Предприниматель Игорь Лебедик превратил советский завод по производству алмазного инструмента в современное предприятие, продающее продукцию в 57 странах мира. Автоматизация производства и команда талантливых конструкторов позволили продуктам «Полтавского алмазного инструмента» конкурировать на мировом рынке. Как предприниматель из Полтавы планирует увеличить долю своего бизнеса на мировом рынке алмазного инструмента в размере $16 млрд?
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
«Стартовым капиталом» Игоря Лебедика, 47, была усадьба дедушки в Кировоградской области, которую он получил в наследство в 1996 году. Лебедик выгодно обменял ее на квартиру в Кировограде (сейчас Кропивницкий), разместив объявления в местной газете, где подрабатывал между парами в институте. «Я совершил свое главное соглашение, которое помогло мне выбрать направление бизнеса», – шутит предприниматель.
Квартиру он продал, совершил еще несколько обменов и основал «Городское агентство «Полтавская недвижимость». От обмена квартир бизнес дорос до продажи коммерческой недвижимости с готовыми проектами корпоративным клиентам. Несколько площадок с документами вдоль трасс в Полтавской области у Лебедика купила сеть АЗК WOG.
Бизнес недвижимости свел его с представителями наблюдательного совета «Полтавского алмазного инструмента», еще с советских времен производившего фрезы, диски для шлифования, резки для обработки материалов. Владельцем завода на тот момент была компания NCH Capital (США), часть также имел бизнесмен Василий Хмельницкий. Однажды они предложили Лебедику купить цех на 10 000 кв.м, потому что для них это был непрофильный актив.
Поначалу предприниматель думал построить на этом месте жилой микрорайон. Однако экскурсия по заводу напомнила Лебедику его первую работу – подростком он работал на заводе по изготовлению печатных машинок «Друк Маш». «Для меня производство было как недостижимая мечта», – вспоминает предприниматель.
После изучения рынка Лебедик решил, что мечта вполне достижима, и в 2017 году выкупил завод полностью. Сумму сделки он не называет, но подчеркивает, что при его управлении завод начал выпускать новые инновационные продукты и зарабатывать втрое больше.
Когда Лебедик стал владельцем, завод выпускал устаревший ассортимент инструментов для советских станков. «Я понимал, что это может занять максимум пять лет, а дальше что?», – рассказывает предприниматель. Чтобы ответить на этот вопрос, Лебедик изучил литературу по изготовлению инструмента и пригласил на консультацию технологов из Израиля, Германии, Австрии и США. Вывод очевиден: нужны инновации.
По его словам, в осовременивание оборудования он вложил $4 млн. Советские станки сменил на новейшие с числовым программным управлением (ЧПУ). В команду подобрал конструкторов и технологов со всей страны, способных изучать требования клиентов и разрабатывать новые технологические продукты.
Лебедику удалось даже вернуть технолога родом из Полтавы, работавшего на немецком заводе по контракту. «Раньше для того, чтобы сделать деталь, три человека тратили два часа. Сейчас эту деталь делает один человек за 15 минут», – рассказывает об эффективности инноваций Лебедик.
По его словам, «Полтавский алмазный инструмент» ежегодно производит около 500 000 единиц продукции: шлифовальные круги, алмазный инструмент для строительства и обработки камня, инструменты для авиа и автостроительства, деревообрабатывающей промышленности, производства металлорезательных инструментов.
Как построить экспансию
С 1967 года на базе нынешнего завода Лебедика в Полтаве производили не только инструмент, но и синтезировали алмазы для него. Однако с развитием технологий цена алмаза на мировых рынках упала, и синтез камней в Украине по старым технологиям стал бесперспективным. Лебедик говорит, что покупает сырье для производства по всему миру.
