Что сын пятого богатейшего человека мира, Говард Баффетт, делает в Украине во время войны.
Новый номер журнала Forbes
Этот материал из последнего номера Forbes. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: 50 крупнейших экспортеров страны, восемь подробных кейсов удачной экспансии, год войны Зеленского, приключения Баффетта в Украине, реанимация бизнеса Rozetka и все о ИИ-лихорадке.
Белая Toyota Land Cruiser хаотично ездит по территории Чернобаевского военного аэродрома. Авто часто останавливается у обугленных остатков танков, вертолетов, ракет, оттуда выходит тучный мужчина с большим фотоаппаратом, делает несколько кадров, и машина едет дальше.
За передвижениями внимательно наблюдают полтора десятка военных и гражданских. Чувствуется напряжение: россияне регулярно обстреливают эту зону. В этот день Херсонскую область россияне обстреляли 19 раз.
Через 15 минут мужчина снял все, что хотел, делегация быстро садится в пять джипов и на большой скорости отправляется в Херсон. По дороге кортеж еще несколько раз останавливается, чтобы мужчина мог отснять разрушения.
«Фотографа» зовут Говард Баффетт, 68, он – средний сын самого успешного инвестора мира и владельца состояния в $107 млрд Уоррена Баффетта.
В январе 2023 года Говард приехал в Украину не только для того, чтобы снимать последствия вторжения для своей фотокниги. Баффетт в Украине уже в пятый раз с начала войны, и, похоже, он крупнейший частный донор Украины: с начала войны его фонд The Howard G. Buffett Foundation оказал помощь украинцам более чем на $196 млн.
Как устроена «машина» помощи Говарда Баффетта в Украине?
Говард родился в 1954 году. Когда он был юношей, его отец уже стал очень успешным инвестором. Дети об этом и не подозревали. Говард, смеясь, вспоминает историю, как его старшая сестра рассказывала в школе, что отец работает в охране. Тогда Баффетт-старший называл себя security analyst и дочь запомнила только первое слово.
Говард сменил три колледжа, но ни один не закончил. Работал упаковщиком, экскаваторщиком, обрабатывал кукурузные поля. В 31 Говард решил, что хочет заниматься фермерством. Баффетт-старший поддержал сына, купил ему участок на 162 га севернее Омахи за $280 000 и сдал сыну в аренду за $14 000 плюс процент от валового дохода фермы. Интересно, от чего зависел процент: 22%, если вес Говарда не превышал 82 кг, или 26%, если он весил больше. Говард с улыбкой признает, что сделка оказалась выгодной для отца.
За годы ферма Баффетта выросла в пять раз, но это небольшой бизнес – доход примерно в $1 млн. С 1999 года, когда отец выделил каждому из детей по $26 млн на основание благотворительных фондов, филантропия занимает большую часть жизни Говарда. Деятельность фондов расширилась после того, как в 2006 году Уоррен Баффетт направил 85% своего состояния на благотворительность.
Семья филантропов
В 1999 году Уоррен Баффетт, CEO Berkshire Hathaway, предоставил каждому из своих детей по $26 млн на создание фондов.
Сьюзен Баффетт, 69. Основала The Sherwood Foundation, который занимается проблемами образования и борьбой с бедностью.
Говард Баффетт, 68. Основал The Howard G. Buffett Foundation. Инвестирует в глобальную продовольственную безопасность и смягчение конфликтов.
Питер Баффетт, 64. Сопрезидент NoVo Foundation, защищающий права женщин.
The Howard G. Buffett Foundation сразу выбрал миссию – улучшение уровня и качества жизни наиболее обедневших и маргинализированных слоев населения мира. В фокусе три сферы: продовольственная безопасность, смягчение конфликтов и общественная безопасность. К 2022 году фонд оказал помощь на $2,14 млрд. Говард, погруженный в работу фонда, почти всегда ездит в те регионы, куда планирует инвестировать фонд. Рассказывает, что не смог бы сосчитать, сколько раз его задерживали и угрожали оружием.
«Когда началась война в Украине, я понял, что должен быть здесь, – говорит Баффетт. – Если бы я не приехал, тогда непонятно, зачем я создавал свой фонд». Впервые Баффетт приехал в Украину в апреле 2022 года.
Сейчас, в январе 2023-го, он уже в пятый раз в Украине. Во время недельного визита побывал в Харькове, Сумах, Херсоне, Угледаре, Славянске, Бахмуте и других городах. По результатам поездки Баффетт хочет издать фотоальбом. «Когда я рассказываю друзьям, что видел своими глазами, они по-другому воспринимают войну в Украине», – объясняет Говард.
Фотопроект – не основное. Баффет провел десятки встреч. Личное присутствие и общение с людьми важно, чтобы эффективно помогать. А Украине нужна помощь сейчас, а не когда закончится война.
Украина – приоритет Баффетта не только на словах. В 2022 году его фонд потратил на проекты по всему миру $307 млн, из которых более $148 млн – в Украине. «В этом году помощь будет больше», – уверяет филантроп. В 2023 году он уже помог Украине на $48 млн и еще $250 млн планирует потратить до конца года.
Украинские волонтеры, чиновники и политики хорошо знают о глубоких карманах Баффетта. Его общение с украинцами похоже на бесконечный питч проектов. Например, в пункте несокрушимости в Херсоне его окружили представители местной военной администрации и эмоционально рассказывали ему, что региону прямо сейчас нужны системы орошения и снаряжения для разминирования. Баффетт вежливо попросил предоставить обоснованные расчеты и конкретный список необходимого.
Видно было, что военные не готовы к более предметной презентации. Баффетт пообещал вернуться к разговору в следующий визит.
Если просто перечислить проекты, на которые выделил деньги Баффетт, то кажется, что это рандомный набор: расследователи, еда пострадавшим, восстановление зданий полиции, строительство жилмассива и школьных кухонь, закупка семян и техники аграриям, программы обучения саперов и журналистов, протезирование ветеранов и т. д. Но это ложное впечатление, почти за каждым проектом стоит своя философия и стремление к синергии и максимальной отдаче ресурсов.
«Портфель» помощи
Баффетт не в первый раз видит войну и кровавые конфликты, он знает, как трудно собирать подтверждения военных преступлений, когда пройдет время. «Первое, что мы сделали, – это наняли юридическую общественную организацию Project Expedite Justice, которая приехала в Украину фиксировать военные преступления», – рассказывает Баффетт. С апреля проект собирал доказательства преступлений, связанных с сельским хозяйством. «Они уже подали первый кейс Управлению по контролю за иностранными активами США, чтобы наложить санкции на россиянина, причастного к преступлениям», – рассказывает Баффетт.
Во время первого визита в Украину Баффетт и команда его фонда пытались выяснить, какие потребности наиболее актуальны. Фонд Баффетта профинансировал около 30 млн обедов для гражданского населения в прифронтовых регионах. Деньги получали такие благотворительные организации, как World Central Kitchen, GEM, World Food Program. Актуальность и скорость остаются в арсенале фонда и сейчас. «Вечером, когда украинские военные освободили Херсон (11 ноября. – Forbes), я получил сообщения от WFP, которые попросили $10 млн, чтобы в течение трех месяцев кормить 100 000 человек. В понедельник средства были на счету», – вспоминает Баффетт.
С октября, когда россияне начали разрушать энергетическую инфраструктуру, фонд закупил и привез в Украину более 2400 генераторов большой мощности 100–800 кВт стоимостью $22 млн. «Некоторые еще в пути». – отмечает филантроп.
В карьере Баффетта есть неожиданный эпизод: в 2014-м он стал заместителем шерифа округа Мэйкон, что в трех часах езды от Чикаго. За восемь лет это помогло украинским полицейским. «Весной Говард приехал к нам в отделение с неформальным визитом, – вспоминает Ирина Прянишникова, представитель полиции Киевщины. – Мы не думали, что эта встреча приведет к сотрудничеству такого масштаба».
По ее словам, американец интересовался, какая помощь нужна полицейским в наиболее пострадавших городах Киевщины, и проявил себя очень осведомленным в нюансах работы правоохранителей. Результат: восстановление полицейского участка и кинологического центра в Бородянке, две новые ДНК-лаборатории, теплая форма и снаряжение для полицейских и 10 служебных собак из Нидерландов. «Он верит, что полицейские обеспечивают правопорядок и без них не будет гармонии в обществе», – говорит Прянишникова.
Украинским фермерам тоже повезло, что Баффетт – их коллега. В марте к нему обратились спецпредставитель Украины по продовольственной безопасности Александр Василенко и нардеп Дмитрий Соломчук с проектом помощи небольшим фермерам. «В тот же день Баффетт согласился сотрудничать», – рассказывал в интервью Всеукраинскому конгрессу фермеров Соломчук. Через две недели в Украину поехали первые тракторы.
В общей сложности фонд закупил для аграриев: 50 комбайнов, 55 тракторов и 60 сеялок. Баффетт хорошо понимает, какая выгода с этой техники. «Это помогло вырастить и собрать урожай почти в 30 000 га в 2022 году», – подсчитывает филантроп. Часть техники Баффетт протестовал собственноручно, с азартом показывает фотографии, где он находится за рулем трактора New Holland в полях Ровенщины.
Помощь фермерам выросла в долгосрочный проект «Жнива перемоги», к которому присоединилось Министерство аграрной политики и продовольствия. Фонд будет финансировать необходимые аграриям ресурсы. В 2022 году фонд передал около 73 т семян овощей.
