Категория
Свой бизнес
Дата

Если вы столкнулись с давлением или бездействием госорганов, обратитесь к бизнес-омбудсмену. Вот как это работает

4 хв читання

Если вы столкнулись с давлением или бездействием госорганов, обратитесь к бизнес-омбудсмену. Вот как это работает /Freepik

Freepik

Благодаря работе бизнес-омбудсмена в 3325 кейсах законные интересы бизнеса удалось защитить. Существует по меньшей мере пять причин, почему стоит обратиться в Совет бизнес-омбудсмена

Совет бизнес-омбудсмена работает в Украине почти шесть лет и успел рассмотреть за это время более 8600 жалоб. Однако до сих пор не все предприниматели знают, кто такой бизнес-омбудсмен и какая им из этого польза.

Совет рассматривает жалобы на любые неправомерные решения, действия или бездействие со стороны любых государственных и коммунальных структур.

Например, помощь бизнес-омбудсмена может понадобиться предпринимателям, если:

  • госорган отказывается предоставить разрешение или согласование;
  • контролирующий орган выписал незаконный штраф по результатам проверки;
  • правоохранители без решения суда изъяли имущество;
  • государственное предприятие нечестно проводит тендер.

Пять причин, почему в таких случаях следует обратиться к бизнес-омбудсмену.

1. Это просто и бесплатно

Пожаловаться бизнес-омбудсмену ничего не стоит. Требования к оформлению жалобы – несложные, ее легко подать онлайн. А случаев, когда жалобы не принимаются, не так много, о них можно прочитать в Регламенте на сайте Рады.

2. Бизнес-омбудсмен имеет рычаги влияния

Украинский бизнес привык к жестким правилам игры с государством, при которых решающее значение имеют сила, полномочия и механизмы воздействия.

Когда предприниматели узнают, что бизнес-омбудсмен не имеет никакой власти, а может лишь рекомендовать госоргану прекратить творить произвол, действуя по принципу soft power ( «мягкой силы»), то их лица часто расплываются в улыбке. Раздается скептический комментарий, что в нашей стране никакие рекомендации не работают – нужны лишь четкие приказы и жесткое наказание за их невыполнение.

На практике все не настолько плохо.

Применение Советом инструментов коммуникации и влияния, в том числе медиации, работы в рамках заключенных меморандумов о партнерстве (таких уже 12 – со всеми ключевыми государственными структурами), организации рабочих встреч и экспертных групп, обсуждения проблемных кейсов в межведомственных комиссиях, а также вынесения спорных вопросов, которые возникают «на местах», на рассмотрение высшего руководства соответствующих органов преимущественно оказывалось плодотворным.

Доказательством тому является 3325 кейсов, когда законные интересы бизнеса удалось защитить благодаря вмешательству бизнес-омбудсмена. Это 59,4% случаев от общего количества окончательно закрытых дел.

3. Иногда проблема исчезает, когда попадает на свет

Несмотря на всю критику отечественного государственного аппарата, руководство публичных институтов беспокоится за свой имидж и не желает выглядеть «кошмаром для бизнеса» в глазах общественности. Отмечание же в отчете или публикации Совета бизнес-омбудсмена органа, количество жалоб на который выросло или который наименее охотно сотрудничает с бизнес-омбудсменом в их решении, никому не нравится.

Поэтому достаточно часто вопросы, которые долгое время не сдвигались с места, до сих пор пылились в папке на столе чиновника районного уровня, решаются как бы «сами по себе», когда вмешательство бизнес-омбудсмена привлекает к ним дополнительное внимание.

Часто такое случается с разрешительными и согласовательными процедурами, которые стопорятся месяцами или даже годами. Происходит такое и с «взвешенными» уголовными производствами.

4. Бизнес-омбудсмен поможет разобраться

Среди 5594 дел, рассмотрение которых окончательно завершено Советом бизнес-омбудсмена, в 258 случаях (4,6%) жалобы были признаны необоснованными, а в 1730 делах (30,9%) производства пришлось прекратить без достижения положительного результата для жалобщиков. Хотя и не предусматривалось, что жалобы явно необоснованны.

Причины этого разные. В том числе случается и так, что Совет исчерпывает доступные ему средства влияния, однако убедить государственный орган совершить необходимые действия так и не удается.

Назвать все эти случаи неудачами было бы неправильно. Сам процесс расследования, которое проводит Совет, часто помогает жалобщику понять много важного о своем кейсе. Найти ответы на непростые вопросы, которые задает инспектор Совета (часто такие же, которые впоследствии будут задавать в суде), упорядочить документы, найти новые доказательства и аргументы в пользу своей правоты, критически осмыслить и отточить свою правовую позицию.

Закрывая дело без успеха для жалобщика, Совет, как правило, освещает свою позицию в отношении сути дела. Такую позицию можно использовать в любых дальнейших инстанциях, в том числе в судах, если позиция высказана в пользу истца. В конце концов, бесплатное мнение опытного юриста никогда не помешает.

Позитив можно найти даже в тех случаях, когда бизнес-омбудсмен не соглашается с позицией истца и отклоняет жалобу. Ведь если вы действительно ошибаетесь и ваша позиция не имеет никакой перспективы, бывает полезным услышать это от незаинтересованной третьей стороны.

5. Благодаря жалобам становятся очевидны системные проблемы

Рассмотрение индивидуальных жалоб бизнеса – это также специфическая функция, которая отличает Совет бизнес-омбудсмена от многих других структур, направленных на улучшение бизнес-среды в Украине.

Однако есть и другая функция – содействие ликвидации системных проблем, которые препятствуют ведению предпринимательства в Украине. Речь идет об улучшении неэффективных бюрократических процедур, устранении лишних регуляторных барьеров, исправлении недостатков и противоречий в законодательстве.

Рекомендации, которые Совет бизнес-омбудсмена адресует государственным органам, чтобы исправить системные проблемы, базируются на реальных кейсах, которые он собрал «в поле», работая над жалобами реальных предпринимателей. Практичность его рекомендаций является едва ли не самым главным из аргументов, с помощью которых он убеждает коллег из государственного сектора в целесообразности их осуществления.

Если вы не придете с жалобой, в Раде могут никогда не узнать о существовании острой проблемы. Статистика «Только за этот месяц мы получили 25 жалоб по этому вопросу» является намного более сильным доказательством в дискуссии с партнерами из публичного сектора, от решений которых зависят системные изменения, чем абстрактная фраза «Была у нас одна такая жалоба в прошлом квартале».

В чем здесь ловушка

За годы работы Совета чаще всего удивляло то, почему до сих пор не завалили жалобами его сотрудников.

Разгадка этого парадокса в естественной недоверчивости, характерной для украинских предпринимателей. Именно по этой причине предприниматели, которые не слышали о Совете бизнес-омбудсмена ранее, часто ожидают встретить либо чрезмерный бюрократизм и равнодушие, либо взыскание скрытых платежей, либо другие подводные камни.

Однако это именно тот случай, когда никакой ловушки искать не стоит. В этом уже убедились тысячи жалобщиков, три четверти из которых – это малый и средний бизнес с отечественным капиталом. 97% из тех, кто оставил отзыв о своих впечатлениях от сотрудничества, остались ею довольны.

Международные партнеры предоставили Украине помощь для создания учреждения, целью которого является реагирование на недобросовестное поведение государства по отношению к бизнесу. Они действительно заинтересованы в утверждении в Украине верховенства права и принципов надлежащего управления, чтобы делать в стране бизнес (всем, в том числе их компаниям) было значительно комфортнее. Также в этом заинтересован и украинский бизнес.

Принципу win-win иногда находится место и в украинских реалиях.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд