кластери бізнесу /Изображение сгенерировано ИИ Midjourney в сооавторстве с Александрой Карасевой
Категория
Свой бизнес
Дата

Моя хата не с краю. Зачем малому и среднему бизнесу объединяться в кластеры

Изображение сгенерировано ИИ Midjourney в сооавторстве с Александрой Карасевой

Украинские бизнесы объединяются в бизнес-кластеры для решения проблем и развития компаний. Какую пользу получают компании от такого партнерства

«Бизнес-кластеры – это об объединении и конкуренции одновременно», – говорит Виктор Оксенюк, соинициатор Think Camp, эксперт по кластерному развитию. В качестве примера называет винный кластер в Калифорнии – Napa Valley, объединяющий 700 виноделен, гостиницы и рестораны. Бизнесы сотрудничают, чтобы турист захотел приехать в Napa Valley. Конкуренция за туриста начинается, когда он пересекает границу, говорит Оксенюк.

Зачем украинским предпринимателям создавать бизнес-кластеры? «Мотивацией может быть решение проблемы, которую самостоятельно невозможно решить, или получение альтернативных продуктов», – говорит Виктор Оксенюк. Ровенский мебельный кластер создавался для выхода на экспорт с украинским продуктом, отмечает он.

Какая другая причина? Бизнес сталкивается с финансовыми ограничениями, говорит соучредитель Ровенского мебельного кластера и компании «Эскада-М» Владимир Патис. Мебельный кластер бесплатно объединяет около 80–90 предприятий, среди которых Kronospan, Hjort Knudsen и Morgan Furniture. «Чтобы производить качественную мебель, нужно оборудование стоимостью от €100 000. В кластере достаточно, чтобы оно было у одного бизнеса», – говорит он.

Что такое бизнес-кластеры

По определению Майкла Портера, кластеры – сконцентрированные в одном регионе и одной отрасли группы компаний, поставщиков или фирм, а также связанные с их деятельностью организации (университеты, агентства, торговые объединения и т.п.). Они конкурируют, но одновременно работают вместе для достижения общих целей.

Киево-Могилянская бизнес-школа объясняет кластеры как эффективный стратегический инструмент для обеспечения конкурентоспособности бизнеса и региона, а также способ преодоления вызовов, которые невозможно решить отдельной организации.

Оставаясь конкурентами, бизнесы сотрудничают между собой, платят членские взносы, за что получают сервисы и услуги, говорит глава правления Украинского кластерного альянса, соучредитель Podillia Fashion Cluster и Международного агротуристического кластера «Днестр 1362» Олег Демчук. Сейчас бизнесы, которые сотрудничают в рамках Podillia Fashion Cluster, уплачивают членский взнос в размере 2000 грн в месяц, а также средства за подготовку грантовой заявки. Работа в рамках кластера «Днестр 1362» не предусматривает взнос, бизнес рассчитывается с кластером только за организацию платных мероприятий. «Когда мы организовываем платную дегустацию, тогда компании делают нам скидку на свою продукцию. Иногда рассчитываются частью продукции», – говорит Демчук.

Юристы кластера «Днестр 1362» предоставляют консультацию по налогообложению, говорит основатель компании по производству мясных сыровяленых деликатесов «Опільські легуміни» Павел Нижник. Кластер помогает с продвижением компании, организуя тематические события. Компания-участник развивается и увеличивает оборот. «В 2019 году оборот был 300 000 грн. Через полгода мы присоединились к кластеру. В 2023-м оборот достиг 5 млн грн. Чистой прибыли получили 2 млн грн», – говорит Нижник.

Иногда для компаний, у которых не хватает оборотных средств, требуется оборудование. С этим тоже помогает кластер, говорит о Podillia Fashion Cluster Демчук. В 2022 году кластер создал грантовую заявку, в результате чего удалось получить пять флетлоков, в которых нуждались компании.

