Заместитель председателя Офиса президента (ОП) Алексей Кулеба о восстановлении Киевской, Херсонской и Харьковской областей, причинах увольнения председателей Луганской, Хмельницкой и Одесской ОГА и возвращении людей и бизнеса на деоккупированные территории.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Алексей Кулеба, 39, отвечает в Офисе президента за развитие и восстановление регионов. В конце января он сменил на этом посту Кирилла Тимошенко. До этого Кулеба почти год руководил Киевской ОГА.
Forbes встретился с Кулебой на следующий день после его возвращения из командировки по регионам, где он вместе с президентом инспектировал самые горячие точки страны – Донбасс, Херсонщину и Харьковщину.
Есть ли у ОП план, как вернуть «к жизни» деоккупированные регионы?
Это сокращенная и отредактированная для ясности версия интервью.
О назначении вместо Кирилла Тимошенко
Увольнение Кирилла Тимошенко с должности заместителя ОП казалось довольно неожиданным решением. Возглавляя Киевскую ОГА, вы работали с ним в тесном взаимодействии. Как можете оценить работу предшественника?
Кирилл Тимошенко был моим руководителем, и не очень нравственно сейчас обсуждать его работу. Я считаю его профессиональным человеком. У меня нет к нему никаких профессиональных вопросов.
Назначение было неожиданным. Сейчас государственная служба похожа на военную – назначения не обсуждаются. Понял, что для меня это новый вызов и новые профессиональные задачи, потому согласился.
Кто вам предложил перейти из Киевской ОГА в Офис?
Глава ОП Андрей Ермак. Отдельно была встреча с президентом Владимиром Зеленским.
Какие ключевые задачи они озвучили?
Налаживание связей с регионами. Особое внимание – на деоккупированных или прифронтовых регионах. Приоритет – безопасность людей. Следует сосредотачиваться на строительстве фортификационных сооружений, укрытий. Это уже полноценный элемент их жизнедеятельности.
Как распределен процесс восстановления между ОП и Кабмином? Кто и за какие направления отвечает?
Со стороны Кабмина активное участие в процессе восстановления и возрождения страны принимает вице-премьер-министр по восстановлению и глава министерства по развитию – Александр Кубраков. На Кабмине и министерстве лежит функция привлечения средств. Также Министерство развития имеет функции внедрения региональной политики. Агентство по восстановлению – это реализация практических проектов восстановления.
ОП отвечает за координацию областных военных администраций по Минразвитию и почти со всеми 20 министерствами, а также с Верховной Радой. Роль ОП – это понимание ситуации на местах и донесение позиции руководителей областных военных администраций в отношении тех или иных проектов. Вместе с Минразвития, Агентством восстановления разрабатываем общую стратегию восстановления.
Восстановление деоккупированных регионов
Вместе с президентом вы были в командировке по регионам. В частности, на Донбассе и Херсонщине. Какова цель этих визитов?
Президент посетил самые горячие точки и регионы. Цель – определение проблемных вопросов, которые должно проработать правительство, ОП и другие госструктуры. Главные задачи – оборона региона, помощь людям, оказавшимся в затруднительном положении, и обеспечение первоочередных социальных потребностей.
Во всех регионах речь идет о стабилизации ситуации в энергетическом секторе, поскольку масштабы разрушений критической инфраструктуры намного больше, чем в центре или на западе. Другой важный вопрос – подготовка к посевной, которая должна пройти в больших масштабах, чем в прошлом году.
Какова стратегия Офиса президента по восстановлению деоккупированных регионов? Что в первую очередь нужно сделать?
Все деоккупированные территории должны отвечать определенным критериям – разминирование населенных пунктов и восстановление сетей (газоснабжение, водоотвод, электросети). Также возобновление местного самоуправления на всех уровнях и каждом населенном пункте. Например, если деоккупирована деревня, то важно, чтобы на месте был сельский глава.
Далее – идет сбор информации и документирование обо всех разрушениях, которые понесла община. Проводится описание каждого объекта, независимо от того это частный дом или школа или административное здание. Это делают местные власти вместе с областной военной администрацией и Минразвития.
Формируется пул построек, инфраструктуры, которые можно восстановить быстро.
Если говорить о более масштабном восстановлении, то иногда мы говорим о перепланировке территорий, потому что город или село может быть разрушено до основания, и его нужно будет восстанавливать заново. Это задача со стороны Минразвития, областных военных администраций и властей на местах.
Год назад была деоккупирована Киевщина. Вы руководили процессом восстановления территории в статусе главы ОГА. Что было реализовано?
Начались первые работы по восстановлению через два дня после деоккупации региона – 4 апреля 2022 года. Прошли весь процесс разминирования населенных пунктов, занявший почти два месяца.
Далее – восстановление электро-, газо- и водоснабжения. Особенно тяжелой была ситуация с газоснабжением – почти на всех сетях были довольно мелкие повреждения от пуль и снарядов. Все эти работы были сделаны к августу 2022 года, электроснабжение быстрее – к маю 2022 года.
Затем ввели электронный реестр разрушенных объектов, в который вошли более 27 000 поврежденных или разрушенных объектов (школы, садики, предприятия, многоэтажные и частные дома).
На январь 2023 г. в Киевской области восстановлено около 10 200 объектов.
