30 лет украинского бизнеса. Какими мы были, как стали теми, кто мы есть, — Forbes рассказывает о том, как из руин советского строя прорастали инициатива, изобретательность, деловая хватка украинских предпринимателей. Один год — одна история, один урок. 2018 год
«Большая тройка» украинских мобильных операторов – «Киевстар», Vodafone и lifecell – потратила в один день 5,4 млрд грн. «Это был самый крутой шопинг в моей жизни», – смеется CEO Vodafone Ольга Устинова. Но тогда было не до шуток. «Джентльменами мы быть не собирались», – вспоминает экс-президент «Киевстара» Петр Чернышов.
6 марта 2018 года государство выставило на аукцион частоты в диапазоне 1800 МГц – на них операторы могли полноценно развернуть 4G-покрытие и обеспечить пользователей скоростью до 40–50 Мбит в секунду против 2–5 Мбит/с на 3G-технологии. Вспомогательные частоты на 2600 МГц купили двумя месяцами ранее без особого ажиотажа. На старте они не требовались, но так настоял регулятор – иначе был риск, что эту часть диапазона вообще не купят, объясняет Чернышов.
«Настрой был боевой», – говорит Устинова. В столичных офисах трансляцию из Государственного центра радиочастот смотрели менеджеры, в зарубежных – акционеры. На кону было шесть лотов. Три из них операторы гарантированно делили за фиксированную сумму, за остальные готовились сражаться.
Vodafone хотел взять один лот любой ценой, два – если хватит денег. Два лота нужны были и «Киевстару». Купить все три запрещало соглашение с регулятором. Откуда такой накал? Годами запуск 4G был заморожен, а связь 3G появилась лишь в 2015-м. Пока мир пользовался новым стандартом, в Украине операторы бодались за частоты – основной ресурс в телекоме.
В начале 2010-х «Киевстар» поглотил двух конкурентов – Beeline и «Голден Телеком», получив их частоты на 1800 МГц и 900 МГц. Так у крупнейшего оператора оказалось больше половины спектра. Vodafone и lifecell осталось 45% на двоих, чего для полноценного 4G не хватало.
Чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки, требовался рефарминг – перераспределение частот, а также новое лицензирование. С первым пунктом операторы могли разобраться сами, во втором требовалось вмешательство государства – в Украине не действует принцип «технологической нейтральности», который позволяет на свое усмотрение распоряжаться радиочастотным спектром. Больше всего жертвовать нужно было «Киевстару» – как крупнейшему держателю частот. Убеждать акционера – компанию Veon, которую контролирует инвесткомпания LetterOne Михаила Фридмана и Германа Хана, – пришлось полтора года, вспоминает Чернышов.
Перед аукционом Vodafone установил «потолок» на уровне 800 млн грн за лот, но рассчитывал уложиться в значительно меньшую сумму. У «Киевстара» денег было больше – до 1,3 млрд грн за лот. Топ-менеджмент Veon разрешил поднимать ставку до 2 млрд грн, рассказывает Чернышов.
Планы конкурентов спутал lifecell. На все предложения повысить цену третий оператор со скромными 7,7 млн пользователей говорил «нет». Гарантированного лота и частот на 2600 МГц ему оказалось достаточно. «Мы получили наибольшее количество спектра в пересчете на одного абонента», – говорит CEO lifecell Исмет Языджи. Сэкономленные деньги выгоднее было потратить на развитие сети.
«Если бы мы знали, что lifecell не будет играть, потратили бы другие деньги», – признает Устинова. По расчетам «Киевстара», lifecell должен был продержаться как минимум до удвоения стартовых цен.
Другим сюрпризом стало участие пятого президента Украины. Участников предупреждали, что Порошенко приедет либо открыть, либо закрыть торги. Но никто не ожидал, что президент появится в разгар аукциона. «Я был в таком нервном состоянии, что вообще не помню, о чем он говорил, – вспоминает Чернышов. – Мы настраивались на следующий этап торгов».
Два лота к тому моменту были уже куплены. Один достался «Киевстару» за 612 млн грн, второй за 742 млн купил Vodafone. За третий началась жестокая борьба, цена со стартовых 271,6 млн грн подскочила до 900 млн грн.
Чернышов недоумевал: конкурент должен был остановиться на гораздо меньшей сумме. «Потом сказал: к черту, идем до нашей максимальной цены, деньги у нас есть», – вспоминает он.
Команда Vodafone повышать ставку до миллиарда не решилась. «Можно было услышать в ответ «забирайте» и остаться без денег на настройку самого железа», – говорит Устинова. Лот достался «Киевстару».
Покрытие 4G начало запускаться в Украине в том же месяце. К 2021 году «тройка» инвестировала в скоростной интернет уже 86 млрд грн. Строительство сетей продолжается до сих пор, а на горизонте – новые покупки. Кабмин планирует провести тендер на частоты для 5G в декабре 2021 года, а разворачивать сети начнут с 2022-го. Операторы не в восторге от этой идеи: прежде чем доставать очередные миллиарды из кармана, они хотят окупить предыдущие траты, покрыв всю Украину связью четвертого поколения.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.