Категория
Компании
Дата

Белые воротнички. Как пытаются выжить владельцы офисной недвижимости

Obolon Residences. /Ярослав Дебелый

Obolon Residences. Фото Ярослав Дебелый

В этой рубрике Forbes рассказывает, как бизнесы, которые оказались под ударом кризиса или рыночной трансформации, ищут пути к спасению и меняют бизнес-процессы

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Компании во всем мире сокращают офисы и откладывают расширение. По оценке девелопера UDP, четверть украинских компаний со штатом более 100 сотрудников хотят, чтобы 30% рабочих мест не были привязаны к офису. Вакантность украинских офисных центров выросла за 2020 год с 7% до 11,5%, а базовая арендная ставка снизилась на 15%, свидетельствуют данные Colliers International. 

Управленец Сергей Коваленко (ранее директор по развитию «Новой Почты» и председатель правления казахстанского АТФБанка) обсудил стратегию компаний, управляющих офисной недвижимостью, с коммерческим директором Dragon Capital Property Management Натальей Кравец и гендиректором Forum Group Еленой Мущенко. 

Наталья Кравец, коммерческий директор Dragon Capital Property Management

Под управлением – 13 офисных объектов общей площадью более 204 000 кв. м

О кризисе

Офисный рынок чувствует себя хуже, чем торговая недвижимость: предложение существенно выросло, спрос упал. Посещаемость в наших офисах упала на 20–60%, а вакантность в одном из бизнес-центров в начале пандемии увеличилась до 20%. Сейчас 15%. Арендные ставки просели в бизнес-центрах класса А на 10–15%, в классе B – на 15–20%. 

Сейчас компании работают по двум моделям: работа половины сотрудников в офисе или работа удаленно через день. Многие компании пока не понимают, сколько людей будет работать и как пойдет бизнес. В конце января появился спрос: на рынок вышли те, кто выжидал обвала цен, но понял, что этого не будет.

Прогнозы, что все покинут офисы и будут работать удаленно, преувеличены. Это может сделать только часть бизнесов. Многие компании рассматривают переход в форматы open space и hot-desking (офис без рабочих мест, закрепленных за конкретными сотрудниками. – Forbes). Но это мы наблюдали и до кризиса. Крупные IT-компании переоборудуют часть помещений под фитнес- и лаунж-зоны или игровые площадки.

Материалы по теме

О новой модели

Бизнес-центры трансформировать сложнее, чем торговую недвижимость. До кризиса фитнес-центр во львовском ТРЦ Victoria Gardens хотели переделать под коворкинг. Теперь там ритейл-зона, так как вырос спрос на помещения для outlet-магазинов. Мы пробовали открывать переговорные комнаты, но поняли, что это не бизнес арендодателя. Там другая бизнес-модель и нужна отдельная команда. 

В бизнес-центрах помещения до третьего этажа можно трансформировать под клиники, банки или торговые объекты. Мы достраиваем вторую очередь и добавляем несколько тысяч метров офисных помещений в ТЦ Piramida на Позняках. Компания скорее переедет в офис в спальном районе рядом с метро и торговым центром. Подобную логику мы внедрили и в других проектах – офисные помещения есть в ТРЦ в Виннице и Львове.

После локдауна вырос спрос на офисы «под ключ». Потенциальные резиденты не хотят инвестировать в ремонт стоимостью $200/кв. м, только 30–40% арендаторов выбирают офисы без ремонта, хотя раньше таких было 80%. В некоторых бизнес-центрах мы готовы адаптировать офис под запросы арендатора, который подпишет контракт на 12–36 месяцев. В долгосрочных контрактах предусматриваем существенное повышение арендной ставки через 24-36 месяцев.

Еще один выход – модернизировать офисы под запрос арендаторов. Например, карантин нарушил планы по сдаче этажа в 7000 кв. м в бизнес-центре во Львове, который готовили для трех компаний. Эти помещения уже «порезали» на меньшие: на офисы площадью 200–500 кв. м сейчас повышенный спрос.

Алена Остапчук, операционный директор «Luxoft Украина»

Для части сотрудников мы внедряем hot-desking. Опыт других компаний показывает, что подобный концепт не только оптимизирует расходы на содержание офиса, но и требует дополнительных инвестиций. Он может окупиться примерно за три года, сэкономить удастся только в долгосрочной перспективе.

Елена Мущенко, гендиректор Forum Group 

14 офисных объектов общей площадью 160 000 кв. м

О кризисе

В начале 2020 года некоторые наши бизнес-центры были заполнены на 100%. В карантин 15% площадей освободилось. В том числе и из-за сокращения офисов. Например, один резидент сменил площадь с 1500 кв. м на 750 кв. м. Потом произошла ротация и вакантность упала до 10%. 

В трех бизнес-центрах, которые мы построили в прошлом году, еще высокая вакантность. Но и они заполняются. 

Некоторые арендодатели демпингуют. Особенно те игроки, которые строительством бизнес-центров отбеливают деньги. В кризис им нужна заполняемость, и они «падают» до $5 за кв. м. Для цивилизованного игрока это кошмар. 

Цены аренды снизились на 15–20%, и в 2021 году они точно не вернутся на прежний уровень. 

В карантин мы заморочились с мобильным приложением для сервисного персонала. Клинингу приходят уведомления, когда в общих зонах проходят люди и можно убирать. До этого уборщицам приходилось регулярно ходить и проверять. Мы доходили до таких мелочей, потому что управлять по-прежнему нет смысла – не выживешь. Потом поняли, что сначала нужно дождаться, чтобы люди отошли от шока. 

О новой модели

Появляются новые арендаторы – частные школы и клиники, которым требуется не меньше 5000 кв. м. Некоторые компании хотят сменить большой офис на пять маленьких, которые территориально удобны сотрудникам. Кто-то ввел посменный режим работы. 

Бизнес понял, что работа из дому – это экономия. Рынок не будет стремительно поглощать площади, конкуренция ужесточилась. Количество клиентов уменьшилось, а сторонние агентства удвоили комиссию. Хотим улучшить эту математику: усилим работы по поиску новых клиентов.

Есть запрос на коворкинги, или «офисы одного дня». В четырех бизнес-центрах мы открыли one day office площадью 150–500 кв. м. Это не формат коворкинга, это полноценный офис, где могут работать сотрудники только одной компании. У коворкингов, как выяснилось, низкая маржа: затраты арендодателя выше на $400 за кв. м, чем в случае open space. Нужно нарезать офисы, скайп-холлы, ставить телевизоры и так далее. 

Мы готовы быстро перестроиться, если поймем, что все пессимистично.

Денис Тучков, руководитель направления по работе с клиентами Unit.City

Компании пытаются ужаться, но при этом они планируют рост числа сотрудников. Это приведет к тому, что одно рабочее место будет рассчитано на двоих или троих сотрудников. Но международные корпорации не пойдут в такой формат, чтобы избежать утечки информации.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине