СЕО Work.ua Артур Михно и СЕО креативного агентства Grape Юрий Гладкий создали манифест креативно-медийной индустрии. Цель – мотивировать агентство отказаться от сотрудничества с компаниями, которые не вышли с российского рынка. Впрочем, подписать его готовы не все. Почему и что хотят изменить с помощью манифеста
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
10 августа ресурс поиска работы Work.ua объявил о прекращении сотрудничества с компаниями и брендами, не вышедшими с российского рынка, сообщил в фейсбуке CEO Work.ua Артур Михно. Цена шага – разорванные контракты на сумму более 5 млн грн. Михно призвал конкурентов из robota.ua, Jooble и других приостановить взаимодействие с такими компаниями.
Тогда СЕО агентства Grape Юрий Гладкий решил: креативная индустрия нуждается в похожих решениях. С самого начала полномасштабного вторжения Grape не сотрудничает с компаниями, работающими на рынке России. «Но другие агентства подхватывали предложения от компаний, которым мы отказали», – говорит Гладкий.
12 августа Михно и Гладкий сообщили о решении сделать национальный манифест креативных и PR-агентств, которые не сотрудничают или разрывают контракты с брендами, не вышедшими с российского рынка. Через 10 дней появилась платформа с Манифестом креативно-медийной индустрии Украины.
На момент выхода текста манифест подписали 34 креативных, маркетинговых и PR-агентства. В колонке «Не определились» – еще 16. Гладкий считает это первым примером объединения креативной индустрии в Украине. Почему не все агентства и ассоциации спешат подписывать манифест и какие изменения ожидают его создатели.
Что может поменять манифест
По состоянию на 24 августа 2023 г. в России продолжают работать 1411 (41%) иностранных компаний, свидетельствуют данные exit_ru_bot от KSE Institute. Задекларировали намерение об уходе из РФ или приостановили деятельность 1212 (36%) компаний, сократили лишь часть бизнес-операций – 515 (15%), полностью вышли – 269 (8%). Среди иностранных компаний, работающих и в Украине, и в России, – Philip Morris, Japan Tobacco, Leroy Merlin, PepsiCo, Auchan, Metro AG, Nestle, свидетельствуют данные проекта Leave Russia от KSE.
«Мы отказывались от сотрудничества с Danone, «Райффайзен» и с брендами даже украинского происхождения, у которых есть связи с РФ», – говорит креативный директор и основатель Bickerstaff.567 Илья Ануфриенко. Потенциально это потеря от $100 000 до $500 000 в течение года, добавляет он. Агентство стало больше работать с фондами, грантовыми проектами и иностранными клиентами.
Grape с начала вторжения отказали более пяти крупным компаниям, работающим в России. Средние чеки агентства стартуют от $30 000–50 000. «Если бы мы согласились на сотрудничество, могли бы заработать $300 000–500 000, – говорит Гладкий. – Но масштабы бывают разными, это могли быть и миллионы долларов».
С начала полномасштабного вторжения процент компаний, сворачивающих операции в РФ, резко рос до середины апреля 2022 года, говорится в мониторинге KSE Institute. Но в течение октября 2022-го – апреля 2023-го соотношение тех, кто уходит, и тех, кто остается, практически не изменилось. Примерно 2000 заявок от иностранных компаний о выходе из рынка ждут одобрения от правительства РФ, но только чтобы рассмотреть их все, понадобится не менее восьми лет, по данным KSE Institute.
Почему украинские агентства продолжают сотрудничество с компаниями, не вышедшими из России? Одна из причин – деньги, считает Гладкий. И добавляет: у Grape количество запросов почти превышает довоенный показатель. Еще один аргумент за сотрудничество – бизнесы платят налоги в Украине и нанимают украинцев. Однако есть компании, которые делают так же, но, несмотря на убытки, оборвали связи с Россией, констатирует Гладкий.
Если с оставшимися в России компаниями откажутся работать талантливые люди, они будут давить на хед-офис и жаловаться, что с ними отказались работать качественные подрядчики, убежден Гладкий. «Они будут проигрывать позиции и отдавать долю рынка украинским и международным компаниям», – рассчитывает СЕО Grape.
Реакция рынка
Украинская креативная индустрия, по оценке Гладкого, насчитывает десятки тысяч человек. В Национальный рейтинг креативности и мастерства от Всеукраинской рекламной коалиции вошли 47 агентств. На странице манифеста их уже 50. Тех, кто официально отказался его подписывать, пока нет.
«В Украине все еще остаются компании, продолжающие развивать бизнесы, связаные с Россией», – констатирует Ануфриенко из Bickerstaff.567. Вместе с ними манифест поддержали 34 агентства, в том числе banda, Fedoriv Agency, PRojector, ISD Group. В креативном агентстве iamidea продолжаются обсуждения, команда просматривает контракты и общается с НАПК. Пока они в колонке «Не определились». Таких агентств 16.
Взвешивают решения не только в iamidea. Генеральный директор Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК) Максим Лазебник не разделяет методы инициаторов манифеста. «Кто-то не подпишет, и что?» – говорит он. Компании не выйдут с российского рынка ради украинского и репутации на нем, считает Лазебник.
Генеральный директор ВРК подвергает сомнению и то, что украинские сотрудники компаний, которые до сих пор работают в России, уволятся и найдут соответствующие должности и заработную плату. Впрочем, Михно писал, что рынок труда в Украине «фантастически возродился» – только на Work.ua более 90 000 вакансий. «Потребность в людях от украинских бизнесов колоссальна, поэтому каждый сможет найти альтернативную работу», – считает он.
В Publicis Groupe Ukraine призывы к бойкоту легальных бизнесов на территории Украины считают контрпродуктивными. Это приведет к потерям для украинской экономики, говорится в позиции компании. В частности, может снизить инвестиционную привлекательность Украины, ослабить финансовую поддержку социальных, благотворительных и оборонных инициатив.
«У креативной индустрии Украины есть ресурсы для конструктивного влияния на мнения людей, от которых зависит решение о выходе бизнесов из России», – добавляют в пресс-службе группы.
Впрочем, преимущественно креативщики готовы подписать манифест. «Его сообщение очень простое: мы приостанавливаем работу с компаниями, не вышедшими с российского рынка, – говорит соучредитель Angry agency Сергей Малик. – Так и должно быть, нет смысла с этим спорить».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.