикатор того, что, несмотря на войну, центральные органы власти находятся в прямом диалоге с регионами. Мы собирали обратную связь как от руководителей крупных городов, так и от небольших территориальных общин, и все отметили, что такой прямой диалог помогает координировать усилия и определять проблемы.

С начала года должности покинули руководители восьми ОГА. С чем связаны кадровые ротации?

У каждого из этих увольнений есть свои причины. Одесская ОГА (Максим Марченко) – плановая ротация, которая предусматривает назначение вместо военного руководителя, имеющего отношение к правоохранительным органам. Это предназначение мы увидим в скором времени. Одесский регион экономически важен для страны, особенно с точки зрения портовой отрасли, и в этом направлении следует работать.

Руководитель Луганской ОГА – плановая ротация, Сергей Гайдай получил новое назначение. О нем тоже объявят со временем. Председатель Хмельницкой ОГА (Сергей Гамалий) – уходит с должности по собственному желанию по определенным семейным обстоятельствам.

Мне трудно оценить работу глав Днепропетровской, Запорожской, Сумской и Херсонской ОГА, потому что я сам на тот момент возглавлял Киевскую ОГА.

Но могу сказать о логике новых назначений. Главный критерий – люди, имеющие воинские звания, или представители правоохранительных органов, которые могут быстро координировать работу гражданского и силового блоков.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд