Осенью 2021 года креативное агентство Taktika раскрутилось на персональном бренде соучредителей – участников списка Forbes «30 до 30» Романа Гурбанова и Ильи Почкуна. С этого момента клиентами стали крупнейшие отечественные компании, а Viber поручил ей свой глобальный ребрендинг. Что помогло бывшим креативщикам топ-агентства Banda начать не менее перспективный бизнес?
Экран разделен на несколько частей и освещает события, на которые постоянно откладываем средства. По центру – глаза героя, которые символически все упорядочивают. Так описывает идею рекламы для «Конвертов» ПриватБанка агентство Taktika на своем сайте.
Чтобы вывести на рынок конкурента известных «банок» от monobank, команда создала для «Привата» 10 таких роликов. С апреля 2024 года они набрали 3 млн просмотров на YouTube. Принцип соучредителей Taktika Романа Гурбанова и Ильи Почкуна – понятный креатив, одним из создателей которого является и сам заказчик. «Когда клиент начинает говорить о чем-то, в чем он некомпетентен, мы получаем самые важные инсайты», – рассказывает Гурбанов, 26.
Два креативщика Banda Agency решились на собственный бизнес в июне 2021-го. Роман Гурбанов тогда был главным копирайтером, Илья Почкун, начинавший в Fedoriv Agency, – арт-директором. Для Taktika из Banda взяли креатив, из Fedoriv – рациональную стратегию, говорит Почкун, 28.
Медийный запуск Taktika объединили с релизом первого проекта по совету основателя Fedoriv Agency Андрея Федорива. Дебютировали рекламой геля для придумывания идей в душе, созданной совместно со школой креатива Skvot. Через две недели основатели запустили Instagram-страницу Taktika, в тот же день издание Vector опубликовало об агентстве спецпроект.
Коллеги по индустрии распространили информацию о Taktika в соцсетях – это вызвало доверие первых клиентов, считает Гурбанов. «Мы знали Рому и Илью еще со времен их работы в Banda. Когда выбирали креативное агентство для очередного заказа, подготовить для нас варианты предложили Taktika», – рассказывает о начале сотрудничества директор по маркетингу Prom.ua Юлия Новаченко. Кроме Prom и ПриватБанка, соучредители агентства перетащили у предыдущих работодателей Favbet и Multiplex.
Для запуска Taktika в существенных вложениях не нуждались – только зарплаты на несколько месяцев для команды из двух человек, говорит Почкун. «В нашей сфере тебе нужны лишь стул и ноутбук», – рассказывает он. Однако первый крупный заказ Taktika выполняла по постоплате с отсрочкой. Чтобы покрыть себестоимость материалов и работу подрядчиков, пришлось взять взаймы у знакомых около 1 млн грн, добавляет Почкун. Доход от первых заказов позволил уже в январе 2022-го открыть офис и начать расширять штат.
В 2023 году Taktika выполнила заказов на 16,7 млн грн – на 19% больше, чем годом ранее, говорят учредители. За три года работы портфолио Taktika выросло до 60 проектов, по состоянию на июнь команда работает еще над 21. Много ли это? Для сравнения: Banda Agency реализовала около 600 проектов за 13 лет деятельности, говорят в пресс-службе компании. «Мы обычно работаем со средними и крупными бизнесами, работающими в национальном масштабе», – рассказал Гурбанов о клиентах Taktika на Форуме предпринимателей Forbes.
Планы скорректировали полномасштабное вторжение, которое обвалило рекламный рынок в 2022 году на 63%, говорится в исследовании Всеукраинской рекламной коалиции. Новонанятые работники Taktika уехали из Киева и не вернулись – кроме Романа и Ильи, в команде остался один человек. Причина оттока кадров – нехватка опыта в HR, говорит Роман Гурбанов. «Мы поспешно сделали ставку на джуниоров. Когда произошло вторжение, решили нанимать только опытных специалистов», – добавляет он.
Из-за неопределенности будущего соучредители почти четыре месяца не выплачивали себе зарплаты. У агентства сорвался контракт на рекламное сопровождение Альфа Банка. Не смогли завершить и переговоры с клиентом, который планировал 13 проектов на 2022 год, говорит Почкун. В этот период основатели Taktika установили правило – создать и постоянно иметь финансовую подушку на полгода работы.
Первым после двухмесячной паузы продолжили проект ребрендинга для Viber, сотрудничество с которым начали накануне вторжения. После успешных кампаний в Украине мы порекомендовали Taktika головному офису в Тель-Авиве. Агентство выиграло тендер среди десятка других кандидатов – его дизайном мы несколько лет пользовались для глобальных коммуникаций», – рассказывает Гала Котова, руководитель по маркетингу Rakuten Viber в Украине.
Еще один узнаваемый кейс агентства – промокампания по государственному заказу для набора добровольцев в «Гвардию наступления». Агентство разработало айдентику и стиль коммуникации для каждой из шести бригад Национальной гвардии, ставших основой проекта.
У Taktika есть преимущество на рынке креатива из-за небольшого размера команды и меньших объемов заказов, говорит Илья Почкун. Сейчас в агентстве 16 сотрудников, в то время как у Banda i Fedoriv – 65 и 80 соответственно. Создатели Taktika изначально оптимизировали производственные процессы – например, одним визуальным проектом занимается один дизайнер вместо всего отдела.
Другой подход – браться только за заказы, в которых команда имеет больше экспертности и может выполнить быстро. Taktika умеет сохранять позитив даже на этапе последних поправок от заказчиков, говорит Кристина Бойко, совладелица и BizDev-директор агентства and action, которое является подрядчиком Taktika в создании видео.
Оптимизация позволяет выполнять заказы в полтора-два раза дешевле лидеров рынка, говорит Почкун, хотя не готов назвать цены на услуги Taktika. Для сравнения: работа с брендингом в Banda Agency стоит $35 000–100 000, сказали Forbes в пресс-службе компании. «Мы относимся к среднему ценовому сегменту, наши операционные расходы увеличиваются и когда-то могут стать как у крупных агентств. Но сейчас для нас важнее конкуренция с меньшими игроками», – говорит Илья Почкун.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.