Обладнання для лазертагу /Пресс-служба Netronic
Категория
Свой бизнес
Дата

Звездные войны на минималках. Украинская Netronic экспортирует бластеры для лазерных боев в 79 стран более чем на 100 млн грн. Как она смогла нарастить бизнес даже во время войны

5 хв читання

Харьковская компания Lasertag.net производит и поставляет оборудование для лазерных игр в 79 стран. Фото Пресс-служба Netronic

С 2013 года украинская компания Netronic производит оборудование для лазертага – традиционной американской игры с 1980-х, где участники стреляют с помощью бластеров с инфракрасным излучением. В течение большой войны участник Next 250 нарастил выручку, расширил поставки в США и Японию и развивает новые направления. Как принцип постоянных инноваций, помогает компании расширяться в любых условиях.

В марте 2022 года харьковская компания Lasertag.Net, входящая в группу компаний Netronic, отгрузила свой первый заказ в Японию. «Японцы смотрели новости и очень удивились, что мы смогли выполнить контракт», – вспоминает соучредитель и СЕО Netronic Михаил Обод, 36. Контракт был на 40 комплектов для лазерных игр, включающих бластеры, программное обеспечение и датчики, фиксирующие попадание лазера в игрока. В 2022 году этот клиент заказал у Lasertag.Net еще 115 комплектов.

Компания экспортирует свою продукцию в 79 стран, что составляет 95% ее продаж. Выручка компании в 2022-м составила 120–130 млн грн, по подсчетам Forbes. Это на 20–30% больше, чем в довоенный 2021 год. «Эти ребята очень открыты и ищут новые возможности», – рассказывает о соучредителях Netronic предприниматель Василий Хмельницкий, который до большому вторжения приглашал их стать резидентами своего индустриального парка Unit.City в Харькове.

Кроме комплектов для лазерных боев на свежем воздухе компания разрабатывает игровые наборы для закрытых помещений, производит надувные фигуры Airbunker для обустройства игровых локаций, а недавно стала разрабатывать системы дополненной реальности Vion VR. Что помогло добиться такого уровня?

Соучредитель и СЕО Netronic Михаил Обод

Соучредитель и СЕО Netronic Михаил Обод

От пейнтбола к бластерам

На идею производства оборудования лазерных бластеров основателей Netronic натолкнул пейнтбольный бизнес. В 2005 году Михаил Обод стал совладельцем пейнтбольного клуба Юрия Лавренова, 43. В то время основными их клиентами были мужчины, желавшие активно отдохнуть и выпить пива. Однако анализ продаж показал новую тенденцию – все больше заказов стали делать родители для проведения детских дней рождений. Совладельцы первыми среди пейнтбольных клубов переключились на младшую аудиторию, и это помогло достаточно быстро стать самым популярным пейнтбольным клубом Харькова, говорит Обод.

К лазертагу Михаил как профессиональный пейнтболист сначала относился скептически: лазерные бои выглядели как игрушки, ведь не давали такой реалистичности и боли, как от попадания красочных шаров. Однако именно эта характеристика оказалась наиболее подходящей для детей. «К нам начало приходить очень много детей, поэтому в 2011-м мы открыли в клубе новую услугу – лазертаг. Пейнтбольные маркеры тяжелые, и с ними можно играть только с 10 лет, тогда как с лазерными бластерами – с шести», – рассказывает предприниматель.

Через год после запуска лазертага в своем пейнтбольном клубе предприниматели принялись сами собирать, программировать и перепродавать бластеры. Команду инженеров в Харькове удалось собрать благодаря мощной технической базе университетов города, считает СЕО компании.

Перейти в В2В помогла практика инфобизнеса. Поскольку их пейнтбольный клуб был наиболее посещаемым в Харькове, совладельцы делились собственным опытом и проводили для других предпринимателей своей отрасли семинары по оптимизации бизнеса, увеличению прибыли, а также о новой услуге лазерных боев. Это помогло сформировать базу контактов из более чем 250 пейнтбольных клубов, которым и начали продавать свою разработку. Первый заказ собственного производства выполнили уже в 2014 году для владельца пейнтбольного клуба из Днепра.

«Мы выбирали между продукцией Netronic и еще одного украинского производителя. У последнего продукт был почти вдвое дешевле, но сомнительного качества и без поддержки, поэтому остановились на Netronic», – рассказывает владелец лазертаг-арены «Лайт Файт» в Тернополе Василий Панчишин. Он рассказывает, что Lasertag.net помогала ему рекламными материалами и обучением, как развивать бизнес в этой сфере.