Создание Podillia Fashion Cluster – реакция на кризис, с которым столкнулись компании, говорит Александр Суховирский, соучредитель кластера и компании «Робинзон Тим». В первый месяц полномасштабной войны у «Робинзон Тим», который в то время производил детскую одежду, продажи упали на 90%. Стартовав после кризиса уже в кластере, «Робинзон Тим» вместе с тремя другими производителями получил ткани для пошива товаров и отшил комплектов на сумму 642 000 грн.

Из-за нехватки кадров некоторые производственные процессы украинской мебельной фабрики Kitass остановились. Какое решение было введено? Передали часть производства другой компании, говорит соучредитель фабрики и мебельного бренда Diza Дмитрий Занько. «Как бы парадоксально это ни звучало, война сделала толчок к кластеризации наших предприятий», – говорит он.

При наличии трех специалистов и двух подрядчиков компания Ki-Pro, занимающаяся меблировкой коммерческих проектов, смогла отделать многоквартирный дом. «Работали в кластере», – объясняет совладелец и директор Ki-Pro Геннадий Шелудько. Работая таким образом в период 2021–2023 годов, количество реализованных проектов Ki-Pro выросло втрое как в Украине, так и за рубежом.

Украинские кластеры для малого и среднего бизнеса

  • Общественный союз «Ю-Фуд»

г. Умань, Черкасская область

Специализация: продовольствие, пищевые продукты и напитки

Сайт

  • Podillia Fashion Cluster

г. Хмельницкий

Специализация: легкая промышленность

Сайт

  • Ровенский межрегиональный медицинский кластер

г. Ровно

Специализация: образование, здравоохранение и оказание соцпомощи, работа с ветеранами и военными

Сайт

  • Львовский медицинский кластер

г. Львов

Специализация: частная медицина, здравоохранение

Сайт

  • Украинская ассоциация мебельщиков

Вся Украина

Специализация: мебельная промышленность

Сайт

  • Международный агротуристический кластер «Днестр 1362»

Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая, Винницкая, Одесская области, Молдова

Специализация: агротуризм

Сайт

  • Винницкий кластер приборостроения и автоматизации

г. Винница

Специализация: промышленная автоматизация, приборостроение

Сайт

  • АППАУ

Вся Украина

Специализация: промышленная автоматизация, промышленность 4.0

Сайт

  • «Инжиниринг – Автоматизация – Машиностроение»

г. Запорожье

Специализация: инжиниринг, машиностроение, металлообработка, промышленная автоматизация, робототехника

Сайт

Выйти на международный рынок

Кластерная система позволяет вести многие проекты и создает конкуренцию в экспортном направлении, говорит Геннадий Шелудько. Доход от реализации экспортных проектов в Ki-Pro вырос на 15% по сравнению с 2022 годом и составил 6 млн грн. Компания реализовала проекты во Франции, Швейцарии, Израиле, Америке и Англии.

«Когда присоединились к Ровенскому мебельному кластеру и Украинской ассоциации мебельщиков, вышли на внешние рынки с металлическими комплектующими для мебели», – говорит соучредитель компании Warmhaus Роман Зелинский. Ранее компания занималась производством твердотопливных котлов, а второе направление сформировалось как результат запроса мебельщиков, говорит Роман. Отправляют изделия в Финляндию и Германию.

Компания «Опільські легуміни» планирует выходить на международный рынок, однако объемов продукции в 5–5,5 т в год недостаточно. «Будем масштабироваться и тогда выходить на экспорт», – объясняет Павел Нижник. Увеличивать объемы планируют благодаря партнерам. Первым стала компания «Агрофирма «Казацкая», познакомиться с которой удалось на событии, организованном кластером. Недавно она запустила производство мясных деликатесов под брендом «Лямці», которое будет производить 70 т продукции в год.

«В реалиях войны и ограничениях, существующей конкуренции на внешних рынках кластерный подход не является панацеей. Но это эффективный инструмент, с которым Украина значительно расширит свои экспортные возможности», – уверен Геннадий Шелудько.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине