Виктор Левит за 20 лет построил в Славянске высокотехнологичный завод по производству керамической плитки Zeus Ceramica, общая сумма инвестиций составляет €45 млн. Почти половину дохода до войны Zeus Ceramica приносил экспорт. Российские ракеты сравняли завод с землей. Несмотря на все, Левит надеется возобновить дело своей жизни
Виктор Левит, 59 – один из первых предпринимателей, бизнес которого пострадал от российской агрессии. В апреле 2014 года завод керамической плитки Zeus Ceramica в Славянске находился буквально на линии огня между блок-постом россиян и подразделением Нацгвардии. «Они постоянно перестреливались и, к сожалению, с обеих сторон попадали по заводу», – вспоминает Левит. Тогда ущерб от разрушенного помещения с оборудованием и выгоревшим складом продукции оценили в €3 млн. Акционеры возобновили производство собственными ресурсами в течение трех месяцев после освобождения Славянска.
Последствия полномасштабного вторжения в 2022-м более драматичны. Первый удар четырех российских ракет в июле 2022 года по Zeus Ceramica повредил здание и окна. Ракеты Х-22, которые прилетели в мае 2023-го почти полностью уничтожили помещения, оборудование и электрические сети завода. Такие разрушения предпринимателям не одолеть своими силами.
До большой войны Zeus Ceramica ежегодно производила 4,5 млн кв.м плитки, 40% которой экспортировалось в Европу и США. В 2021 году выручка компании составила 577 млн грн, а в 2022-м обвалилась до 135 млн грн. Есть ли у предпринимателя план?
От добычи глины до премиум-плитки
Первый бизнес Левита был связан с добычей глины. Запасы огнеупорной глины в Донецкой области оценивают в 444,96 млн тонн, или 75,8% от запасов в Украине. «Мы открыли возможность экспорта белой глины на все керамические производства Европы и Азии», – утверждает он. Предприниматель получил опыт сотрудничества с иностранными инвесторами в компании «Глины Донбасса», совладельцем которой была сначала британская компания Watts Blake Bearn, а позже – бельгийская Sibelco.
«25 лет назад не так много компаний в Украине проходили международный аудит, потому что просто не имели такой возможности», – вспоминает бизнес-консультант Дина Немирович, работавшая тогда аудитором Ernst&Young и проверявшая в 1997 году «Глины Донбасса». Когда увидела, что в Славянске существует успешное прозрачное предприятие, которым руководят украинские менеджеры, то восприняла это как чудо, говорит она.
«Виктор обладает прекрасным бизнесовым пониманием, что нужно инвестировать в развитие, в каких направлениях, что нужно иметь прозрачную компанию и эффективные бизнес-процессы», – отмечает Немирович. Предпринимательское видение привело Левита к тому, что производить конечный продукт с добавленной стоимостью желательно на итальянском оборудовании. Поэтому он пригласил в партнеры итальянца Уильяма Тиоли, основателя Emilceramica. С ним Левит был знаком еще с середины 1990-х. Компания Тиоли покупала у Левита славянскую глину. Emilceramica получила у Zeuc Ceramica долю в 51%.
Первоначальные общие инвестиции его «Украинской керамической группы» и «Emilceramica» в новый завод составили €4 млн, еще €2 млн – кредит от OTP-банка и €14 млн от поставщиков оборудования, говорит Левит. Затем были €9 млн кредита от IFC. Суммарные инвестиции за весь период деятельности – €45 млн.
Новый завод имел широкий ассортиментный ряд – от интерьерной напольной и лестничной плитки до облицовочного керамогранита для фасадов зданий и тротуаров.
В начале компания занимала около 10% украинского рынка, но постепенно снизила долю, нацелившись на средний и высокий ценовой сегмент. Объемы производства не расширялись, чтобы держаться в намеченной ценовой нише, объясняет Левит. Главные конкуренты – украинские «Голден Тайл», «Атем», Cersanit, «ИнтерКерама» и «Эпицентр».
«Я искренне уважаю бизнесы, которые создают добавленную стоимость, поэтому поддерживаю Zeus Ceramica – их плитка продается по всему миру и не то что не уступает, а нередко превышает по качеству иностранные аналоги», – рассказывает соучредитель компании ТИС Андрей Ставницер, через порты которого отгружалась продукция Zeus Ceramica.