«У них интересные технологические решения, например, импульсная отдача после выстрела, от чего особенно в восторге дети. Эта продукция универсальна для разных возрастов: от 5–6 лет и до взрослых – это еще один плюс», – говорит Василий Панчишин.

Продукция Lasertag.net универсальна для разных возрастов: как для детей от 5–6 лет, так и для взрослых

Продукция Lasertag.net универсальна для разных возрастов: как для детей от 5–6 лет, так и для взрослых

Экспорт через Google и земляков

Экспансию на зарубежные рынки начали с онлайн-рекламы в нескольких странах. Первой неожиданно для самих соучредителей выстрелила Испания. Это способствовало выгодному соотношению между затратами на онлайн-маркетинг и потенциальной прибылью. «В Испании оказалась более низкая цена лида в Google Adwords, чем в Украине, а цена продажи – вдвое выше», – рассказывает Михаил Обод. В Барселоне нашли дилера родом из Украины, который и помог наладить сотрудничество с местными лазертаг-клубами. За первые два года количество контрактов Netronic в Испании выросло до 70.

Тогда же начали продавать и нескольким клубам в Германии, однако тамошний рынок был не столь готов воспринимать инновации, вспоминает Обод. Все изменилось во время пандемии, когда владельцы помещений в Европе и США повысили арендную плату для лазертаг-клубов. Здесь сработала разработка харьковчан, которая дает возможность играть в лазертаг под открытым небом.

«Раньше были инфракрасные передатчики, которые могли работать только в темноте. В своих бластерах мы имплементировали технологию, позволяющую играть и в ТРЦ, и в лесу», – говорит предприниматель. Владельцы клубов стали мобильными и могли не платить аренду каждый месяц, а привозить оборудование одним автомобилем и проводить игры на открытом воздухе. «Это была идея, которую мы уже долго использовали в Харькове, но в Европе она не была распространена», – утверждает он.

Для мобильных клубов было создано отдельное направление Airbunker – по изготовлению надувных фигур для обустройства локации игры в любом месте.

Airbunker – отдельное направление Netronic по изготовлению надувных фигур для устройства локации игры в любом месте

Airbunker – отдельное направление Netronic по изготовлению надувных фигур для устройства локации игры в любом месте

Бренд надежного поставщика

С 2015 г. соучредители Netronic почувствовали, что готовы презентовать продукцию за рубежом на отраслевых выставках. Больше всего трафика и клиентов продолжал генерировать онлайн-маркетинг, но в основном маржинальных партнеров находили именно на выставках, говорит Михаил Обод. «На первой выставке в Берлине в 2017 году мы получили 16 заказов, через полтора месяца в Орландо, США, – ни одного. Американский рынок начал у нас расти только с 2020–2021 года, потому что мы открыли офис и сервисный центр и стали ближе к клиенту», – объясняет предприниматель.

Расширение в США продолжилось и во время полномасштабного вторжения: рост продаж в стране в 2023-м – 105%, говорит Обод. «Кое-кто из американских клиентов даже донатил. Говорил: отправьте, если сможете, а если не сможете, то не нужно», – вспоминает Обод стремление американцев помочь компании выстоять.

Netronic пыталась удерживать бренд надежного поставщика, несмотря на войну среди клиентов в Европе и США, присылая им фото изготовленных заказов. «Мы пытались показать, что у нас все хорошо, если они спрашивали», – говорит Обод. Netronic релокировала свое производство на Запад страны, а паузы в производстве удалось перекрыть продукцией на складах: к 2022 году компания накопила 250 изготовленных комплектов и хранила их в Украине, а также в Эстонии и Франции.

Около 40% потенциальных клиентов таки отпали из-за страха неопределенности, из-за чего в 2022 году на некоторых рынках, кроме США, произошло снижение продаж. Однако амбиций предпринимателей это не убавило.

Планы вырасти в 10 раз к 2025-му пришлось скорректировать, однако пятикратный рост выглядит реалистично, убежден Обод, опираясь на показатели компании. Перспективы развития самой индустрии также обнадеживающие: только в США лазертаг-центры сгенерировали доход в $315 млн в 2021 году, а в текущем году эта цифра может возрасти до $380 млн, говорится в исследовании аналитической платформы Gitnux.

Обод видит некоторый потолок в производстве бластеров, поэтому ищет смежные направления для масштабирования, в частности активно развивает собственные технологии VR. «Важно постоянно сравнивать, что ты думаешь и как может быть по-другому», – говорит Обод.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд