Первая химчистка ЦЕХ открылась в Киеве в 2016-м. Спустя пять лет основатель Евгений Мордвинов поглотил другую сеть и расширил бизнес до 16 отделений. Цель – выжить в красном океане конкурентов. Как бизнес-образование и соперничество с бывшим работодателем обеспечили рост компании? Кейс участника второго списка Forbes Next250
«Вещи снова как новые» – благодаря этой фразе сеть ЦЕХ из пяти химчисток сдвинулась с мертвой точки и стала расти. Классные идеи лежат на поверхности, считал основатель Евгений Мордвинов, 36, поэтому в 2021-м запатентовал слоган как торговую марку.
Новое позиционирование дало толчок молодому в то время бизнесу. В 2023-м сеть получила выручку 14,3 млн грн – рост вдвое к предыдущему году и на 36% по сравнению с 2021-м, по данным YouControl. Почему это была непростая задача?
Информация о 157 химчистках в Киеве есть на платформе отзывов «Топ20». Вместе с компаниями- посредниками их количество за последние 20 лет колебалось до 200, говорит совладелица сети химчисток Unmomento Светлана Юлдашева.
Как ЦЕХ пробивал путь в конкурентной сфере?
Обучение ради конкуренции
В 2011 году Евгений Мордвинов устроился директором по развитию сети химчисток Kims, ранее занимался организационным консалтингом в компании SmartConsulting. Себя называет первым сотрудником Kims в Киеве, ведь начинал с поиска локаций для захода компании на местный рынок. Параллельно задумывался о собственном бизнесе и поступил на двухлетнюю магистерскую программу Innovations and Entrepreneurship во Львовской бизнес-школе УКУ (LvBS), рассказывает Мордвинов.
Были идеи в нише инновационного освещения, говорит предприниматель. Во время учебы передумал. Почему? Решил делать бизнес, в котором уже был опыт. «Хотелось делать то, чего не было в моей предыдущей компании – клиентоориентированный сервис», – рассказывал он на Форуме предпринимателей Forbes. В 2015 году Евгений Мордвинов зарегистрировал юрлицо для ЦЕХ, но была проблема.
Открытие химчистки подсчитывал в €250 000, говорит Мордвинов. Такой суммы у него не было, к тому же Киев был переполнен другими сетями – кроме Kims, его делили сети Unmomento, Lotus, Mister Well и другие. Какой выход нашел Мордвинов?
Адаптировал советы преподавателей бизнес-школы к своей идее – вместо нового оборудования нашел подержанное, которое банк конфисковал у обанкротившейся химчистки, говорит Мордвинов. Название предприниматель не называет. Первоначальные инвестиции удалось сократить до $100 000. Через общих знакомых Мордвинов нашел инвестора на 50% доли, продал квартиру и открыл в 2016-м первое отделение ЦЕХ недалеко от Львовской площади в Киеве. 70% вложили в оборудование и ремонт. На маркетинг и аренду заложили по 10%, остальное – другие стартовые расходы, говорит предприниматель.
Выбор локации был ключевым критерием для Мордвинова. У ЦЕХ агрессивная стратегия на рынке, говорит Светлана Юлдашева из Unmomento. «Они открываются двери в двери с конкурентами», – говорит она.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Стратегия – не отставать
В конце 2020 года ЦЕХ вырос до пяти отделений в Киеве, говорит основатель. Однако выручка «застряла» на 4,2 млн грн, согласно данным YouControl. Следовало расширяться, чтобы охватить больше потенциальных клиентов, рассказывает Мордвинов. В Kims, несмотря на ковид, работали по меньшей мере 10 отделений, судя по соцсетям компании-конкурента.
В масштабировании должно было помочь новое позиционирование, поэтому Мордвинов обратился к бизнес-консультанту Андрею Миронюку. Основным конкурентом химчистки, в результате проведенного экспертом исследования, оказалась стиральная машина, говорит предприниматель. Стирка дома делала вещи чистыми, в то время как от химчистки клиенты ожидали, что они станут «как новые». На концепте построили рекламную кампанию из четырех постеров, предлагавших клиентам «реставрировать» важные для них вещи, говорится в описании кейса ЦЕХ на сайте Андрея Миронюка.
В 2021-м представилась возможность для экспансии: сеть химчисток «Чисто» выходила из киевского рынка. ЦЕХ купил четыре ее отделения по стоимости оборудования примерно в $10 000 и вырос до девяти локаций. В 2024 году их количество увеличилось до 16. У ЦЕХ около 40 000 клиентов, средний чек в сети – 900 грн, рассказывает основатель. Новое позиционирование и покупка отделений сети «Чисто» привели к расширению бизнеса 50/50, говорит Мордвинов.
Конкурентное преимущество компании – сервисность, говорит учредитель. В случае некачественной чистки персонал самостоятельно предлагает акции клиентам, возмещения пытаются проводить быстрее определенного законом срока, добавляет предприниматель. В планах ЦЕХ – увеличить количество лояльных клиентов с 40% до 60%. «KPI отдела маркетинга – удержание имеющихся клиентов, ведь из-за маркетинговых затрат мы зарабатываем только на втором визите», – добавляет он.
Доля рынка ЦЕХ в 2024 году – 15–20%, оценивает учредитель. До 20% продаж сети приходится на B2B-клиентов, среди которых телеканалы, отели и магазины одежды, говорит Мордвинов. «Мы выбрали их из-за близкого расположения и соотношения цены-сервиса», – рассказывает представитель отдела бронирования Podol Plaza Hotel на условиях анонимности.
Цены в ЦЕХ – наравне с другими игроками премиум-сегмента. Чистка пуховика обойдется от 775 грн по сравнению с 760 грн у Kims или Unmomento. Чистка костюма – от 945 грн в ЦЕХ и от 1000 грн у этих же конкурентов, свидетельствуют прайс-листы на сайтах компаний в июле 2024-го. Бизнес на химчистках имеет рентабельность в 8–15%, говорит Мордвинов. Эти показатели являются только «средней температурой в палате» – даже у крупных сетей бывают убыточные месяцы, говорит Светлана Юлдашева из Unmomento. Как ЦЕХ будет увеличивать показатели?
Цель сети на 2024 год – возрасти до 21 отделения, открыв еще пять химчисток. Это уравняет сеть с Kims по количеству точек в Киеве. В общей сложности счет не в пользу ЦЕХ – у Kims 97 отделений в 22 городах. Правда, последняя работает уже более четверти века, а сеть Мордвинова – втрое меньше. «Kims очень много всего открыл на Западе Украины, но мы верим в Киев, и это большой рынок», – говорит он.
Что думают о бизнесе своего бывшего работника в Kims? «Мы не можем давать комментарии относительно других игроков на рынке», – ответили в пресс-службе сети по запросу Forbes.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.