Долю компании на украинском рынке алмазного инструмента Лебедик оценивает более чем в 60%. Предприятие производит инструменты для розничных и корпоративных клиентов. «Эпицентр», «Леруа Мерлен Украина», «Новая линия», строительные офлайн и онлайн магазины – главные каналы реализации инструментов массмаркета для строительства и камнеобработки, где средний чек составляет $80-100. Профессиональный инструмент продают через дистрибьюторов в Украине и в мире, а заказчиков ищут на мировых выставках. Средний чек предприятия в сегменте B2B $3000-5000.
По словам Лебедика, 85% продаж компании приходится на экспорт в Германию, Францию, Корею и Польшу. В мире полтавские инструменты продаются под брендом Poltava Diamond TOOLS (PDTOOLS superabrasive). Особой гордостью предпринимателя является экспорт в Китай. С 2018 года PDTools имеет представительство, которое продает в основном сложный в производстве осевой инструмент для машиностроения. «Только тогда, когда вы начнете делать сложные вещи, на вас будут обращать внимание», – говорит он.
Что позволяет конкурировать на мировом рынке? Продукция «Полтавского алмазного завода» стоит на 40% дешевле аналогичной, произведенной в ЕС.
«Наш инструмент стоит дешевле, а работает дольше. Мы входим на мировой рынок, не только ломая цену», – говорит Игорь Лебедик. Правильный подбор инструмента позволяет покупателю обработать больше деталей, больше заработать и, соответственно, вернуться за покупкой к нам, добавляет он.
Чтобы обеспечить конкурентный уровень цен, усовершенствование производства не останавливается никогда. Главная задача руководителя производства – снизить себестоимость благодаря новым технологиям, модернизации производства и оптимизации техпроцессов, объясняет Лебедик.
Экспортоориентированная стратегия позволила нарастить доход даже в сверхсложный военный год. По данным YouControl, доход «Полтавского алмазного инструмента» в 2022 году вырос на 28%, до 176 млн грн. Для сравнения: доход конкурента – компании «Ди-Стар», также расположенной в Полтаве, снизился почти вдвое – с 571 до 303 млн грн.
Большой потенциал
С началом полномасштабного вторжения рынок алмазного инструмента Украины, который оценивался примерно в 500 млн грн в оптовых ценах, сократился на 50-60%, рассказывает коммерческий директор «Ди-Стар» Геннадий Дебре. Из 2000 активных клиентов из-за войны «Полтавский алмазный инструмент» потерял около 30%. По словам Лебедика, большинство корпоративных заказчиков – промышленных производств были сконцентрированы на востоке страны.
В 2023 году динамика улучшилась. За первое полугодие 2023-го продажи этой категории выросли на 40%, говорит Елена Бойко, руководитель Департамента расходных материалов сети «Эпицентр». Впрочем, украинский рынок не так интересен Лебедику, как мировой. Своими конкурентами он называет английский Norton, израильский Toolgal, австрийский Tyrolit Group, входящий в Swarowski Group.
Лебедик планирует встать на полки американского и европейского ритейла. Но кроме того, что нужно найти $5-10 млн оборотных средств, необходимо развеять страхи потенциальных покупателей, которые не хотят покупать из-за войны в Украине. Однако он убежден, что эти трудности реально преодолеть.
Кроме главного бизнеса, с 2020 года вместе с партнером Виктором Томилиным Лебедик производит вертолеты Tornado-Helicopter-1, 9 из которых уже летают во Франции, Германии, Польше, Южной Корее.
В 2021 году Лебедик решил реализовать еще одну свою мечту – производить машины. Бизнесмен принимал участие в спортивной гонке и имеет лицензию пилота. На его основном заводе есть еще место и оборудование, поэтому он наладил производство вездеходов «Торнадо». Новое предприятие бизнесмен называет «младенцем», потому что ни одного вездехода еще не удалось продать.
Главная цель для «Полтавского алмазного инструмента» – увеличить долю продаж на мировом рынке минимум в 2-3 раза, объем которого по словам предпринимателя в ближайшие 10 лет вырастет с $16 млрд до $26 млрд.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.