Алексей Бадика уже 18 лет развивает бизнес по строительству солнечных электростанций и тепловых систем. Чтобы удержать компанию и масштабироваться, он продал свой дом и треть компании и бесплатно обучил тысячи инженеров. Как ему удалось вывести компанию из кризиса на грани банкротства? История «Атмосферы» – участника списка Forbes Next250
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
В 2005 году Алексей Бадика, 48, был в командировке в китайском городе Чунцин. «Выглянул из окна 20-го этажа: буквально на каждой крыше сияли яркие поверхности», – вспоминает он. Это были солнечные водонагреватели. Они продавались в каждом супермаркете, как в Украине чайники, и стоили по $300–400, добавляет Бадика.
Он захотел привезти технологию домой. Тестовая система для собственного дома обошлась в $2000–3000 с доставкой по почте и давала 400 л горячей воды в день. Он подсчитал, что установка таких систем окупится в течение трех–четырех лет и решил открыть бизнес по продаже солнечных электросистем, для чего зарегистрировал торговую марку «Атмосфера». Первый контейнер с товаром прибыл в 2007 году.
Это не первый бизнес Бадики. По его словам, он импортировал компьютеры для продажи, выпускал журнал о спорте Х-life, изготавливал оборудование для производства пенобетона, консультировал иностранные компании, которые хотели зайти в Украину. В какой-то момент было трудно понять, какие бизнесы обеспечивают другие: деньги перетекали из одного направления в другое и обратно, рассказывает Бадика.
Кризис 2008–2009 годов заставил выбирать. «Только «Атмосферу» я был готов поддерживать», – вспоминает предприниматель. Чтобы удержать на плаву компанию, он продал частный дом под Киевом. Но это было глупо, так не надо делать, советует Бадика.
Альтруизм на грани поражения
Сначала «Атмосфера» преимущественно устанавливала солнечные тепловые системы для подогрева воды и отопления, говорит Бадика. Первый большой заказ на оборудование для солнечных станций общей мощностью 2,9 МВт сделала столичная сеть автозаправок KLO в 2010 году. «Тогда еще не было рынка, мы купили у единственного поставщика, которого нашли», – говорит совладелец KLO Игорь Чернявский. При этом проект KLO реализовали самостоятельно.
Компания построила по заказу несколько коммерческих индустриальных СЭС мощностью 120–130 МВт под зеленый тариф и остановилась на этом. «Этот сегмент очень зарегулирован, не вижу там рыночных отношений», – объясняет предприниматель.
«Атмосфера» предоставляла полный цикл услуг – поставляла оборудование, делала проекты, строила домашние солнечные электростанции (СЭС) и промышленные для собственного потребления бизнеса. Это дало конкурентное преимущество, но и имело свои недостатки.
Большинство заказов было в теплое время года, а зарплату работникам нужно было платить и зимой. Компании потребовались узкоспециализированные специалисты: инженеры, умеющие устанавливать солнечные электростанции, а таких было мало. В таких условиях Бадика не мог масштабировать бизнес на всю Украину.
Тогда он решил отказаться от строительства электростанций, а сосредоточиться только на продаже оборудования. Он уволил около 25 инженеров и предложил им скидку 20% на оборудование, которое раньше продавал сам. «Бывшие работники стали нашими первыми дилерами», – говорит он. Все они согласились на такие условия, некоторые со временем основали собственные энергокомпании, по словам Бадики.
Переход на дилерство позволил сократить расходы компании на людей, транспорт, оборудование. Бадика видел в этом возможность продавать оборудование по всей Украине и за рубежом. Но и здесь не обошлось без сложностей: дистрибьюторов оказалось маловато, а новые не появлялись.
Тогда Бадика начал бесплатно обучать инженеров из других отраслей – электриков, сантехников, котельщиков. Почему бесплатно? «Мы не могли себе позволить потерять ни одного желающего», – говорит предприниматель. Была и обратная сторона этой деятельности: люди проходили курс «Атмосферы» – и становились дилерами других компаний. Но он продолжал переучивать инженеров, чтобы создать дистрибьюторов.
В 2020-м «Атмосфера» ввела плату за обучение. «Поняли, что эффективнее работник, который готов заплатить хотя бы минимальную сумму», – объясняет Бадика. Сейчас около 80% расходов на курс – плата вузам, с которыми сотрудничает «Атмосфера».
С 2010 года около 10 000 инженеров прошли курс Академии «Атмосферы», говорит Бадика.