Целевая аудитория – это малые фермеры с земельным банком 200–500 га.
Желание помочь аграриям подняло другую проблему: чтобы посеять или собрать урожай, нужно разминировать поля. Демайнинг – крупный и долгосрочный проект фонда. У команды Баффетта в этом немалая экспертиза. Они с 2016 года финансируют программы разминирования в Колумбии. Только в 2021-м выделили $22 млн. В теме разминирования американцы сотрудничают с ГСЧС. Фонд уже приобрел оборудование для саперов на $23 млн, восемь машин разминирования, нанял иностранных тренеров, обучающих украинских специалистов. «К сожалению, это тема на годы, и мы будем ее поддерживать», – говорит Баффетт.
«Она удивительная»
В апреле Баффетт познакомился с первой леди Еленой Зеленской. Он проникся реформой школьного питания, идеологом которой является первая леди. Фонд Баффетта профинансировал строительство фабрики-кухни в Буче, которая сможет готовить 10 000 порций еды в день и обеспечивать более 30 школ в Киевской области. Если этот пилот будет успешным, то подобные кухни организуют в других пострадавших областях. «Первая леди удивительная, стремится что-то строить, менять, не дожидаясь завершения войны, – восторженно говорит Баффетт. – Ее идеи реформы школьного питания лучше моих».
Филантроп и Зеленская сотрудничают еще в одном проекте – строительстве центра протезирования и реабилитации Superhumans. На этом проекте хорошо видно, как устроена работа фонда Баффетта. Сначала филантроп пообещал проинвестировать $1 млн, но когда понял и поверил в проект, то увеличил сумму до $15,3 млн. Между знакомством с соучредителями Superhumans, бизнесменом Андреем Ставницером и менеджером благотворительных проектов Ольгой Рудневой и выделением первых средств прошел месяц.
«За это время команда фонда разобрала проект на молекулы ДНК», – говорит Руднева. Они спрашивали все – от исследований, на которых базируется лечение, финансовой модели проекта до детального плана развития на пять лет при разных сценариях событий в Украине. «Есть Говард – открытый, эмоциональный и эмпатичный, и есть команда фонда, которая верифицирует идеи и выбирает те, которые точно будут реализованы и дадут максимальную отдачу», – отмечает Руднева.
У фонда бизнес-подход. Команда следит за ходом строительства, утверждает каждый платеж, помогает в поиске врачей, быстро реагирует на форс-мажорные изменения. К примеру, присылает генераторы. «Иногда кажется, что мы одна команда», – говорит Руднева. Они контролируют процесс без давления, добавляет Ставницер. «Это как старший друг приходит посмотреть, как обстоят дела», – говорит он.
Лично Баффетт тоже погружен в операционку и каждый день на связи. «До сих пор мы думали, что мы эффективные менеджеры, пока не встретили Говарда, – отмечает Ставницер. – Он всегда отвечает на сообщение в течение 5–15 минут. И это всегда ответ по делу, а не отписка». Он по-настоящему влюблен в Украину и хочет помочь, добавляет Ставницер.
«Мы здесь надолго»
В отличие от большинства инвесторов и благотворителей, Говард уверен, что строить новую Украину нужно начинать сейчас, а не ждать завершения войны. «Следует вкладываться в то, чтобы во время войны люди жили максимально нормальной жизнью», – говорит Баффетт.
Этому филантропа научила работа в Афганистане, где всегда беспокойно и «некогда». «Он верит, что любое улучшение – это надежда на победу. Если люди видят новое строительство, то понимают: можно оставаться, следует поддерживать государство», – передает слова Баффетта Прянишникова из Нацполиции.
«Мой фонд будет находиться здесь еще долго и продолжит помогать Украине после победы», – говорит Баффетт. Серьезность намерений подтверждает регистрация фондом украинского юрлица The Ukraine Foundation. Управлять украинским центром Баффетт призвал менеджеров, которые уже доказали свою эффективность в World Central Kitchen – экс-СЕО WCK Нейта Мука и экс-руководительницу украинского подразделения Юлию Стефанюк.
Репортер Forbes провел полдня с Говардом, интервью заканчивается ужином в николаевском ресторане. Найти соответствующее заведение было непросто, Говард наотрез отказывался ужинать чем-нибудь, кроме бургера с картофелем фри. «Я очень американский американец», – говорит, смеясь, Баффетт. Затем снимает очки и устало трет глаза. «Это было долгое путешествие. Я устал, – признается филантроп. – Уже хочу домой, скучаю по жене и своим собакам».
Через несколько минут кто-то звонит по телефону Юлии Стефанюк. После короткого разговора она говорит, что пострадавший в результате войны николаевский фермер готов сейчас встретить на своей ферме и рассказать о насущных нуждах. Баффетт стремительно приподнимается и командует: Letʼs go!
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.