Это восстановление на средства государственного, областного и местного бюджетов. Общий бюджет восстановления объектов – 1,6 млрд грн. Также благодаря помощи международных партнеров. Кроме того, часть жилья люди восстановили самостоятельно за свой счет.
Деоккупированные регионы будут отстраиваться по схожему сценарию?
По логике процессов – да. По темпам – нет. К примеру, Херсонщина, Донбасс, Запорожье находятся под постоянными обстрелами, и перечень поврежденных объектов только растет. Здесь у нас задача оперативно восстанавливать повреждения после обстрелов.
Что касается финансирования, то схема (финансирование из государственного, областного и местного бюджетов) пока такая же, но Министерство развития ведет переговоры с международными партнерами, чтобы расширить их поддержку.
Как охотно люди и бизнес сейчас возвращаются на деоккупированные территории?
Во время поездки по регионам мы видели и слышали от местных властей, что люди, несмотря на войну, возвращаются в деоккупированные города и поселки. Потому наш приоритет – сделать для них подходящие условия для жизни.
Что касается бизнеса, здесь зависит от региона. К примеру, в Сумской области видим возвращение бизнес-активности, в Херсонской с этим сложнее. На Херсонщине с 24 февраля 2022 года работу прекратили более 8000 предприятий, из них возобновили деятельность только 355.
На Сумщине существуют определенные программы для малого и среднего бизнеса – городские и областные власти кредитуют предприятия, которые подверглись определенным разрушениям, но готовы возобновить работу. Кредит – до 100 000 грн из областного и местного бюджетов. Подобные программы есть и в других регионах. К примеру, в западных областях таким образом помогают релокированным предприятиям.
Чтобы возвращать людей и бизнес, нужно провести разминирование территорий. Как сейчас идет этот процесс и что уже делает государство в этом направлении?
Есть разные категории загрязненных территорий. К примеру, в Киевской области еще не разминировано 4000 кв. км. Это небольшой процент от территории области
Но если сравнивать это с европейскими реалиями, то это больше площади Люксембурга. Преимущественно заминированные территории в Киевской области – это леса.
В первую очередь нужно разминировать населенные пункты, сети, сельскохозяйственные земли. В этом вопросе есть поддержка со стороны международных партнеров, предоставляющих оборудование. В процесс разминирования вовлечено около 1000 бригад, ежедневно разминирующих десятки тысяч гектаров.
Но есть, например, заминированные акватории, прифронтовые территории, разминирование которых зависит от ситуации на фронте.
Ранее в ОП говорили, что при восстановлении территорий нужно будет построить десятки тысяч квартир. Эта оценка еще актуальна?
Сначала нужно понять, сколько людей вернулось в регионы. Сейчас в «Дії» зарегистрировано более 300 000 обращений по поводу потерянного или разрушенного имущества. Минразвития уже работает над программой восстановления жилья. Первоочередно – это здания, которые частично разрушены и которые можно быстро восстановить.
В 2022 году ОП и Кабмин заявляли о том, что восстановлением областей будут заниматься некоторые страны. К примеру, Одессой – Греция, Николаевом – Дания, Харьковом – Австрия и США. Сохраняется ли эта концепция?
Концепция есть, мы над ней работаем. Речь идет не только об восстановлении, но и о гуманитарной составляющей. В ближайшие недели мы расскажем конкретнее по поводу этой программы. Теперь завершаем над ней работу.
Ротации во главе ряда областей
До начала полномасштабной войны в стране активно шел процесс децентрализации власти. Полномасштабное вторжение эту ситуацию изменило. Как сейчас устроена работа на местах?
Децентрализация была эффективна до начала полномасштабного вторжения и показала свою эффективность даже во время войны. В настоящее время на местах нет существенных ограничений, у органов местного самоуправления есть независимость в принятии решений.
В начале марта во Львове прошел Конгресс местных и региональных властей. (Справка: на конгрессе присутствовали – президент Владимир Зеленский, глава ОП Андрей Ермак, заместитель главы ОП Алексей Кулеба, премьер-министр Денис Шмыгаль, секретарь СНБО Алексей Данилов, министры, нардепы и главы ОГА и главы территориальных общин).
Это индикатор того, что, несмотря на войну, центральные органы власти находятся в прямом диалоге с регионами. Мы собирали обратную связь как от руководителей крупных городов, так и от небольших территориальных общин, и все отметили, что такой прямой диалог помогает координировать усилия и определять проблемы.
С начала года должности покинули руководители восьми ОГА. С чем связаны кадровые ротации?
У каждого из этих увольнений есть свои причины. Одесская ОГА (Максим Марченко) – плановая ротация, которая предусматривает назначение вместо военного руководителя, имеющего отношение к правоохранительным органам. Это предназначение мы увидим в скором времени. Одесский регион экономически важен для страны, особенно с точки зрения портовой отрасли, и в этом направлении следует работать.
Руководитель Луганской ОГА – плановая ротация, Сергей Гайдай получил новое назначение. О нем тоже объявят со временем. Председатель Хмельницкой ОГА (Сергей Гамалий) – уходит с должности по собственному желанию по определенным семейным обстоятельствам.
Мне трудно оценить работу глав Днепропетровской, Запорожской, Сумской и Херсонской ОГА, потому что я сам на тот момент возглавлял Киевскую ОГА.
Но могу сказать о логике новых назначений. Главный критерий – люди, имеющие воинские звания, или представители правоохранительных органов, которые могут быстро координировать работу гражданского и силового блоков.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.