Мир на кончиках пальцев. Карантинные ограничения заставили традиционный ритейл идти в интернет. /Shutterstock
Категория
30 лет украинского бизнеса
Дата

2020 год. Принудительная диджитализация | История украинского бизнеса

1 хв читання

Мир на кончиках пальцев. Карантинные ограничения заставили традиционный ритейл идти в интернет. Фото Shutterstock

30 лет украинского бизнеса. Какими мы были, как стали теми, кто мы есть, — Forbes рассказывает о том, как из руин советского строя прорастали инициатива, изобретательность, деловая хватка украинских предпринимателей. Один год — одна история, один урок. 2020 год

Весной 2020 года крупнейший ритейлер страны АТБ за восемь дней открыл интернет‑магазин (пусть и с ограниченным функционалом), хотя в среднесрочной перспективе делать этого не собирался. Эпидемия COVID‑19 подкорректировала планы не только АТБ. «Сільпо» за несколько недель запустил интернет‑магазин и доставку, VARUS и EVA внедрили новую услугу click & collet, ARBER, Intertop, «Эпицентр» открыли для расширения ассортимента маркетплейсы.

До пандемии ожидали, что в 2020‑м украинский e‑commerce вырастет на 15%. В реальности он взлетел на 41%, подсчитали в EVO. В некоторых категориях рост онлайн‑продаж доходил до 80%, отмечает СЕО B2B‑платформы для онлайн‑магазинов Максим Беляк.

«Мы никогда так быстро не работали», – говорит маркетинг‑директор сети «Алло» Артур Матковский. В ковид его компания дополнила привычный ассортимент – электронику и смартфоны – бытовой техникой.

Темп перемен оказался небывалым не только у тех, кто работал исключительно офлайн, но и у более прокачанных ритейлеров. Intertop Ukraine развивал омниканальные продажи и свой интернет‑магазин с 2014 года. Но 85% продаж приносили физические магазины. «Хрясь об стену – и ничего не работает», – говорит СЕО компании Сергей Бадритдинов о забитых товарами магазинах, закрывшихся на карантин.

В Intertop думали неделю. Главной антикризисной мерой стал запуск маркетплейса, чтобы расширить ассортимент. Первыми торговцами на нем стали существующие поставщики – за несколько месяцев Intertop подключил к маркетплейсу 200 партнеров. Поменялись бизнес‑процессы и для офлайн‑магазинов: благодаря системе SAP компания видит, что происходит в каждой точке и каждой категории и может оперативно дозаказывать товар или перемещать его. Раньше эта информация приходила с задержкой в день‑два. «Все работает быстро, у нас нет транзакционных расходов, это миллионы долларов экономического эффекта», – говорит Бадритдинов. Онлайн‑продажи Intertop в 2020‑м выросли на 75%.

В «Алло» после объявления локдауна антикризисный штаб, в который входило 10–12 человек, заседал еженедельно. Ярче всего Матковскому запомнилось совещание, на котором решили вдвое срезать зарплату руководству.

Эпидемия ускорила диджитализацию лет на пять, полагает СЕО маркетплейса «Эпицентра» Артем Шевченко. «Все инструменты появились задолго до ковида, но изменилось поведение, – говорит он. – Раньше потребители не доверяли онлайну, но в определенный момент у них не осталось выбора и сформировалась привычка». По словам Шевченко, карантины подтолкнули к покупкам в интернете не только молодежь, но и представителей старшего поколения. До 2026‑го e‑commerce в Украине будет ежегодно расти на 15–20%, прогнозирует Шевченко. 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд