Украинские бизнесы объединяются в бизнес-кластеры для решения проблем и развития компаний. Какую пользу получают компании от такого партнерства
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
«Бизнес-кластеры – это об объединении и конкуренции одновременно», – говорит Виктор Оксенюк, соинициатор Think Camp, эксперт по кластерному развитию. В качестве примера называет винный кластер в Калифорнии – Napa Valley, объединяющий 700 виноделен, гостиницы и рестораны. Бизнесы сотрудничают, чтобы турист захотел приехать в Napa Valley. Конкуренция за туриста начинается, когда он пересекает границу, говорит Оксенюк.
Зачем украинским предпринимателям создавать бизнес-кластеры? «Мотивацией может быть решение проблемы, которую самостоятельно невозможно решить, или получение альтернативных продуктов», – говорит Виктор Оксенюк. Ровенский мебельный кластер создавался для выхода на экспорт с украинским продуктом, отмечает он.
Какая другая причина? Бизнес сталкивается с финансовыми ограничениями, говорит соучредитель Ровенского мебельного кластера и компании «Эскада-М» Владимир Патис. Мебельный кластер бесплатно объединяет около 80–90 предприятий, среди которых Kronospan, Hjort Knudsen и Morgan Furniture. «Чтобы производить качественную мебель, нужно оборудование стоимостью от €100 000. В кластере достаточно, чтобы оно было у одного бизнеса», – говорит он.
Что такое бизнес-кластеры
По определению Майкла Портера, кластеры – сконцентрированные в одном регионе и одной отрасли группы компаний, поставщиков или фирм, а также связанные с их деятельностью организации (университеты, агентства, торговые объединения и т.п.). Они конкурируют, но одновременно работают вместе для достижения общих целей.
Киево-Могилянская бизнес-школа объясняет кластеры как эффективный стратегический инструмент для обеспечения конкурентоспособности бизнеса и региона, а также способ преодоления вызовов, которые невозможно решить отдельной организации.
Оставаясь конкурентами, бизнесы сотрудничают между собой, платят членские взносы, за что получают сервисы и услуги, говорит глава правления Украинского кластерного альянса, соучредитель Podillia Fashion Cluster и Международного агротуристического кластера «Днестр 1362» Олег Демчук. Сейчас бизнесы, которые сотрудничают в рамках Podillia Fashion Cluster, уплачивают членский взнос в размере 2000 грн в месяц, а также средства за подготовку грантовой заявки. Работа в рамках кластера «Днестр 1362» не предусматривает взнос, бизнес рассчитывается с кластером только за организацию платных мероприятий. «Когда мы организовываем платную дегустацию, тогда компании делают нам скидку на свою продукцию. Иногда рассчитываются частью продукции», – говорит Демчук.
Юристы кластера «Днестр 1362» предоставляют консультацию по налогообложению, говорит основатель компании по производству мясных сыровяленых деликатесов «Опільські легуміни» Павел Нижник. Кластер помогает с продвижением компании, организуя тематические события. Компания-участник развивается и увеличивает оборот. «В 2019 году оборот был 300 000 грн. Через полгода мы присоединились к кластеру. В 2023-м оборот достиг 5 млн грн. Чистой прибыли получили 2 млн грн», – говорит Нижник.
Иногда для компаний, у которых не хватает оборотных средств, требуется оборудование. С этим тоже помогает кластер, говорит о Podillia Fashion Cluster Демчук. В 2022 году кластер создал грантовую заявку, в результате чего удалось получить пять флетлоков, в которых нуждались компании.
Создание Podillia Fashion Cluster – реакция на кризис, с которым столкнулись компании, говорит Александр Суховирский, соучредитель кластера и компании «Робинзон Тим». В первый месяц полномасштабной войны у «Робинзон Тим», который в то время производил детскую одежду, продажи упали на 90%. Стартовав после кризиса уже в кластере, «Робинзон Тим» вместе с тремя другими производителями получил ткани для пошива товаров и отшил комплектов на сумму 642 000 грн.
Из-за нехватки кадров некоторые производственные процессы украинской мебельной фабрики Kitass остановились. Какое решение было введено? Передали часть производства другой компании, говорит соучредитель фабрики и мебельного бренда Diza Дмитрий Занько. «Как бы парадоксально это ни звучало, война сделала толчок к кластеризации наших предприятий», – говорит он.
При наличии трех специалистов и двух подрядчиков компания Ki-Pro, занимающаяся меблировкой коммерческих проектов, смогла отделать многоквартирный дом. «Работали в кластере», – объясняет совладелец и директор Ki-Pro Геннадий Шелудько. Работая таким образом в период 2021–2023 годов, количество реализованных проектов Ki-Pro выросло втрое как в Украине, так и за рубежом.
Украинские кластеры для малого и среднего бизнеса
- Общественный союз «Ю-Фуд»
г. Умань, Черкасская область
Специализация: продовольствие, пищевые продукты и напитки
- Podillia Fashion Cluster
г. Хмельницкий
Специализация: легкая промышленность
- Ровенский межрегиональный медицинский кластер
г. Ровно
Специализация: образование, здравоохранение и оказание соцпомощи, работа с ветеранами и военными
- Львовский медицинский кластер
г. Львов
Специализация: частная медицина, здравоохранение
- Украинская ассоциация мебельщиков
Вся Украина
Специализация: мебельная промышленность
- Международный агротуристический кластер «Днестр 1362»
Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая, Винницкая, Одесская области, Молдова
Специализация: агротуризм
- Винницкий кластер приборостроения и автоматизации
г. Винница
Специализация: промышленная автоматизация, приборостроение
- АППАУ
Вся Украина
Специализация: промышленная автоматизация, промышленность 4.0
- «Инжиниринг – Автоматизация – Машиностроение»
г. Запорожье
Специализация: инжиниринг, машиностроение, металлообработка, промышленная автоматизация, робототехника
Выйти на международный рынок
Кластерная система позволяет вести многие проекты и создает конкуренцию в экспортном направлении, говорит Геннадий Шелудько. Доход от реализации экспортных проектов в Ki-Pro вырос на 15% по сравнению с 2022 годом и составил 6 млн грн. Компания реализовала проекты во Франции, Швейцарии, Израиле, Америке и Англии.
«Когда присоединились к Ровенскому мебельному кластеру и Украинской ассоциации мебельщиков, вышли на внешние рынки с металлическими комплектующими для мебели», – говорит соучредитель компании Warmhaus Роман Зелинский. Ранее компания занималась производством твердотопливных котлов, а второе направление сформировалось как результат запроса мебельщиков, говорит Роман. Отправляют изделия в Финляндию и Германию.
Компания «Опільські легуміни» планирует выходить на международный рынок, однако объемов продукции в 5–5,5 т в год недостаточно. «Будем масштабироваться и тогда выходить на экспорт», – объясняет Павел Нижник. Увеличивать объемы планируют благодаря партнерам. Первым стала компания «Агрофирма «Казацкая», познакомиться с которой удалось на событии, организованном кластером. Недавно она запустила производство мясных деликатесов под брендом «Лямці», которое будет производить 70 т продукции в год.
«В реалиях войны и ограничениях, существующей конкуренции на внешних рынках кластерный подход не является панацеей. Но это эффективный инструмент, с которым Украина значительно расширит свои экспортные возможности», – уверен Геннадий Шелудько.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.