Обладнання для лазертагу /Пресс-служба Netronic
Категория
Свой бизнес
Дата

Звездные войны на минималках. Украинская Netronic экспортирует бластеры для лазерных боев в 79 стран более чем на 100 млн грн. Как она смогла нарастить бизнес даже во время войны

Харьковская компания Lasertag.net производит и поставляет оборудование для лазерных игр в 79 стран. Фото Пресс-служба Netronic

С 2013 года украинская компания Netronic производит оборудование для лазертага – традиционной американской игры с 1980-х, где участники стреляют с помощью бластеров с инфракрасным излучением. В течение большой войны участник Next 250 нарастил выручку, расширил поставки в США и Японию и развивает новые направления. Как принцип постоянных инноваций, помогает компании расширяться в любых условиях.

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

В марте 2022 года харьковская компания Lasertag.Net, входящая в группу компаний Netronic, отгрузила свой первый заказ в Японию. «Японцы смотрели новости и очень удивились, что мы смогли выполнить контракт», – вспоминает соучредитель и СЕО Netronic Михаил Обод, 36. Контракт был на 40 комплектов для лазерных игр, включающих бластеры, программное обеспечение и датчики, фиксирующие попадание лазера в игрока. В 2022 году этот клиент заказал у Lasertag.Net еще 115 комплектов.

Компания экспортирует свою продукцию в 79 стран, что составляет 95% ее продаж. Выручка компании в 2022-м составила 120–130 млн грн, по подсчетам Forbes. Это на 20–30% больше, чем в довоенный 2021 год. «Эти ребята очень открыты и ищут новые возможности», – рассказывает о соучредителях Netronic предприниматель Василий Хмельницкий, который до большому вторжения приглашал их стать резидентами своего индустриального парка Unit.City в Харькове.

Кроме комплектов для лазерных боев на свежем воздухе компания разрабатывает игровые наборы для закрытых помещений, производит надувные фигуры Airbunker для обустройства игровых локаций, а недавно стала разрабатывать системы дополненной реальности Vion VR. Что помогло добиться такого уровня?

Соучредитель и СЕО Netronic Михаил Обод

Соучредитель и СЕО Netronic Михаил Обод

От пейнтбола к бластерам

На идею производства оборудования лазерных бластеров основателей Netronic натолкнул пейнтбольный бизнес. В 2005 году Михаил Обод стал совладельцем пейнтбольного клуба Юрия Лавренова, 43. В то время основными их клиентами были мужчины, желавшие активно отдохнуть и выпить пива. Однако анализ продаж показал новую тенденцию – все больше заказов стали делать родители для проведения детских дней рождений. Совладельцы первыми среди пейнтбольных клубов переключились на младшую аудиторию, и это помогло достаточно быстро стать самым популярным пейнтбольным клубом Харькова, говорит Обод.

К лазертагу Михаил как профессиональный пейнтболист сначала относился скептически: лазерные бои выглядели как игрушки, ведь не давали такой реалистичности и боли, как от попадания красочных шаров. Однако именно эта характеристика оказалась наиболее подходящей для детей. «К нам начало приходить очень много детей, поэтому в 2011-м мы открыли в клубе новую услугу – лазертаг. Пейнтбольные маркеры тяжелые, и с ними можно играть только с 10 лет, тогда как с лазерными бластерами – с шести», – рассказывает предприниматель.

Через год после запуска лазертага в своем пейнтбольном клубе предприниматели принялись сами собирать, программировать и перепродавать бластеры. Команду инженеров в Харькове удалось собрать благодаря мощной технической базе университетов города, считает СЕО компании.

Перейти в В2В помогла практика инфобизнеса. Поскольку их пейнтбольный клуб был наиболее посещаемым в Харькове, совладельцы делились собственным опытом и проводили для других предпринимателей своей отрасли семинары по оптимизации бизнеса, увеличению прибыли, а также о новой услуге лазерных боев. Это помогло сформировать базу контактов из более чем 250 пейнтбольных клубов, которым и начали продавать свою разработку. Первый заказ собственного производства выполнили уже в 2014 году для владельца пейнтбольного клуба из Днепра.

«Мы выбирали между продукцией Netronic и еще одного украинского производителя. У последнего продукт был почти вдвое дешевле, но сомнительного качества и без поддержки, поэтому остановились на Netronic», – рассказывает владелец лазертаг-арены «Лайт Файт» в Тернополе Василий Панчишин. Он рассказывает, что Lasertag.net помогала ему рекламными материалами и обучением, как развивать бизнес в этой сфере.

«У них интересные технологические решения, например, импульсная отдача после выстрела, от чего особенно в восторге дети. Эта продукция универсальна для разных возрастов: от 5–6 лет и до взрослых – это еще один плюс», – говорит Василий Панчишин.

Продукция Lasertag.net универсальна для разных возрастов: как для детей от 5–6 лет, так и для взрослых

Продукция Lasertag.net универсальна для разных возрастов: как для детей от 5–6 лет, так и для взрослых

Экспорт через Google и земляков

Экспансию на зарубежные рынки начали с онлайн-рекламы в нескольких странах. Первой неожиданно для самих соучредителей выстрелила Испания. Это способствовало выгодному соотношению между затратами на онлайн-маркетинг и потенциальной прибылью. «В Испании оказалась более низкая цена лида в Google Adwords, чем в Украине, а цена продажи – вдвое выше», – рассказывает Михаил Обод. В Барселоне нашли дилера родом из Украины, который и помог наладить сотрудничество с местными лазертаг-клубами. За первые два года количество контрактов Netronic в Испании выросло до 70.

Тогда же начали продавать и нескольким клубам в Германии, однако тамошний рынок был не столь готов воспринимать инновации, вспоминает Обод. Все изменилось во время пандемии, когда владельцы помещений в Европе и США повысили арендную плату для лазертаг-клубов. Здесь сработала разработка харьковчан, которая дает возможность играть в лазертаг под открытым небом.

«Раньше были инфракрасные передатчики, которые могли работать только в темноте. В своих бластерах мы имплементировали технологию, позволяющую играть и в ТРЦ, и в лесу», – говорит предприниматель. Владельцы клубов стали мобильными и могли не платить аренду каждый месяц, а привозить оборудование одним автомобилем и проводить игры на открытом воздухе. «Это была идея, которую мы уже долго использовали в Харькове, но в Европе она не была распространена», – утверждает он.

Для мобильных клубов было создано отдельное направление Airbunker – по изготовлению надувных фигур для обустройства локации игры в любом месте.

Airbunker – отдельное направление Netronic по изготовлению надувных фигур для устройства локации игры в любом месте

Airbunker – отдельное направление Netronic по изготовлению надувных фигур для устройства локации игры в любом месте

Бренд надежного поставщика

С 2015 г. соучредители Netronic почувствовали, что готовы презентовать продукцию за рубежом на отраслевых выставках. Больше всего трафика и клиентов продолжал генерировать онлайн-маркетинг, но в основном маржинальных партнеров находили именно на выставках, говорит Михаил Обод. «На первой выставке в Берлине в 2017 году мы получили 16 заказов, через полтора месяца в Орландо, США, – ни одного. Американский рынок начал у нас расти только с 2020–2021 года, потому что мы открыли офис и сервисный центр и стали ближе к клиенту», – объясняет предприниматель.

Расширение в США продолжилось и во время полномасштабного вторжения: рост продаж в стране в 2023-м – 105%, говорит Обод. «Кое-кто из американских клиентов даже донатил. Говорил: отправьте, если сможете, а если не сможете, то не нужно», – вспоминает Обод стремление американцев помочь компании выстоять.

Netronic пыталась удерживать бренд надежного поставщика, несмотря на войну среди клиентов в Европе и США, присылая им фото изготовленных заказов. «Мы пытались показать, что у нас все хорошо, если они спрашивали», – говорит Обод. Netronic релокировала свое производство на Запад страны, а паузы в производстве удалось перекрыть продукцией на складах: к 2022 году компания накопила 250 изготовленных комплектов и хранила их в Украине, а также в Эстонии и Франции.

Около 40% потенциальных клиентов таки отпали из-за страха неопределенности, из-за чего в 2022 году на некоторых рынках, кроме США, произошло снижение продаж. Однако амбиций предпринимателей это не убавило.

Планы вырасти в 10 раз к 2025-му пришлось скорректировать, однако пятикратный рост выглядит реалистично, убежден Обод, опираясь на показатели компании. Перспективы развития самой индустрии также обнадеживающие: только в США лазертаг-центры сгенерировали доход в $315 млн в 2021 году, а в текущем году эта цифра может возрасти до $380 млн, говорится в исследовании аналитической платформы Gitnux.

Обод видит некоторый потолок в производстве бластеров, поэтому ищет смежные направления для масштабирования, в частности активно развивает собственные технологии VR. «Важно постоянно сравнивать, что ты думаешь и как может быть по-другому», – говорит Обод.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине