Компания «Интелком» почти 30 лет производит детские игрушки в Ивано-Франковске. Из-за большой войны украинский рынок игрушек сократился почти в два раза, но «Интелком» лишилась всего 7% продаж. Что помогло ей выстоять?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Напротив завода «Интелком» в Ивано-Франковске расположен детский сад. Именно там компания ищет самых правдивых тестировщиков для своих продуктов – игрушек «ТехноК». «Когда мы отдаем игрушки в садик, то специально просим детей делать с ними все, что они хотят, в том числе ломать», – говорит соучредитель «Интелком» Владимир Окрепкий, 60. Так можно узнать, что надо усовершенствовать, добавляет он.
В каталоге «ТехноК» – 670 наименований товаров. Среди самых популярных – пластиковые детские горки и ванночки, игрушечные коляски, конструкторы, пирамидки. Война добавила в этот список металлический конструктор самолета «Мрия» и игрушечную военную технику. «За последние два-три года «ТехноК» выпустил много интересных новинок. Там чувствуют, что сейчас на это будет спрос», – говорит Павел Овчинников, совладелец группы компаний KIDDISVIT и президент Украинской ассоциации индустрии игрушек.
Выручка «Интелком» в 2022 году, по данным Opendatabot, – 287 млн грн. Для сравнения: у компании «Тигрес», крупного луцкого производителя мягких и пластмассовых игрушек, выручка составила 358 млн грн. По данным маркетплейса Rozetka, игрушки «ТехноК» занимают 5–10% от общей цифры продаж игрушек украинского производства.
Как компании удается держаться на рынке в течение почти 30 лет и какие уроки она извлекла за столь долгую историю?
Все свое
Владимир Окрепкий в начале 90-х основал компанию «Данея», которая производила пресс-формы на заказ. Однажды к нему обратились владельцы компании «Технокомп» Виктор Швец, 51, и Тарас Славатинский, 51. Они заказали у Окрепкого пресс-форму для игрушечных кубиков. Знакомство переросло в совместный бизнес в 2003 году, когда две компании объединили усилия в борьбе за рынок. Втроем они создали «Интелком», владеющую торговой маркой «ТехноК».
Окрепкий – директор «Интелком». Виктор Швец вовлечен в управление, но менее активно, а Тарас Славатинский вышел из состава компании в 2018 году, переехал в Канаду и сейчас помогает продвигать продукцию на местном и американском рынках. Его место среди владельцев компании заняла Степанида Славатинская, мать Тараса. Все они имеют равные доли в компании.
Игрушки «ТехноК» дешевле аналогичных товаров других украинских производителей, рассказал на условиях анонимности владелец сети детских товаров. «Есть хороший продукт, рыночная цена и правильное продвижение через дистрибьюторов», – отмечает один из дилеров игрушек, директор компании «Белес Украина» Игорь Мороз. К примеру, набор детских пластиковых овощей от «ТехноК» стоит 75 грн, а пластиковая машинка для прогулки детей – от 443 грн.
Держать цену позволяет собственное производство пресс-форм. По словам Окрепкого, украинские конкуренты заказывают пресс-формы в Китае, «Интелком» делает это у себя под боком, в компании «Данея». Это позволяет экономить время и деньги на логистике. Второе преимущество – возможность ремонтировать и обслуживать оборудование в соседнем помещении, что ускоряет использование пресс-форм в производстве, говорит Окрепкий.
В активе компании – более 1300 различных пресс-форм, самая большая из которых, для детской горки, весит 5 т. За год «Данея» производит в среднем 100 новых форм, а в ассортименте появляется около 50 наименований игрушек. Окрепкий рассказывает, что постоянно инвестирует в новые технологии производства, такие как IML, что позволяет выпускать игрушки сразу с изображениями. В этом году по гранту компания получила оборудование для лазерной резки, что позволит производить больше металлических конструкторов.
Чтобы снизить затраты на электроэнергию, с 2015 года предприниматели начали внедрять проект с использованием солнечной энергии. Мощность собственных солнечных электростанций «Интелком» – 1,5 МВт, что позволяет частично использовать электроэнергию для собственного производства, а остаток продавать по зеленому тарифу.
«Украинским производителям пока трудно соперничать с Китаем», – говорит Павел Овчинников из KIDDISVIT. Ему, как дистрибьютору, все еще выгоднее купить товар в Китае. Так что игрушек от «ТехноК» в ассортименте KIDDISVIT нет.
В Rozetka доля украинских производителей игрушек составляет всего 20% от продаж, рассказали в крупнейшем маркетплейсе Украины в ответ на запрос Forbes.
Бренд имеет значение
Купить игрушки «ТехноК» можно примерно в 20 000 магазинов страны – от крупных сетей вроде METRO и «Эпицентра» до специализированных «Будинок Іграшок» и «Антошка» или региональных типа «Близенько». Но так было не всегда. Предприниматели долго работали с рынками и оптовыми компаниями.
В начале 2000-х основным источником сбыта для «Интелком» был знаменитый одесский рынок «Седьмой километр». «Через него продавалось около 70% нашей продукции. Потом добавились и другие рынки: харьковский, киевский, черновицкий, хмельницкий», – вспоминает Окрепкий.
Раньше многие игрушки «ТехноК» продавались в сеточке или даже без ничего, не было картонной упаковки, вспоминает на условиях анонимности один из владельцев сети магазинов детских товаров. «ТехноК» всерьез начал заниматься брендингом не так давно. Я бы сказал, что с этим они немного опоздали», – отмечает Овчинников.
«До большой войны мы мало занимались рекламой», – говорит продакт-менеджер «ТехноК» Диана Наритник. Долгое время лучшей рекламой компании считали максимальное присутствие товаров под брендом «ТехноК» на полках магазинов. Однако сейчас, говорит Наритник, поставили своей целью популяризацию бренда. «Продукция, которую они производят сейчас, теперь больше похожа на бренд», – соглашается Овчинников.
Окрепкий гордится тем, что его компания первой среди украинских производителей игрушек заключила контракт с METRO. «Для нас это был показатель. Покупатели видели наш товар и делали вывод, что если он здесь, то он качественный и его можно покупать», – добавляет предприниматель.
Игрушки «ТехноК» продаются в 20 странах. «До войны 35% продукции уходило за границу. Больше половины экспорта приходилось на страны СНГ», – говорит Окрепкий. С началом войны компания отказалась от работы на рынках России и Беларуси, из-за проблем с логистикой затруднилась работа с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией. В настоящее время экспортная доля в продажах «ТехноК» упала до 30%.
В 2022 году выручка компании сократилась на 7%. Рынок игрушек упал еще драматичнее. По данным Овчинникова, в 2022 году украинский рынок в ценах розницы сократился почти в два раза – до $395 млн. На довоенный уровень производство «Интелком» не вышло до сих пор.
Предприниматели пытаются привлечь новых дистрибьюторов из других стран. Партнеров ищут на международных выставках, в том числе на крупнейшей выставке игрушек Spielwarenmesse в Нюрнберге. «Общаемся, показываем, что мы работаем», – говорит Окрепкий.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.