30 лет украинского бизнеса. Какими мы были, как стали теми, кто мы есть, — Forbes рассказывает о том, как из руин советского строя прорастали инициатива, изобретательность, деловая хватка украинских предпринимателей. Один год — одна история, один урок. 2012 год
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
При Януковиче у сети по продаже техники и электроники «Фокстрот» начались проблемы. Госпотребинспекция, проверив магазины сети в Одесской области, обнаружила, что продукция, которую продает «Фокстрот», не маркирована обязательным «Национальным знаком соответствия». А значит, может угрожать здоровью и безопасности украинцев. «Защита прав потребителей» оштрафовала компанию почти на полмиллиона гривен.
Забота о здоровье граждан была лишь ширмой. Владельцев компании Валерия Маковецкого и Геннадия Выходцева всячески подталкивали к тому, чтобы «договориться». Маковецкий рассказывает, что ему предлагали отдать половину компании. Кто предлагал, он и сейчас предпочитает не говорить, ограничиваясь словом «донецкие». «Фокстрот» был лакомым куском,– рассказывает Маковецкий. – Обороты были большими даже по европейским меркам». За 2011‑й финансовый год, который завершился 31 марта 2012‑го, выручка «Фокстрота» составила $903 млн.
Помимо Госпотребинспекции бизнес «кошмарили» налоговая, АМКУ, прокуратура, СБУ, МВД. Обыскивали сеть «Антошка», склад Rozetka, предприятия «Стальканат Силур», Global Spirits, инвесткомпанию «Феникс‑капитал». Основатель Rozetka Владислав Чечеткин вспоминал, что фискалы заставляли его оплачивать размещение в СМИ текстов о недоплате налогов его интернет‑магазином.
«Было реально страшно, пресс был серьезный»,– рассказывает основатель производителя охранных систем Ajax Александр Конотопский, который тогда занимался импортом электроники из Китая.
«Самое неприятное – ощущение, что методы 1990‑х никуда не делись», – вспоминает основатель компании «Спецтехоснастка» Владимир Лемперт. Однажды к нему пришел налоговик и потребовал долю в компании. «Я не собирался никому уступать свой бизнес, поэтому начал искать способы решить вопрос, – рассказывает Лемперт. – Помогли знакомые из СБУ». Владельцы «Фокстрота» тоже сумели отбиться. Маковецкий думает, благодаря тому, что ни Януковичу, ни другим президентам не удалось выстроить жесткую вертикаль и можно играть на противоречиях внутри бюрократии. «Средний подчиненный не подчиняется старшему»,– поясняет он.
Отдельная история – так называемая программа по сбору теневых налогов с бизнеса, организованная фискальными органами. Главным налоговиком был тогда друг сына президента, Александра Януковича, Александр Клименко, известный в узких кругах под прозвищем Бультерьер. Адреса обнальных контор вручали в налоговой чуть ли не насильно. «Там говорили: «А ты что, не знаешь, что тебе деньги надо обналичивать? На тебе адрес и иди обналичивай», – рассказывает Конотопский.
Страх сгущался несколько лет, а испарился в один день. Переломной точкой стало избиение студентов на Майдане 30 ноября 2013 года. «Стало ясно, что мириться с этим нельзя, иначе страна покатится под откос и ни о какой демократии уже не будет речи»,– говорит Лемперт.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.