Выпускники академии становились дилерами в регионах, из которых приехали. Среди учащихся были выходцы не только из Украины, но и инженеры из стран Балтии, Польши, России, Беларуси, Грузии, Армении. Курс «Атмосферы» обязателен для новых работников энергетических компаний Solar Garden, «Солнечные системы » и «Альтэнерго », рассказали руководители этих предприятий.
Академия позволила достичь цели и масштабировать компанию по всей Украине. До начала большой войны дилерами «Атмосферы» были около 500 человек во всех подконтрольных Украине регионах. Сейчас их всего 250.
Кризис на взлете
В 2015 году оборудование для солнечных электростанций начало стремительно дешеветь, и рынок начал расти. В 2016-м в Украине построили домашние солнечные станции общей мощностью в 7,5 раза больше, чем годом до того, свидетельствуют данные Energy map со ссылкой на Госэнергоэффективности. Цена 1 МВт снизилась на 13 %.
«Атмосфера» стремительно росла: в четыре раза год к году. «Мы не рассчитали свои аппетиты», – говорит Бадика. Компания заказывала все больше и больше оборудования на продажу, в частности у новых поставщиков. Китайские партнеры то задерживали поставки, то пытались наверстать и отправляли партии преждевременно.
В результате в порту застряла около сотни контейнеров. Поставщики и портовые службы насчитали штрафы и пеню. Накануне нового 2017 года сумма накопленного долга достигала сотен тысяч долларов.
«Мы с менеджерами обсуждали, как выплатим зарплаты и кто расскажет коллегам, что с 1 января компания прекратит свое существование», – вспоминает Бадика.
За месяц до банкротства Бадика нашел выход. Он с партнером продал 30% компании еще одному другу. «Компания получила деньги, он – обещанную прибыльность», – говорит предприниматель. Он отказался сказать, во сколько обошлось спасение компании.
В настоящее время в ООО «Атмосфера дистрибуция» пять бенефициарных владельцев: Алексей Бадика, 48,02%, Юрий Щубелко, 47,05%, Андрей Хархал, 1,94%, Эдуард Дагаев, 1,5%, Иван Корчевский, 1,5%. В 2017 году компания впервые вышла в операционный ноль.
«Атмосфера» всегда занимала около трети рынка, по оценке Бадики, и росла пропорционально рынку. Он оценивает рынок домашних солнечных электростанций примерно в €120 млн в год.
Консолидированная выручка компании «Атмосфера» в 2022 году составила 364 млн грн, по данным YouControl. Первый год войны был убыточным, поступления компании упали на 50%, в этом году падение сократилось до 30%, рассказывает основатель.
Теперь «Атмосфера» готова уделять больше внимания строительству солнечных электростанций. Основная причина – многие маленькие инженерные компании сильно пострадали от войны: из 500 осталось 200, объясняет Бадика. Еще одна причина – конкуренция: он опасается, что если «Атмосфера» не обеспечит клиента качественным сервисом, это сделают производители оборудования.
Оборудование поставляют многие компании, а «Атмосфера» предоставляет инженерные решения, говорит директор «Альтэнерго» Алексей Беров. «Они создали сервис, позволяющий удаленно мониторить данные о работе станции», – объясняет он. Такую услугу в Украине никто не предоставляет, добавляет Беров.
Уничтожение россиянами 50% энергоинфраструктуры привело к тому, что домохозяйства заказывают более сложные электростанции. Около 80% заказчиков домашних СЭС либо сразу устанавливают energy storages, либо закладывают такую возможность, говорит Бадика. Это более сложные проекты, чем просто домашние СЭС под зеленый тариф, популярные в 2021-м, добавляет он.
Бизнес устанавливает СЭС для собственного потребления из-за удешевления оборудования и удорожания энергетики. У инженеров «Атмосферы» достаточно экспертизы, чтобы разрабатывать и монтировать такие станции, говорит Бадика.
Один из таких проектов – солнечная электростанция мощностью 150 кВт для бизнес-парка «Европассаж» в Киеве, которую запустили в сентябре 2023-го. «Среди предложений от четырех подрядчиков выбрали «Атмосферу», поскольку только у них панели были в наличии и компания предложила полный сервис – от проекта до выполнения и послепроектной поддержки», – рассказала директор компании Анастасия Стельмах. Она ожидает, что станция в среднем через год будет генерировать где-то 10–12% потребления бизнес-парка.
В 2022 году 80% доходов обеспечило дилерство, 20% – строительство солнечных электростанций, рассказал предприниматель. Соотношение одинаково для Украины и зарубежных звеньев «Атмосферы». Бадика планирует наращивать долю доходов от строительства СЭС в Украине и за границей.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.