К 2014 году половина экспорта компании Левита приходилась на рынок РФ. «С 2015-го мы переориентировали большую часть российского экспорта», – рассказывает предприниматель. Тиоли тогда понимал тяжесть ситуации, однако верил, что им удастся преодолеть трудности. «Если уже зашел в реку, то нужно плыть, иначе какой смысл?», – описывает Левит отношение своего бизнес-партнера к кризису в их совместном бизнесе.
Итальянский партнёр помог с экспансией на внешние рынки. Часть плитки итальянских брендов Marazzi и Emilceramica производилась в Донбассе. Все работники завода проходили обучение на мощностях партнерского предприятия Emilceramica в Италии. «На людей Zeus Ceramica был достаточно высокий спрос на европейском рынке труда. Поэтому уровень наших зарплат должен был соответствовать плюс-минус польскому», – говорит Левит. Более 50 из 280 работников, по его словам, получали от $2000, а ставки других начинались от $600, что выше средней зарплаты в перерабатывающей промышленности региона.
Объем продаж украинских производителей керамических плит, согласно данным Госстата, в течение 2015-2021 годов вырос вдвое – до 8 млрд грн. Рынок оставался достаточно сбалансированным и места на нем хватало всем, говорит совладелец Zeus Ceramica. Среднегодовой оборот компании до полномасштабной войны оценивался в $25-30 млн, 40% из которых обеспечивал экспорт на рынки Европы и Северной Америки.
Планы на возрождение
В 2019-м акционеры надеялись на первые дивиденды, которые до этого не удавалось получить из-за погашения кредитов. Пандемия перечеркнула планы.
В 2021 году чистый доход компании вырос на 49% по сравнению с 2020-м, до 577 млн грн. Учредители надеялись на дальнейший рост в 2022 году и решили инвестировать в новое оборудование €3 млн, но в Украину оно прибыло в марте 2022-го. Завод остановили из-за переустройства еще зимой, и из-за полномасштабной войны он с тех пор так и не запустился.
Продержаться в течение 2022 года и получить 134 млн грн дохода помог урок 2014-го. С началом полномасштабной войны предприниматели перевезли склад готовой продукции и до сих пор ее распродают, объясняет Левит. Средства, по его словам, были направлены на закрытие кредита за приобретенное в 2021 году оборудование и поддержание сотрудников. Часть выручки перечисляется на нужды Вооруженных Сил через проект «Победим, отстроим!».
Запасов на складе остается еще максимум на полтора месяца – со 120 000 кв.м плитки в начале вторжения сейчас осталось 15 000 кв.м.
Часть предприятия удалось релоцировать в Киевскую область, однако его объемы не сравнить с мощностями Zeus Ceramica. Сейчас киевское подразделение производит отдельные виды продукции (керамические ступени, кашпо) из остающихся на складе плит. На релоцированной части завода работает с десяток работников, а всего 45 сотрудников Zeus продолжают получать зарплату, пока предприятие не исчерпало собственные резервы.
Ущерб от последней атаки Левит оценивает в €12-15 млн, однако это еще не окончательные расчеты. В долгосрочной перспективе предприниматель рассчитывает на компенсацию от РФ и готовит судебный иск в Европейский суд по правам человека. В среднесрочной – надеется привлечь гранты или кредиты международных институтов. «Надеюсь, что Виктору удастся привлечь международные банки – EBRD, IFC», – говорит Ставницер.
Сейчас единственная надежда предпринимателя на восстановление – государственный кредит. Для частичного возобновления производства ему необходимы €4 млн.
Предприниматель верит, что сможет возродить производство в Славянске. «Меня больше всего беспокоит, как будет дальше. Если предприятие разрушено и не восстановится, то мы превратимся в Дикое поле, которое здесь раньше было», – поясняет Левит и добавляет, что верит в возрождение производства в Славянске.
Предприниматель планирует начать восстановление завода уже с октября – надеется на отвод линии фронта от Славянска в ближайшее время. Он продолжает активный поиск ресурсов для спасения завода. «У Левита большой опыт сотрудничества с международными финансовыми институтами, – говорит Немирович. – Надеюсь, он сможет восстановиться из пепла, как птица Феникс».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.