Категория
Свой бизнес
Дата

Продал квартиру – открыл химчистку. Евгений Мордвинов бросил вызов бывшему работодателю и целому красному океану конкурентов. Что из этого вышло? История сети химчисток ЦЕХ

4 хв читання

Первая химчистка ЦЕХ открылась в Киеве в 2016-м. Спустя пять лет основатель Евгений Мордвинов поглотил другую сеть и расширил бизнес до 16 отделений. Цель – выжить в красном океане конкурентов. Как бизнес-образование и соперничество с бывшим работодателем обеспечили рост компании? Кейс участника второго списка Forbes Next250

ЦЕХ, хімчистка Київ, Львівська бізнес-школа /из личного архива

Основатель сети химчисток ЦЕХ Евгений Мордвинов Фото из личного архива

Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟

«Вещи снова как новые» – благодаря этой фразе сеть ЦЕХ из пяти химчисток сдвинулась с мертвой точки и стала расти. Классные идеи лежат на поверхности, считал основатель Евгений Мордвинов, 36, поэтому в 2021-м запатентовал слоган как торговую марку.

Новое позиционирование дало толчок молодому в то время бизнесу. В 2023-м сеть получила выручку 14,3 млн грн – рост вдвое к предыдущему году и на 36% по сравнению с 2021-м, по данным YouControl. Почему это была непростая задача?

Информация о 157 химчистках в Киеве есть на платформе отзывов «Топ20». Вместе с компаниями- посредниками их количество за последние 20 лет колебалось до 200, говорит совладелица сети химчисток Unmomento Светлана Юлдашева.

Как ЦЕХ пробивал путь в конкурентной сфере?

Обучение ради конкуренции

В 2011 году Евгений Мордвинов устроился директором по развитию сети химчисток Kims, ранее занимался организационным консалтингом в компании SmartConsulting. Себя называет первым сотрудником Kims в Киеве, ведь начинал с поиска локаций для захода компании на местный рынок. Параллельно задумывался о собственном бизнесе и поступил на двухлетнюю магистерскую программу Innovations and Entrepreneurship во Львовской бизнес-школе УКУ (LvBS), рассказывает Мордвинов.

Были идеи в нише инновационного освещения, говорит предприниматель. Во время учебы передумал. Почему? Решил делать бизнес, в котором уже был опыт. «Хотелось делать то, чего не было в моей предыдущей компании – клиентоориентированный сервис», – рассказывал он на Форуме предпринимателей Forbes. В 2015 году Евгений Мордвинов зарегистрировал юрлицо для ЦЕХ, но была проблема.

Открытие химчистки подсчитывал в €250 000, говорит Мордвинов. Такой суммы у него не было, к тому же Киев был переполнен другими сетями – кроме Kims, его делили сети Unmomento, Lotus, Mister Well и другие. Какой выход нашел Мордвинов?

Адаптировал советы преподавателей бизнес-школы к своей идее – вместо нового оборудования нашел подержанное, которое банк конфисковал у обанкротившейся химчистки, говорит Мордвинов. Название предприниматель не называет. Первоначальные инвестиции удалось сократить до $100 000. Через общих знакомых Мордвинов нашел инвестора на 50% доли, продал квартиру и открыл в 2016-м первое отделение ЦЕХ недалеко от Львовской площади в Киеве. 70% вложили в оборудование и ремонт. На маркетинг и аренду заложили по 10%, остальное – другие стартовые расходы, говорит предприниматель.

Выбор локации был ключевым критерием для Мордвинова. У ЦЕХ агрессивная стратегия на рынке, говорит Светлана Юлдашева из Unmomento. «Они открываются двери в двери с конкурентами», – говорит она.

Материалы по теме

Стратегия – не отставать

В конце 2020 года ЦЕХ вырос до пяти отделений в Киеве, говорит основатель. Однако выручка «застряла» на 4,2 млн грн, согласно данным YouControl. Следовало расширяться, чтобы охватить больше потенциальных клиентов, рассказывает Мордвинов. В Kims, несмотря на ковид, работали по меньшей мере 10 отделений, судя по соцсетям компании-конкурента.

В масштабировании должно было помочь новое позиционирование, поэтому Мордвинов обратился к бизнес-консультанту Андрею Миронюку. Основным конкурентом химчистки, в результате проведенного экспертом исследования, оказалась стиральная машина, говорит предприниматель. Стирка дома делала вещи чистыми, в то время как от химчистки клиенты ожидали, что они станут «как новые». На концепте построили рекламную кампанию из четырех постеров, предлагавших клиентам «реставрировать» важные для них вещи, говорится в описании кейса ЦЕХ на сайте Андрея Миронюка.

В 2021-м представилась возможность для экспансии: сеть химчисток «Чисто» выходила из киевского рынка. ЦЕХ купил четыре ее отделения по стоимости оборудования примерно в $10 000 и вырос до девяти локаций. В 2024 году их количество увеличилось до 16. У ЦЕХ около 40 000 клиентов, средний чек в сети – 900 грн, рассказывает основатель. Новое позиционирование и покупка отделений сети «Чисто» привели к расширению бизнеса 50/50, говорит Мордвинов.

Химчистки Киев /из личного архива

Помещение химчисток ЦЕХ Фото из личного архива

Химчистки Киев /из личного архива

Помещение химчисток ЦЕХ Фото из личного архива

Химчистки Киев /из личного архива

Помещение химчисток ЦЕХ Фото из личного архива

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Конкурентное преимущество компании – сервисность, говорит учредитель. В случае некачественной чистки персонал самостоятельно предлагает акции клиентам, возмещения пытаются проводить быстрее определенного законом срока, добавляет предприниматель. В планах ЦЕХ – увеличить количество лояльных клиентов с 40% до 60%. «KPI отдела маркетинга – удержание имеющихся клиентов, ведь из-за маркетинговых затрат мы зарабатываем только на втором визите», – добавляет он.

Доля рынка ЦЕХ в 2024 году – 15–20%, оценивает учредитель. До 20% продаж сети приходится на B2B-клиентов, среди которых телеканалы, отели и магазины одежды, говорит Мордвинов. «Мы выбрали их из-за близкого расположения и соотношения цены-сервиса», – рассказывает представитель отдела бронирования Podol Plaza Hotel на условиях анонимности.

Цены в ЦЕХ – наравне с другими игроками премиум-сегмента. Чистка пуховика обойдется от 775 грн по сравнению с 760 грн у Kims или Unmomento. Чистка костюма – от 945 грн в ЦЕХ и от 1000 грн у этих же конкурентов, свидетельствуют прайс-листы на сайтах компаний в июле 2024-го. Бизнес на химчистках имеет рентабельность в 8–15%, говорит Мордвинов. Эти показатели являются только «средней температурой в палате» – даже у крупных сетей бывают убыточные месяцы, говорит Светлана Юлдашева из Unmomento. Как ЦЕХ будет увеличивать показатели?

Цель сети на 2024 год – возрасти до 21 отделения, открыв еще пять химчисток. Это уравняет сеть с Kims по количеству точек в Киеве. В общей сложности счет не в пользу ЦЕХ – у Kims 97 отделений в 22 городах. Правда, последняя работает уже более четверти века, а сеть Мордвинова – втрое меньше. «Kims очень много всего открыл на Западе Украины, но мы верим в Киев, и это большой рынок», – говорит он.

Что думают о бизнесе своего бывшего работника в Kims? «Мы не можем давать комментарии относительно других игроков на рынке», – ответили в пресс-службе сети по запросу Forbes.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Головний журнал 2024 року вже у продажу

Заказывайте с бесплатной доставкой по Украине