Категория
Новости
Дата

12 международных банков в Украине хотят ограничить программу кредитов «5-7-9%». Что пошло не так

4 хв читання

12 международных банков в Украине хотят ограничить программу кредитов «5-7-9%». Что пошло не так /Иллюстрация Getty Images

Иллюстрация Getty Images

Украинские банки выдали малым и средним предпринимателям (МСП) более 56 млрд грн по программе «Доступные кредиты под 5-7-9%». Проценты по этим кредитам вместо заемщиков частично или полностью оплачивает государство. Почему международные банкиры, работающие в Украине, пишут письма регулятору и Минфину, вместо того чтобы прекратить участие в программе

Еще в августе 2019-го тогдашний заместитель руководителя Офиса президента Алексей Гончарук во время делового завтрака с руководителями иностранных банков в Украине заявил, что власти ищут «собственную модель» дешевого кредитования «инструментами стимулирования», в противовес «инструментам ограничения».

На момент этого заявления объем кредитов, выданных МСП, третий год держался на уровне около 430 млрд грн. На фоне роста экономики происходил делевередж МСП, то есть уменьшение доли кредитного финансирования этого сектора.

Доступность финансирования действительно важна для МСП. А учитывая то, что в этом сегменте задействовано 6 из 10 украинских работников, вопрос доступных кредитов для малого бизнеса становится также политическим.

Что в теории

Для доступности кредитов решающими являются стандарты одобрения кредитных заявок финансовыми учреждениями, то есть требования банков к заемщикам и залогам. Жесткость или мягкость этих требований зависят от восприятия банками риска, стоимости средств и конкурентного давления. Вторым фактором доступности кредитов является размер реальных процентных ставок в банковской системе, то есть стоимость кредитов для заемщиков с учетом инфляции.

В рыночной экономике правительство не может непосредственно влиять на требования к заемщикам и на процентные ставки. Частные банки и государственные банки с надлежащим корпоративным управлением независимы в своих решениях.

Отклонение процентной ставки в меньшую сторону от точки рыночного равновесия административными рычагами или субсидиями (которыми, по сути, является государственная программа «5-7-9%») вызывает неравенство для бизнеса, стимулирует коррупционные и неконкурентные практики из-за превышения спроса на кредиты над предложением.

Так же принудительное занижение требований к заемщикам (которое возможно, например, в государственных банках со слабым корпоративным управлением) искажает оценку рисков финансовыми учреждениями, ведет к ухудшению качества кредитных портфелей и возникновению дисбалансов в экономике.

Поэтому в улучшении доступа к финансированию ответственное правительство ограничено инструментами, которые косвенно влияют на стоимость капитала, принятие рисков финансовыми учреждениями, способствуют увеличению доверия между участниками рынка, а также симметричному и широкому доступу к информации как на стороне спроса, так и предложения.

Целевое субсидирование допустимо только для выравнивания провалов рынка в рамках экономической политики.

Как на практике

Изначально программа имела целью стимулировать создание и расширение предприятий и рабочих мест. Уже в апреле 2020 года к программе добавили компонент рефинансирования существующих кредитов под 0% годовых. А в декабря 2020 года условия программы существенно либерализовали, добавив «антикризисный компонент» – компенсацию процентной ставки до уровня 0–3% годовых на финансирование оборотного капитала для бизнеса с годовым доходом до 20 млн евро.

За полтора года в рамках программы банки заключили кредитных договоров на инвестиционные цели на сумму 6,98 млрд грн – всего 12,3% от общего объема льготных кредитов. Остальные 87,7% – «антикризисные» кредиты (29,2 млрд грн) и рефинансирование (20,5 млрд грн). При этом 46% всех займов выданы представителям агробизнеса – больше, чем вместе взятым секторам торговли и услуг, наиболее пострадавшим от последствий пандемии.

Показательно, что хотя общий портфель льготных кредитов достиг уже почти 57 млрд грн, объем кредитов, предоставленный малому и микробизнесу (годовой доход до 10 млн евро), согласно статистике Нацбанка, за время работы программы вырос менее чем на 5 млрд грн, а кредиты ФОПам, которые НБУ учитывает отдельно, выросли на 3 млрд грн.

Подробная статистика, которая могла бы добавить прозрачности программе, финансируемой за счет налогоплательщиков, недоступна. В частности – по медианным объемам кредитов в разрезе отраслей и компонентам льготной программы, по формам юридических лиц, системе налогообложения и критерию связанности получателей займов.

Что с рисками

Привлекает внимание, что более двух третей «инвестиционных кредитов» приходится на три государственных банка – ПриватБанк, Ощадбанк и Укргазбанк. Тогда как в портфелях «антикризисных» кредитов и рефинансирования превалируют коммерческие банки. Такое расхождение указывает на различные подходы к оценке или восприятию рисков коммерческими и государственными банками.

Коммерческие банки не снижали требования к заемщикам по льготной программе, потому что субсидирование процентов государством не уменьшает рисков невозврата кредитов. Поэтому рефинансировали выданные ранее кредиты и давали «короткие» деньги на оборотный капитал понятному и стабильному бизнесу с ликвидными залогами (которыми, в частности, являются аграрии).

В противовес им государственные банки «не играют собственной шкурой» и это влияет на качество управления рисками. Украинские госбанки имеют длительную историю докапитализаций за счет лояльного акционера – государства. Согласно исследованию Центра экономической стратегии «Что делать с государственными банками?», даже реформа корпоративного управления не гарантирует госбанки от политического влияния или захвата государством.

И именно здесь можно искать объяснения, почему иностранные коммерческие банки публично призывали к сворачиванию программы вместо того, чтобы просто прекратить принимать в ней участие. Коммерческие банки могли исчерпать пул потенциальных получателей льготных кредитов, которые соответствуют их требованиям. И не хотят пассивно наблюдать за дальнейшим искажением рынка и увеличением рисков в системе в результате кредитования государственными банками.

В заключение

На сегодняшний день в рамках программы «Доступные кредиты под 5-7-9%» средства налогоплательщиков преимущественно расходуются на широкое субсидирование процентных ставок по кредитам для финансово устойчивого бизнеса. При этом субсидии (часть компенсируемых процентов) больше именно для нецелевых «антикризисных» направлений, хотя влияние карантина на малый бизнес сейчас несущественно, экономика растет. И это на фоне привлечения средств самим Минфином под 11–12,5%, которое толкает стоимость займов на рынке вверх.

Требования банков к заемщикам и залогам отсекают от программы большинство целевых заемщиков, которые действительно могут нуждаться в поддержке. Расхождения в оценке рисков коммерческими и государственными банками усиливают искривление рынка.

Частично помочь может изменение правил, которое оставит в программе только целевые инвестиционные кредиты для уязвимых секторов малого бизнеса, сделает невозможным выдачу кредитов среднему бизнесу через связанных лиц и иное нецелевое использование. Но важны также системные изменения, которые увеличат долю малого бизнеса, соответствующую одобрению кредитных заявок коммерческих банков.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд